Псковский областной институт повышения квалификации работников образования

БИБЛИОТЕКА

English

 

 

©cnpi 2005

 

НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНЬЯ
(Образ женщины в русской живописи)

Форма: литературно-художественный вечер
Цели: - содействие нравственному и эстетическому воспитанию школьников, развитие кругозора учащихся, формирование и поощрение интереса к литературе по искусству.
Возраст: учащиеся 9-11 классов.
Количество участников: 1-2 класса.
Место проведения: библиотека, кабинет МХК.
Оборудование: - диапроектор или эпипроектор,
- набор слайдов или фотографий,
- музыкальная аппаратура или пианино,
- пластинки, аудиокассеты.
Этапы подготовки и проведения:
а) подготовительный этап:
-выбор аудитории и участников вечера;
-распределение ролей и постановка задач;
-подбор музыкальных фрагментов;
-подбор литературы для обзора;
-организация книжной выставки;
-распределение книг для обзора ;
-индивидуальная работа со школьниками;
-объявление о вечере.
б) проведение вечера:
- подготовка класса;
- вступительное слово учителя МХК;
- литературно-художественная часть;
- обзор литературы.
Советы по проведению: вечер можно проводить в аудитории, где столы расставлены по кругу для создания неформальной обстановки.
Музыкальные фрагменты желательно включить в исполнении учащихся.
Для проведения литературно-художественной части рекомендуется выбрать двух ведущих. Стихи желательно раздать как можно большему количеству учащихся.
Обзор литературы проводится следующим образом - каждая книга представляется одним учеником, который рассказывает о ней со своего места.

Литература:
1. Алпатов М. Немеркнущее наследие: Книга для учителя / Сост. С.Н. Истратова. М., 1980.
2. Алянский Ю. Рассказы о русском музее. Л., М., 1964.
3. Бочаров И., Глуканова И. Карл Брюлов. М., 1984.
4. Детская энциклопедия в 12 т. 3-е изд. Т.12. Искусство. М., 1977.
5. Дмитриева Краткая история искусства. Вып.1. М., 1985.
6. Искусство: Книга для чтения / Сост. М.В. Алпатов. М., 1958.
7. История русского искусства / Под ред. Н.А. Бартенева, Р.И. Власовой. 3-е изд. М., 1987.
8. Коваленская Н. История русского искусства 18 века. М., 1962.
9. Любимов. Л. Искусство древней Руси: Книга для чтения. М., 1981.
10. Островский Г. Перед загадками старых картин. М., 1968.
11. Островский Г. Рассказы о русской живописи. М., 1987.
12. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. М., 1999.
13. Этюды об изобразительном искусстве: книга для учащихся /Сост. Н.Н. Платонов, В.Ф. Тарасова. М., 1980.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Звучит музыка

Вступление учителя: В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, тема материнства. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы о ней творили.
Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.
Не составляет исключения и Россия. 9 веков русского искусства - это 9 веков русской истории, смены поколений, систем правления; это 9 веков изменения привычек, обычаев, мировоззрения. Естественно, идеал женщины, женской красоты менялся в течение этого времени, что нашло отражение и в живописи.

Звучит музыка

Ведущий: В древней Руси не существовало светского искусства. Однако свой идеал женственности люди выражали в иконах, в образах Богородицы и святых.

На экране икона "Владимирская богоматерь"

Ведущий: Одна из известных нам древнейших икон "Владимирская богоматерь", написана в XII веке. Это типичное произведение средневекового искусства. Сын тянется к матери, обнимает ее, вопрошает по-взрослому осмысленным взглядом. Мать отвечает спокойным наклоном головы, она прильнула к его щеке, но не смотрит на сына. Она смотрит на зрителя, как бы обращая его внимание на того, кого она боготворит своей любовью, но не в силах спасти.

Чтец:

Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед - и ясным оком
Голгофу видит пред собой.

(А.К.Толстой)

Ведущий: Истолковывая и дорисовывая образ Богородицы, люди выражали свои идеалы. К концу XYI-XYII века в России появляется светское искусство. В моду входят парсуны, которые внешне очень напоминают иконы, но на которых, как правило, изображаются реальные люди.

На экране портрет Екатерины Г .Мусикийского

Ведущий: Петровская эпоха с ее реформами приносит обновление во все сферы жизни русского общества, в том числе и в искусство. Кстати, искусство переносит реформы достаточно легко. Традиционная система иконописи сдала свои позиции без боя, потому что она исчерпала себя как законченная форма живописи .На смену ей приходит портрет и иконописцы с легкостью становятся живописцами.

