А.В. Копытина

Материалы 60-летнего юбилея (архив сайта 2005 года)

Копытина_А.ВВ конце 60-х и начале 70-х годов прошлого века народное образование России претерпело коренные изменения. С тех пор прошло немало лет, и время многое стерло из памяти, оставив основное в ней. В это время вводились новые программы и учебники. Вводились они постепенно, начиная с 1 класса, поэтому мы и оказались у истоков перестройки. Новые программы, в отличие прежних, предполагали теоретическую основу обучения, новую подачу учебного материала, иную каллиграфию (безотрывное начертание букв, слогов, слов), систематическую проверку навыков чтения и некоторое другое. Начальная школа стала трехлетней. Приказом МП РСФСР Псковская область была определена экспериментальной, а в области — Опочецкий район. В Опочке находилось единственное учебное педагогическое заведение, которое готовило кадры для работы в младших классах. Работники кабинета начального обучения были приглашены в Центральный институт усовершенствования учителей на месячные курсы. Детально, по каждому предмету в отдельности, изучались учебные программы и учебники под руководством авторов. Нам было не всегда легко, так как в то время в кабинете работали два человека, а учите-лей начальных классов в области — 3 тысячи. Опорой нам стал коллектив Опочецкого педагогического училища. Нет возможности сейчас поблагодарить каждого поименно. Но низкий по-клон всем, кто работал с нами в этот трудный период. На базе педучилища проводились все курсы и многие семинары с учителями начальных классов. В это время, если мне не изменяет память, только 1% учителей начальных классов имел высшее образование. Остальным очень трудно было овладеть теоретическими понятиями, тем более использовать их в учебном процессе. Поэтому в работе с учителями приходилось пользоваться средствами обратной связи: проводить собеседования и практические работы (они бы-ли разрешены МП РСФСР). На открытых уроках старались помочь увидеть главное: использование теории для выработки умений и навыков. Эксперимент в Опочецком районе прошел удачно, в него постепенно втянулось боль-шинство учителей. Итоги работы по новым программам были заслушаны и одобрены на коллегии МП РСФСР. Для обеспечения дальнейшего успеха постоянно пропагандировали лучший опыт работы по новым программам. На базе школ проводили семинары с заведующими районными отделами народного образования, инспекторами и методистами роно, руководителями методических объ-единений учителей начальных классов. Нередко в их работе принимали активное участие ученые, работники НИИ Академии педагогических наук РСФСР, авторы и соавторы учебных про-грамм и учебников по чтению, математике, природоведению, специалисты по малокомплектной школе. Переход всей области на новые программы требовал не только большого количества лекторов, но и слова учителя, прошедшего впереди. На курсах в течение 3 лет одновременно занимались по 10-12 групп учителей, иногда в две смены. Кроме преподавателей педучилища подключались и работники ИУУ: З.П. Колосова, М.Е. Герасимова читали лекции по природоведению, А.П. Лидова — по русскому языку, Л.И. Тимофеева помогала проводить курсы. К этому времени сформировалась группа учителей, которая оказалась хорошим помощником. Некоторые из них читали лекции, но главное, делились опытом своей работы. В течение всех курсов работал методический кабинет, где была сосредоточена новейшая педагогическая литература, материалы из опыта работы. Большую помощь оказал райметодкабинет (Г.М. Ка-раида, М.П. Чернова). В последующие годы верными нашими помощниками стали многие. Вот только некоторые из них: З.П. Дедушкина, заслуженный учитель школы РСФСР (г. Великие Луки, средняя школа № 3), Л.В. Грановская (Порхов, средняя школа № 1), И.С. Сергеев и З.П. Репп, заслуженные учителя школы РСФСР (Красногородский район), Л.И. Монина, заслуженный учитель школы РСФСР (Себежский район), Л.И. Ясенко, В.В. Синькова, Е.И. Бакусова (г. Псков), Р.В. Белова (Псковский район), Н.И. Весекая и М.Ф. Боровьева, заслуженный учитель школы РСФСР (г. Печоры) и многие, многие другие. Опыт заслуженного учителя школы РСФСР И.С. Сергеева был представлен и одобрен на Выставке достижений народного хозяйства СССР. В те же годы школа не имела кроме фильмоскопа никаких технических средств обуче-ния, а необходимость их уже остро ощущалась многими учителями. Они искали выход. И вот первый «маяк» (так тогда называли лучших учителей) загорелся в средней школе № 3 г. Великие Луки. З.П. Дедушкина с помощью родителей оборудовала в классе техническое устройство с пультом управления на учительском столе и с табло на классном. Это позволило ей осуществлять постоянную обратную связь с каждым учеником. Опыт ее работы был обобщен и освещался в журнале «Начальная школа». Ежегодно, обычно во время весенних каникул, проводились областные педагогические чтения, на которых лучшие учителя делились опытом работы. Кроме того, в конце каждого учебного года кабинет готовил анализ качества знаний, умений и навыков учащихся. Нравственной опорой во всех наших начинаниях в эти годы, умными советчиками и опекунами были: Н.А. Данилов, директор областного ИУУ, М.Л. Воскресенский, заведующий облоно, Г.Ф. Наместников, заместитель заведующего облоно. Большое спасибо всем живым, светлая память тем, кого нет уже с нами.