Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

Васильева Татьяна Павловна

заведующая библиотекой Муниципального общеобразовательного учреждения Псковская лингвистическая гимназия
Стаж работы в данной должности:8 лет
Образование: высшее
Название творческой работы: Концептуальные подходы к модернизации библиотеки гимназии
Профессиональное кредо: Быть профессионалом в своем деле, не забывая о бескрайнем богатстве окружающего мира, в любой ситуации сохранять достоинство и порядочность
Контактная информация: тел.: (8112) 15-53-01

Концептуальные подходы к модернизации библиотеки гимназии

Радикальные изменения социально-экономических условий в России, открытость мировым тенденциям, обусловили формирование нового социального заказа в отношении образовательных результатов.В этом контексте в нашей стране стали создаваться новые, нетрадиционные образовательные учреждения, одним из которых является Псковская лингвистическая гимназия.
МОУ «Псковская лингвистическая гимназия» начала свой путь в 1993 году с одного 1-го класса и двух групп дошкольного отделения. В этом году гимназии исполнилось 10 лет. Это очень много и очень мало. За эти годы мы выросли: сегодня у нас учится почти 300 учащихся от 5 до 17 лет, появились первые выпускники. Но идея – «самообучение и самореализация каждого участника образовательного процесса, ученика, учителя и, по возможности, родителя, по-прежнему остается ключевой и определяет миссию гимназии: «УСПЕХ КАЖДОГО».
Философия школы основывается на любви к ребенку, уважении его прав и свобод, основными из которых является право свободного выбора. Для того чтобы подготовить школьников к самостоятельному осознанному и ответственному выбору, в образовательном процессе гимназии используются различные интерактивные технологии обучения, создана воспитывающая среда, позволяющая каждому определить область своей успешности и «найти лучшего себя», организована разнообразная внеурочная и досуговая деятельность, обеспечивающая удовлетворение самых разных интересов и потребностей детей и подростков.
Успешная жизнедеятельность участников образовательного процесса во всем ее многообразии невозможна без библиотеки, являющейся настоящим сердцем нашей гимназии.
Библиотека начала создаваться одновременно с гимназией в сентябре 1993 года. Все началось с комплектования фонда учебной и методической литературы, необходимой для осуществления учебного процесса. Необходимость находить самые новые, самые современные и эффективные методики, обусловила начало формирование фонда периодических изданий по общим и специальным проблемам образования.
Для того, чтобы научить школьников учиться самостоятельно, постоянно, с разными источниками информации, как на родном, так и на иностранных языках, большое внимание уделялось комплектованию справочной, энциклопедической, словарной литературой для всех ступеней образования.
По мере взросления наших учеников расширялся и круг проблем, к изучению которых они обращались при разработке проектов, написании рефератов, подготовке к «Интеллектуальному марафону», различным конкурсам, турнирам, чемпионатам по Дебатам и т.д.
Большую помощь в формировании фондов нам оказывали родители, которые создали общественную организацию «Би-фонд», ориентированную на поддержку двуязычного образования. В течение всех 10 лет «Би-фонд» был и остается надежным социальным партнером нашей гимназии.
С помощью учащихся и отдела обменно-резервного фонда Псковской научной областной библиотеки удалось скомплектовать фонд художественной литературы, в том числе для чтения произведений, изучаемых в рамках базовой и углубленной программы по литературе.
При комплектовании литературы для внеклассного чтения, большое внимание уделяется приобретению книг для маленьких читателей (дошкольное отделение и начальная школа), поскольку именно в этот период происходит формирование грамотности, воспитание «человека читающего», умеющего получать удовольствие и радость от общения с книгой.
Как известно, эффективность образовательного процесса во многом определяется компетентностью педагогов. Для того чтобы их работа была плодотворной и успешной необходима информационная поддержка, позволяющая «держать руку на пульсе» современных тенденций педагогической науки и практики. Эту задачу помогает решить фонд методической литературы и периодические издания (из 50 выписываемых изданий – 43 методические). Для нас важно и значимо, что эти фонды пополняются и за счет публикаций наших педагогов.
