ПУШКИН
И ГЛИНКА
Форма:
литературно-музыкальный вечер
Цели:
- повышение общей культуры школьников,
- содействие эстетическому воспитанию,
- знакомство с образцами русской музыкальной культуры.
Возраст:
учащиеся старших классов.
Количество
участников: 1 –2 класса.
Место
проведения: концертный зал, читальный зал, класс.
Оборудование:
- музыкальная аппаратура, пианино, пластинки, аудиокассеты, книжная
выставка, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки.
Советы:
Литературно-музыкальный вечер будет более эффективным, эмоциональное
восприятие более полным, если все романсы и музыкальные фрагменты будут
звучать в "живом" исполнении. Не рекомендуется перемежать
музыкальные записи с живым исполнением.
Литература:
1. Басина М. На брегах Невы. М., 1969.
2. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М., 1982.
3. Гессен А.И. Звучал мне долго голос нежный... Музыкальная жизнь. 1972.
№ 22.
4. Глинка М. Записки. - Л., 1953.
5. Гольдфайн Л. Пушкин и музыка. Воспитание школьников.1997. № 6.
6. И я открою свою землю... (Глинка). - М., 1976.
7. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1987.
8. Орлова А.А. Глинка в Петербурге. Л., 1970.
9. Попов Н. Вечер поэзии русского романса. Воспитание школьников. 1995.
№ 5.
10. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-т. Т.1-3. М.,1962.
11. Пушкин в музыке. Справочник. М., 1974.
12. Рудь И. Страницы музыкальной Пушкинианы. Музыкальная жизнь. 1974.
№ 11.
13. Слово о музыке. Русские композиторы 19 века. М., 1990.
14. Соболева Г. Русский романс. М., 1995.
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ
Звучит «Вальс» А. Грибоедова
Ведущий:
Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто
невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относятся
и современники - А.С. Пушкин и М.И. Глинка.
Чтец:
Русский критик В. Стасов писал: "...Глинка имеет в русской музыке
такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты,
оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба
- глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных
элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии,
другой в музыке".
Ведущий:
Попробуем перенестись в Петербург 19 века. Светская жизнь кипела ключом:
балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке.
Он был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей
суетной жизни.
Чтец:
Из рассказа брата Льва: «По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался
своей молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой
свет, то шумные пиры, то закулисные тайны».
Ведущий:
Пушкину нравились балы. «Во дни веселий и желаний Я был от балов без
ума...» Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь
в «Евгении Онегине».
Чтец:
Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Ведущий:
Однако скоро светские развлечения приелись ему. Другие интересы пришли
им на смену.
Чтец:
Из записок А.П. Керн: "При воспоминании прошедшего я долго и часто
останавливаюсь на том времени, которое ознаменовалось поэтической деятельностью
Пушкина и отметилось в жизни общества страстью к чтению, литературным
занятиям и, если не ошибаюсь, необыкновенною жаждой удовольствий. И
тогда снова оживает передо мною доброе старое время, кипевшее избытком
молодых сил. Я вижу веселый, беспечный кружок поэтов той эпохи, живший
грезами о счастии. Из него выделяются в моем воспоминании с особенной
ясностью: Пушкин, Дельвиг и Глинка".
Ведущий:
Действительно, различные кружки стали чрезвычайно популярными в то время.
Кроме того, очень модными и посещаемыми стали литературно-музыкальные
салоны. Вспомним строки из "Евгения Онегина":
Чтец: В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской,
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ее ушей
Живою странностью своей
Ведущий:
Здесь собирались сливки общества, сюда приходили поэты, музыканты, художники,
здесь беседовали, слушали музыку.
Звучит «Вальс» А. Даргомыжского
Ведущий:
В начале 19 века в России появляется романс и сразу завоевывает крепкие
позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому
жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия
музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова
делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19
века.
Чтец: Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает, но я,
тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
и петь, и плакать, и любить.
(В.И. Красов «Звуки»)
Ведущий:
Если мы послушаем романсы того времени, то услышим проникновенные слова
о любви, дружбе, в них часто звучит тоска по минувшему, грусть от неразделенной
любви.
Звучит романс Глинки "Как сладко с тобой мне быть"
Ведущий:
Одним из наиболее талантливых и быстро подающих надежды композиторов
того времени был Михаил Иванович Глинка. Он родился в 1804 году в семье
богатого помещика. В детстве получил много музыкальных впечатлений.
Например, после одного из концертов крепостного оркестра своего дяди
мальчик получил сильное потрясение.
Чтец:
Из воспоминаний Глинки: «Музыка произвела на меня непостижимое, новое
и восхитительное впечатление, я оставался целый день... в каком-то лихорадочном
состоянии...»
