Е.Ф. Брагарь

Материалы 60-летнего юбилея (архив сайта 2005 года)

Начав в 1982 году свою трудовую деятельность в Псковской области и имея за плечами более десяти лет стажа педагогической работы в школах Литовской ССР, руководящей работы (инспектор отдела народного образования г. Витебска, учитель и заместитель директора одной из центральных школ г. Ленинграда), мне было очень интересно знакомство с совершенно незнакомой мне системой, системой начального профессионального образования. Начала работу с должности методиста, вскоре по сложившимся обстоятельствам я была переведена на должность директора УМК. Надо сказать, что коллектив данного учреждения был небольшой, всего 8 человек. Но за 9 лет работы возросло число, прежде всего, профильных методистов, и количество работников уже составляло 14 человек. Хочется отметить, что работать было интересно и увлекательно, так как приходи-лось осваивать со своими работниками азы профессиональной деятельности по многим рабочим профессиям. Работали в штате УМК в основном методисты, имеющие педагогическое образование. Одной из сложностей в работе было привлечение профильных специалистов, т.е. инженеров, практиков. Но существовавшая в те годы по линии Государственного комитета по профтехобразованию СССР и РСФСР практика организации повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецпредметов на базе территориальных органов управления системы начального профессионального образования, дававшая в обязательном порядке возможность прохождения стажировки на предприятиях, знакомила с другими регионами России, учебными заведениями, лучшими педагогами. Кроме того, областным учебно-методическим кабинетом ПТО не реже 4 раз в течение учебного года проводились заседания областных профильных секций, в состав которых входили представители всех учебных заведений области, ведущих подготовку по той или иной профессии. При УМК ежегодно по приказу Управления профтехобразования таких объединений (секций) создавалось порядка 25-27, в том числе и руководителей профессиональных училищ. Руководителями данных секций являлись как работники управления, методисты УМК, так и наиболее опытные инженерно-педагогические работники ПТУ. Надо сказать, что в эти годы достаточно активно внедря-лись в практику нашей работы нетрадиционные формы организации и проведения уроков, заседаний педагогических советов, методических комиссий в учебных заведениях. Каждое областное мероприятие проводилось на базе конкретного учебного заведения с обязательным проведением открытых уроков, открытых заседаний педагогических советов, методических комиссий, внеклассных мероприятий. Особый интерес вызывали у всех работников системы профтехобразования выездные семинары за пределы области: в Витебскую и Ленинградскую области и гг. Ленинград, Тарту. Теснейшие связи, установившиеся между областным управлением профтехобразования и ВИПКом (Всесоюзным институтом повышения квалификации работников системы НПО), находившемся в г. Ленинграде, позволяли и нам принимать в области специалистов данного института с лекциями и пр. На всю жизнь запомнились встречи и общение наших педагогов в ПТУ № 13 с В.Ф. Шаталовым выездной семинар в Ленинградской школе, посещение уроков учителя литературы Е.Н. Ильина. Результатом работы наших педагогов в те годы было то, что во всех проводимых республиканских педагогических чтениях представители нашей области являлись обязательными участниками (г. Москва, г. Новосибирск, г. Саратов). Учащиеся неоднократно являлись призерами республиканских конкурсов профессионального мастерства по самым различным рабочим профессиям. Большой и существенный опыт был извлечен мною за годы работы в УМК и при участии в огромном количестве российских и зональных семинаров-совещаний, научно-практических конференций, педагогических чтений, выставок, курсов повышения квалификации. Надо сказать, что география данных мероприятий достаточно обширна. Проводили и мы всероссийские мероприятия для работников системы НПО. Я счастлива, что жизнь свела меня с интересными, творческими людьми, работающими в системе начального профессионального образования, отдавшими ей многие годы своей жизни. Среди них Петров Дмитрий Сергеевич, Панова Майя Александровна, Корноухова Анна Васильевна, Осипенко Игорь Степанович, Васильев Михаил Ефимович, Барканникова Людмила Ефимовна, Бородавко Людмила Ивановна, Воронцова Валерия Павловна, Иванова Людмила Викторовна, Лебедев Олег Анатольевич, Наконечная Альбина Петровна, Волков Борис Алексеевич, Лизунков Игорь Петрович, Николаева Валентина Федоровна, Латинская Альбина Петровна и многие, многие другие. Всех не назвать, но я благодарна всем им, так как я училась вместе с ними, и за это им огромное спасибо. А сколько замечательных мастеров производственного обучения (Федулов Владимир Ильич, Филиппова Полина Максимовна. Семенов Герман Михайлович) работают в системе, которые, не имея специального педагогического образования, — мастера своего дела, которые увлеченно и самоотверженно учили непростых, а чаще всего самых сложных, социально незащищенных ребят конкретному делу, профессии, и при этом большинство из них получали полное среднее образование, имели возможность продолжить учебу и стать замечательными специалистами и хорошими людьми. Отельное спасибо судьбе за возможность работать вместе не один год с коллегами областного института усовершенствования учителей. Здесь хочется вспомнить интереснейшую работу в областном педагогическом обществе, возглавляемым П.П. Лукиным, директором института В.И. Мануйловой, Ю.Н. Андреевым и многими другими. Это участие в Российском слете передовиков педагогической общественности в Москве.