И вот, к концу 18 века русская портретная живопись развилась поистине блистательно. Одной из главных тем здесь становится воспевание идеального образа женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье, в чем бы оно не заключалось. Женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. В портретах художников-иностранцев в России дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники - Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский вносят в этот образец психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи женского всевластья, мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние. Главное в жизни - властвовать в сердцах мужчин.

На экране слайд Ф. Рокотов "Портрет неизвестной в pозовом платье"

Ведущий: Это эпоха авантюрных биографий: Софии Потоцкой - гречанки, проданной в Стамбуле на базаре за гроши и купленной через 10 лет графом Потоцким у графа де Витта за 2 млн. злотых, племянниц всесильного князя Потемкина-Таврического, которым любвеобильный дядя дарит огромные состояния, прельщающие самых знатных женихов, Екатерины Орловой, вытеснившей императрицу из сердца своего мужа.

На экране Ф. Рокотов "Портрет А.П. Струйской"

Чтец:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза как- два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

(Н.Заболоцкий)

Ведущий: Особенно интересна судьба Александры Струйской. 18-ти лет от роду она была просватана за богатого, дикого и сумасбродного помещика, который славился своими странными причудами. К свадьбе Струйский готовился долго и торжественно. Известнейшему в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты - Струйского и его невесты.

Вот и Струйская. Она была ангельски мила и приветлива. В отличие от многих известных красавиц своего времени - княгини Орловой, графини Санти, княгини Голициной красота Струйской несла в мир добро и любовь. Это притягивало и притягивает к ней всех.

Ведущий: Но не только известные красавицы и дамы высшего света привлекали внимание живописцев. Пример тому - "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" И. Аргунова.

На экране И. Аpгунов "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме"

Ведущий: В этом портрете прежде всего поражает подробность письма, которая не только не мешает, но и подчеркивает гармонию. Молочная белизна лица оттенена ржаным золотом шитья и приглушена красным цветом сарафана, кокошника, бус. Плавность основных линий, округленность формы отвечают мягкой поэтичности образа.

Чтец:
...Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

(Н.Некрасов)

Ведущий: В ряде портретов наряду с очарованием, поэтичностью мы видим в образах женщин величие и мудрость, возвышенность мыслей и чувств, о которых так любила распространяться в своих письмах философам Екатерина II.

На экpане Д. Левицкий «Поpтpет Екатеpины II виде законодательницы в храме богини Правосудия»

Ведущий: В ее портретах, портретах Е. Дашковой, статс-дамы Трубецкой они изображены за письменным столом, занимающимися научными и государственными делами. Например, портрет Екатерины II Д.Левицкого.

На экране Д. Левицкий "Портрет Г.И. Алымовой"

Ведущий: В систему воспитания дворянских девушек как обязательные входят занятия литературой, музыкой, живописью, танцами. Под влиянием идей французского Просвещения Екатерина II сама составила программу воспитания "идеальной дворянки". Портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц кисти Д.Г.Левицкого как бы отражают эту педагогику. Художник изображает девушек в театрально-праздничной приподнятости. По этим портретам можно одновременно изучать и воспитательную систему, и характер каждой изображенной, и костюмы эпохи. Идеальное и жизненное сплетаются в один ряд.

Чтец:

Не нимфы ль богинь пред нами
здесь предстали?
Иль сами ангелы со небеси сошли
Ко обиталищу меж смертных на земли,
Что взоры и сердца всех зрителей
питали.
Как солнечны лучи, так взоры их
сияют,
С красой небесною краса сих нимф
равна,
С незлобием сердец невинность их
явна,
Конечно, божество они в себе
являют...

(А. Сумароков)

Ведущий: Так описал "смольнянок" поэт Сумароков, будучи свидетелем их прогулки в Летнем саду.

В 90-е годы XYIII века в России распространилось стремление художников к героизации и возвышенному стилю в портретах, что диктовалось эстетическими нормами классицизма.

На экране Ф. Боровиковский "Портрет Великой княжны"

Классицизм предписывал при изображении женщин величественно скромную одежду греческих богинь. Ткани естественно облегали стан, поэтому легко было придать изящество позе. Подчеркнутая простота одежды давала художникам возможность уделить особое внимание пластическому совершенству шеи и рук. На портретах художника Ф. Боровиковского женщины уже не носят пышных обольстительных нарядов, а одеты в простые одеяния античных богинь. В самых его известных портретах М. Лопухиной и Е.Нарышкиной героини вполне соответствуют идеалу времени и в то же время неповторимы в своей красоте и обаянии.