Ведущий:
Он не собирался быть музыкантом или профессиональным композитором, однако
судьба неудержимо влекла его к музыкальной деятельности. "Что же
делать? ...Музыка - душа моя" - отвечал он как-то своему учителю.
В
20 лет Глинка создает свой первый романс, в 34 года он - уже известный
русский композитор, на счету которого романсы на слова известных поэтов
того времени - Жуковского, Баратынского, Козлова и других.
Ведущий: Романсы Глинки - это лирический дневник жизни композитора,
его размышления о жизни, зарисовки природы. Например, за границей он
пишет романс "Венецианская ночь" на слова поэта Ивана Козлова.
Это романс - картина, композитор изображает в звуках красоту южной ночи,
таинственное влечение страстей. Он говорил, что в передаче пейзажа важнее
всего "душевное настроение, производимое подобным зрелищем"
и его "целиком можно выразить музыкою". В романсе "Венецианская
ночь" Глинка показал себя не только мастером музыкального пейзажа,
но и блестящим стилистом, который передал в музыке интонации и ритмы
итальянских баркаролльных песен.
Звучит романс Глинки "Венецианская ночь"
Ведущий:
А что же Пушкин? Александр Сергеевич любил музыку. Вспомним строки из
"Каменного гостя":
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия...
Стихи его чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень
многих композиторов привлекало его творчество. Около 500 сочинений великого
поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений.
Чтец: Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
...........................................
Скоро, скоро холод зимний
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.
Ведущий:
Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить
о романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других. Возможно, оттого,
что в лирике поэта и в музыкальном творчестве Глинки много родственного.
Мы можем увидеть совпадение мироощущения. Это сказывается в тяготении
к светлым, возвышенным образам. У Пушкина и Глинки горе никогда не бывает
надрывным, радость - безоблачной, любовь - спокойной.
Естественно, что два таких известных и близких по мироощущению человека
не могли не встретиться. И, действительно, они и часто бывали в одном
и том же обществе.
Чтец:
Глинка вспоминал позднее о субботах Жуковского: "... у него еженедельно
собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще
людей, доступных изящному... А.С .Пушкин, князь Вяземский, Гоголь были
постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою "Женитьбу"...
Иногда вместо чтения пели , играли на фортепиано, бывали иногда и барыни,
но которые были доступны изящным искусствам".
Ведущий:
Пушкин и Глинка встречались и у Дельвигов, Олениных, у М.Л. Яковлева,
у сестры Пушкина - Ольги Павлищевой.
Чтец:
Из воспоминаний Глинки: «...Около этого же времени я часто видался с
известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным … и пользовался
его знакомством до самой его кончины».
Ведущий:
Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе,
не только общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество
друг друга.
Как-то Грибоедов сообщил Глинке тему грузинской песни. Мелодия так понравилась
А.С. Пушкину, что он пишет на музыку стихи "Не пой, волшебница,
при мне". Это было в 1828 году. Первая редакция романса не была
опубликована. Готовя заключительную редакцию романса, Глинка заменил
слова "волшебница" на более удачное "красавица".
Звучит романс Глинки "Не пой, красавица, при мне"
Ведущий:
Многие романсы Глинки вызывались к жизни сильными впечатлениями. Будучи
натурой страстной, легко увлекающейся как, кстати, и А.С. Пушкин, он
часто испытывал чувства восхищения, радости и это воплощалось иногда
в прекрасных творениях его музы. Так родился один из лучших романсов
Глинки "В крови горит огонь желанья". Он был посвящен Каролине
Колковской - ученице театрального училища. По просьбе директора императорских
театров Глинка стал учить пению четырех лучших воспитанниц театральной
школы.
Чтец:
Из воспоминаний Глинки: "Все они были хорошенькие, между ними была
также известная в то время красавица Степанова. Но не она, а другая
воспитанница, не столько красивая , мало-помалу разбудила поэтическое
чувство в душе моей".
Ведущий:
Все звали ее Линочкою. Глинка шутил : "Она - Линочка, а я - Глиночка".
Романс, написанный на стихи Пушкина Глинка посвящает ей.
Чтец:
Глинка писал: "Этот романс написал я 20 или 21 мая того же 1838
года … и послал его в письме к Нестору Кукольнику для доставления бывшей
ученице моей, о которой сохранил еще живое воспоминание. К этой музыке
подобраны впоследствии слова Пушкина"...
Ведущий:
Глинка сам часто пел этот романс с большим чувством.
