Кафедра теории и методики воспитания

«В воспитании нет мелочей.
В нем все имеет смысл и приносит
далекие по времени отзвуки и последствия».
Аллан Фромм

Кафедра теории и методики воспитания была создана в институте в конце ноября 2001 года и стала сразу же главным в Псковской области центром научно-методического обеспечения процесса совершенствования и обновления воспитательной деятельности образовательных учреждений. В том же году в кафедру был включен кабинет воспитательной работы.

В 90-е годы XX века были созданы и успешно работали научные лаборатории «Воспитательная система образовательного учреждения» и «Сельская школа». В рамках их деятельности было подготовлено два диссертационных исследования: «Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения» (Степанов Е.Н.) и (Смекалова Е.М.).

В 2001 году начато новое научное исследование «Индивидуальностно ориентированный подход в деятельности педагога-воспитателя». По его итогам защищены диссертация Н.А. Алексеевой на тему «Индивидуальностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности классного руководителя» и Е.И. Барановой «Моделирование комплексных форм воспитания индивидуальности детей».

С 2008 года кафедра осуществляла научное исследование по проблеме менеджмента воспитания. В ходе него были созданы межрегиональный исследовательский коллектив «Менеджмент воспитания» и межрегиональное сетевое сообщество.

В 2014 году начато новое исследование по проблеме «Персонифицированная система воспитания ребенка».

В деятельности кафедры принимали участие известные псковские ученые и методисты: доктор педагогических наук профессор Л.М. Лузина, кандидат психологических наук доцент А.А. Андреев, кандидат педагогических наук Н.С. Малякова, кандидат педагогических наук Н.А. Алексеева, заслуженный учитель России В.Н. Щербакова, Е.Н. Прейскурант.

Сегодня в состав кафедры входят методисты Е.И. Баранова и Е.В. Володина, доцент Е.М. Смекалова и заведующий — доктор педагогических наук, профессор. Е.Н. Степанов, который руководит кафедрой с момента ее открытия.

IMG_3813

Основными направлениями работы кафедры являются следующие:

1) проведение курсовых мероприятий и выездных семинаров, способствующих повышению психолого-педагогической компетентности руководителей и педагогов образовательных учреждений, формированию у них системного видения процесса воспитания, актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с детьми
2) информационно-коммуникационное обеспечение организации учебного процесса со слушателями курсовых мероприятий
3) определение в ходе научного поиска возможностей и условий использования системного, индивидуальностного и персонифицированного подходов в процессе обучения и воспитания учащихся
4) научно-методическое обеспечение организации воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
5) разработка региональных и муниципальных стандартов воспитания в образовательных учреждениях
6) организация совместной деятельности с руководителями и педагогами образовательных учреждений области по обобщению и распространению опыта инновационных преобразований в практике воспитания учащихся.

Кафедра является ведущим в России центром исследования проблем воспитания. Ее сотрудниками впервые в стране были разработаны теоретические и методические основы моделирования воспитательной системы школы и класса, технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, основные компоненты индивидуальностно-ориентированного подхода в деятельности педагога-воспитателя. Научно-методические разработки псковских исследователей регулярно публикуются в центральных республиканских журналах, таких как «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Народное образование», «Воспитательная работа в школе», «Директор школы», «Завуч», «Практика административной работы в школе», «Школьные технологии» и др. Большой популярностью в стране пользуются подготовленные сотрудниками кафедры учебно-методические пособия «Планирование воспитательной работы в классе», «Воспитательный процесс: изучение эффективности», «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности», «Калейдоскоп родительских собраний», «Классные классные дела», «Современные подходы и концепции воспитания», «Классному руководителю о классном часе», «Педагогу о воспитательной системе школы и класса», «Воспитание индивидуальности», «Менеджмент воспитания.»

v_stend

 

Сотрудниками кафедры установлены тесные и плодотворные контакты с известными российскими учеными – Н.Е. Щурковой, Л.В. Байбородовой, И.Д. Демаковой, С.Д. Поляковым, Е.Н. Барышковым, Б.В. Куприяновым, Н.М. Борытко, И.А. Соловцовой и творчески работающими педагогическими коллективами учреждений образования Псковской области. На сегодняшний день в научно-исследовательской деятельности кафедры участвуют 26 образовательных учреждений области в качестве инновационных площадок.

В 2008 году сотрудниками кафедры воспитания создан межрегиональный исследовательский коллектив «Менеджмент воспитания», в который вошли ученые и педагоги Витебской области Республики Беларусь, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Кемеровской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Самарской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Челябинской, Ярославской областей, г. Санкт-Петербурга и республик Карелия и Удмуртия;  организовано межрегиональное сетевое взаимодействие с научными и практическими работниками в одноименном блоге.

v_blog