На экране Ф. Боровиковский "Портрет Лопухиной"

Чередование самых противоречивых и тонких чувств у Лопухиной отражено нежной живописью, ее мягкой холодной и светлой гаммой. Это создает особую поэзию образа той, которая вдохновляла поэтов на стихи как при жизни, так и после смерти.

Чтец:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали...
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела
И будет этот взгляд и прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать
Уча его любить - страдать - прощать - молчать...

(Я.Полонский)

На экране портерты О. Кипренского "Портрте С.С. Щербатовой", "Портрет М.А. Потоцкой, сестры ее С.А. Шуваловой и "эфиопянки"

 

Ведущий: Романтизм - новая эпоха в женском портрете. Тонкие движения души, особая чувствительность, присущая новому идеалу женщин, выдвинутому творчеством Карамзина, Жуковского оказали большое влияние на Кипренского и других художников первой половины XIX века. Их портреты все больше отражают все характерные черты романтизма.

На экране О.Кипренский "Портрет Н.В. Кочубей"

Чтец:

Ее уж нет! Все было в ней прекрасно!
И тайна в ней великая жила,
Что юношу стремила самовластно
На видный путь и чистые дела.
Он чувствовал - возвышенные блага
Есть на Земле! Есть целый мир труда
И в нем надежд и помыслов отвага,
И бытие привольное всегда!..

(Н. Языков)

Ведущий: В середине XIX века женские образы на портретах уже лишены возвышенности предыдущей эпохи. В портретах К.Брюллова, В.Гау и других художников прежних мечтательниц сменили кокетки. Внутренний мир как особая тема в женском портрете сходит на нет. По портретам этого времени мы можем изучать модные платья и шляпки. Женщины изображаются на фоне нарядных интерьеров своих дворцов, в прелестных парках, с любимыми собачками. В портретах подробно выписаны бархат, кружева, драгоценности и перья на шляпах. Часто художники самозабвенно выписывают дорогие ткани и меха, как бы забывая о самих персонажах, которые кажутся куклами.

На экране портреты К. Брюллова

 

Ведущий: В парадных портретах Брюллова изображены светские красавицы среди роскошной обстановки, в пышных нарядах. В их бледных красивых лицах - аристократическая надменность, уже нет простоты и сердечной отзывчивости, свойственной женщинам на портретах романтической эпохи.

На экране "Портрет графини Самойловой с приемной дочерью А. Паччини " К. Брюллова

Чтец:

Я весела средь говора и смеха
В живом кругу знакомых и друзей.
Я весела... и светского успеха
Отраден блеск для гордости моей.
Но в тайный час мечты уединенной,
В раздумья час, в домашней тишине,
И страх и скорбь встают в душе смятенной,
И скорый путь на ум приходит мне...
Улыбки им - всем чуждым, проходящим,
Им всем - красно иль сладко говорящим,
Улыбки им - в отплату и в ответ!...

(Е.Ростопчина)

На экране В. Тропинин "Кружевница"

Ведущий: В противовес таким портретам в русском искусстве 1 половины XIX века появляется новое движение "простонародного" женского портрета - сентиментального у Тропинина и поэтичного у Венецианова.

На экране А. Венецианов "Крестьянка с бабочками"

Эти художники создают идеализированный образ женщины из народа, вслед за ними художники-передвижники создали нравственный образ женщины-труженицы.

Звучит музыка

Ведущий: В начале XX века в искусстве появляются новые тенденции. Художники начинают искать новые формы в живописи. Некоторые художники ищут для себя идеалы в будущем, некоторые обращаются к прошлому. Женские образы теперь часто лишены простодушности, открытости. Характерна в этом отношении живопись Виктора Борисова-Мусатова. О воспринимает действительность через представление о зыбкой, неясной мечте. Очень часто его женские образы неотделимы от пейзажа.

На экране В. Борисов-Мусатов "Водоем"

Чтец: "В водоеме в летний день отражаются небо и деревья. У воды тоскуют о чем-то печальноокие женщины. Одна сидит, другая стоит подле. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. И тихая гладь пруда, и мечтательные призраки женщин, и неподвижные деревья заворожены тайной бытия. Старый волшебник Время заколдовал все. Все женщины стали спящими царевнами. И никто живой не проникнет в заколдованный сад. Память о прежнем овеяла нежной сказкой реальные видения. И мнится, что и природа, и люди - застывший сон. Какой-то особенной жизнью тихого, почти небывалого спокойствия охватывает эта картина. Погруженные в созерцание своих видений, женщины Борисова-Мусатова словно не могут очнуться от сна."