Звучит романс "В крови горит огонь желанья"
Ведущий:
Еще более полное слияние стихов и музыки присутствует в другом романсе
на стихи А.С. Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Петровне
Керн, с которой познакомился в 1819году и которой был увлечен до такой
степени, что выскочил неодетым на мороз, чтобы проводить ее. После этого
бала Пушкин не встречался больше с Анной Керн и в 1825 году, в Михайловском,
он был приятно удивлен, встретив ее, такую же красивую и обаятельную.
Затухшее чувство пробуждается вновь в сердце поэта. Они много времени
проводят вместе. Пушкин читает в Тригорском своих "Цыган",
Стремясь выразить свою признательность поэту, Анна Петровна поет для
него "Венецианскую ночь" Глинки.
Чтец: Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков.
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
Ведущий:
Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом, рядом лежал цветок гелиотропа,
сорванный Анною. Горела свеча. На листок бумаги ложились строки:
Чтец: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Ведущий:
На следующий день Анна уезжала и Пушкин пришел проводить ее и вручил
ей небольшой листок со стихотворением, которое было ей посвящено. Это
было стихотворение "Я помню чудное мгновенье".
Прошло 15 лет. В 1839 году судьбе было угодно, чтобы дочь Анны Керн
- Екатерина Ермолаевна встретилась с известным уже тогда композитором
Михаилом Глинкою. Глинка увлекается ею.
Чтец:
Из письма Глинки:" нечто страдальческое выражалось на ее бледном
лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного
рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали...
Я нашел способ побеседовать... и... высказал тогдашние мои чувства".
Ведущий:
Глинка обратился к Анне Петровне и попросил у нее автограф пушкинского
стихотворения. Ему хотелось в музыке выразить чувства, некогда владевшие
поэтом. Так родился знаменитый романс, где "все правдиво, ясно,
пластично".
Звучит романс "Я помню чудное мгновенье"
Ведущий:
Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время
Глинка создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл
эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой,
позволил слушателям разделить свои думы, чувства, переживания.
В 1824 году в "Полярной звезде" было опубликовано стихотворение
А.С. Пушкина "Адели", которое, по всей видимости обращено
к Адели Давыдовой, девочке 14 лет. Это легкое, шутливое жизненное напутствие.
Глинка пишет музыку к этому стихотворению. Как всегда, композитор прекрасно
уловил настроение поэта и передал его в легкой, даже изящной музыкальной
форме.
Звучит романс "Адели"
Ведущий:
Пожалуй, из всех русских поэтов у А.С. Пушкина мы найдем наиболее совершенные
образцы любовной лирики. Его стихи, эмоциональны, страстны, и в то же
время изящны и мелодичны.
Чтец: В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Ты уж для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего.
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Перед изгнанием его.
Ведущий: Немудрено, что и Глинка - эмоциональный, живой, не мог не пленяться
стихами Пушкина. Он прочитал стихотворение Пушкина, посвященное Осиповой
"Я Вас люблю, хоть и бешусь" и... родился романс "Признание".
Звучит романс "Признание"
Ведущий:
Говоря о взаимоотношениях Пушкина и Глинки, нельзя не вспомнить более
серьезные произведения. Когда Михаил Иванович написал свою первую оперу
"Жизнь за царя", вызвавшую множество споров, Пушкин очень
высоко оценил ее и на дружеской вечеринке прочитал куплет:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
В
последние месяцы жизни поэта Глинка виделся с ним довольно часто. У
него созревает решение написать оперу по поэме Пушкина "Руслан
и Людмила" и он делится этим замыслом с поэтом.
Чтец:
Из записок Глинки: "На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря
о поэме своей "Руслан и Людмила", сказал, что он бы много
переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал
сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить
этого намерения".
Ведущий:
Оперу Глинка начал через 6 месяцев после смерти А.С., а закончил в 1842
году. Таким образом, участие А.С. в составлении либретто оперы не состоялось,
однако Глинка сумел сохранить в опере главное: дух юношеской поэмы Пушкина.
Музыка искрится радостью, весельем. Глинка создал замечательную, и очень
"пушкинскую" оперу, В ней - величавость древнего мифа, и сказочная
фантастика, и мир реальных человеческих отношений. "Руслан и Людмила"
- это опера-сказка, но сказка русская.
Звучит «Увертюра» из оперы "Руслан и Людмила"
Ведущий:
(на фоне затихающей музыки): И в опере, и в чудесных романсах Глинка
близок поэту - не только по величине своего гения, но и по светлому
мироощущению, по солнечной ясности и глубокой народности своего искусства,
утверждающего полнозвучность и радость жизни.
Подготовила В.Б. Антипова,
зав. библиотекой ПОИПКРО
на
главную