На экране К. Сомов "Портрет дамы в голубом"

Ведущий: У художника К. Сомова идеал красоты не был устремлен в будущее. "Дама в голубом" типична в этом отношении. Ее композиция аналогична парадным портретам 18 века. Внешняя атмосфера картины успокоите льна, даже несколько театральна, но с этой атмосферой как бы контрастирует лицо женщины - щемяще- тревожное, как бы даже тронутое болезнью. Кстати, это лицо соученицы Сомова по Академии художеств Е.М. Мартыновой, которая умерла через 4 года от чахотки.

Чтец:

Твои глаза - как тихая вода в заре вечерней.
Твоя душа - как светлая загадка той воды.
Все в жизни в изменении, и каждый час - неверней.
Твое прикосновение - как белый луч звезды.

Мерцает лишь зарницами - далекий праздник грома
Замедленные сумерки - лишь просветленный день.

Я долго был в изгнании - с тобой я вечно дома.
Я видел много призраков - твоя отдельно тень.

(К.Бальмонт)

На экране М. Врубель "Гадалка"

Чтец:

Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь.
Так вот что так влекло сквозь бездну грустных лет,
Сквозь бездну дней пустых, чье бремя не избудешь.
Вот почему я - твой поклонник и поэт!

Здесь - страшная печать отверженности женской
За прелесть дивную - постичь ее нет сил.
Там - дикий сплав миров, где часть души вселенской
Рыдает, исходя гармонией светил.
Сама себе закон - летишь, летишь ты мимо,

К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе - лишь красный облак дыма,
Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!

(А.Блок)

Ведущий: Образу женщины у М. Врубеля присуща драгоценная хрупкость мечты, пожелавшей на краткий миг воплотиться в реальность. Вымышленное у него сплетается с действительным, духовное - материализуется, материальное - одухотворяется. В "Гадалке" выражено интимное лирическое начало. В сложнейших переливах тона и цвета, в ударах багрового и коричнево-черного орнамента слышатся какие-то глухие звенящие, завораживающие звучания, которые как бы передают вибрацию души женщины, ее тайну. Создавая определенное настроение вся живопись символизирует ее внутренний мир, пространство ее души.

Звучит музыка

Ведущий: Представители русского авангарда в своем творчестве пытались отойти от традиционных правил живописи и искали часто совершенно новые формы.

На экране К.Малевич "Девушка с красным гребнем"

Ведущий: Любопытна картина крупного русского авангардиста Казимира Малевича "Девушка с красным гребнем". Здесь художник не пишет, а будто бы лепит, воссоздает с помощью мелких спаянных мазков хрупкий и очень жесткий облик, в котором нет ничего сиюминутного, индивидуального, телесного. Женский образ Малевича неконкретен, универсален, но несмотря на это в картине чувствуется внутреннее напряжение и драматизм, а может быть, даже и трагизм.

Чтец:
Бабэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

(В.Хлебников)

Ведущий: Для многих художников женский образ ассоциировался с темой материнства.

Чтец: С какою нежностью покоит на руках
Она свое дитя в задумчивом молчаньи!..
На сомкнутых губах лежит печать страданья,
И ласка тихая в опущенных глазах...
С тревогою прижав дитя к груди своей,
В его грядущее она глядит с тоскою,
И хочет мать закрыть беспомощной рукою
Свое дитя от слез, печали и скорбей...

(Г.Галина)

На экране К. Петров-Водкин "Мать"

Ведущий: Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала 20 века - К.Петрова-Водкина. Картина "Мать" представляет собой завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. Картина отличается особой ясностью и прозрачностью красок среди которых доминируют пылающе-красная и различные оттенки ультрамариново-синих. Это - гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей - раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это - возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим общим обликом, силуэтом напоминает мадонну.

Ведущий: Образ женщины за 9 веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но, по сути своей сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.

Звучит музыка

Библиотекарь: Существует множество прекрасных изданий, посвященных художникам, о которых мы сегодня говорили. Возможно, вам будет интересно познакомиться с некоторыми из них.

Учащиеся представляют книги и альбомы.

В заключение библиотекарь приглашает всех приходить в библиотеку.

Подготовила В.Б. Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО

на главную