Крылатая фраза: «Ключом к знанию важно не только располагать, но и уметь пользоваться им» в полной мере относится к нашим ученикам, для которых проводятся специальные занятия по программе «Обучение информационной грамотности» в тесном взаимодействии с курсом «Подходы к учению». Эта программа предусматривает библиографические уроки, индивидуальные занятия в школьной и городских библиотеках, консультирование по всем вопросам, связанным с поиском, обработкой и использованием информации в учебной, проектной и исследовательской деятельности. Этот аспект работы библиотеки гимназии невозможен без корпоративного партнерства с целым рядом библиотек и информационных центров города, предоставляющих нам необходимую литературу, которой нет в наших фондах.
Библиотека – обязательный участник не только учебного процесса. Без нее не обходится подготовка и проведение любого воспитательного мероприятия или праздника в гимназии. Для учителей и учеников уже стало доброй традицией обращаться в библиотеку за помощью при подготовке сценариев утренников и огоньков, классных часов и родительских собраний. А когда готовится к выпуску очередной номер школьного журнала «ЗаБИяка», библиотека работает почти круглосуточно!
В то же время, обучение работе с информацией и привитие любви к чтению – не единственные задачи библиотеки гимназии. Не менее важно научить детей понимать, сохранять и развивать культуру своей страны, своего народа. С этим связана одна из важнейших целей деятельности библиотеки – воспитание человека-гражданина, патриота через изучение истории и культуры родного края. Псковский край – благодатное поле деятельности для достижения этой цели.
К празднованию 1100-летия Пскова силами библиотеки были организованы и проведены пешеходная экскурсия по Пскову и серия заочных экскурсий «Губернский Псков и Юрий Тынянов …», «…В день 4; февраля», «Легенды и сказания о древнем Пскове», в которых приняли участие школьники с 1-го по 9-ый класс. Все экскурсии сопровождались видеопоказом по соответствующей тематике, после которых обсуждение увиденного и услышанного. Полученные знания пригодились участникам городского конкурса-викторины «Колесо истории земли Псковской», занявшим 1-е место в двух турах.
В этом учебном году учащиеся нашей гимназии приняли участие в конкурсе-викторине «В истории отмечен город мой за славу ратную и подвиг трудовой», посвященную 60-летию освобождения Пскова от немецко-фашистской оккупации. В ходе подготовки использовалась вся краеведческая литература библиотеки гимназии, изучались публикации в городских и региональных СМИ, посвященные этим событиям. Результатом этой работы стало не только успешное участие в конкурсе, но и формирование нового ресурса – тематического портфолио о 60-летии освобождения Пскова, который сегодня активно используется учениками и педагогами гимназии при подготовке проектов, классных часов и докладов к урокам истории.
Достаточно новым, но важным и интересным направлением деятельности библиотеки является организация встреч с интересными людьми. В течение последних двух лет на встречу с учащимися основной и старшей школы приглашаются авторы книг, краеведы, преподаватели педагогического института, родители, которые читают лекции, презентуют свои книги, отвечают на вопросы учащихся. Возможности для организации такой деятельности создаются за счет установления партнерских отношений с ПГПИ, музеем, Центром информации и общения, библиотеками города.
Таким образом, за 10 лет существования Псковской лингвистической гимназии библиотека превратилась из «хранилища книг» в жизненно важную структуру, обеспечивающую:
полноценную, эффективную реализацию авторского дидактического цикла;
эмоционально насыщенную воспитательную среду;
комфортную и доброжелательную атмосферу сотрудничества и партнерства;
непрерывное информационно-ресурсное сопровождение образовательного процесса в целом и индивидуальных маршрутов каждого из его участников.
Анализ работы библиотеки показывает, что в ее деятельности используется ряд форм, которые являются традиционными для школьных библиотек. В то же время, необходимость адаптироваться к особенностям технологии обучения и воспитательной системе гимназии обусловила появление специфических особенностей. Обозначим наиболее значимые из них.
Достижения и проблемы в деятельности библиотеки МОУ Псковская лингвистическая гимназия

Сохранение и развитие традиционных форм работы библиотеки гимназии Специфические формы работы библиотеки гимназии


1. Комплектование фондов библиотеки:

учебной и учебно-методической литературой;
справочной, энциклопедической и словарной литературой;
научно и научно-популярной литературой;
литературой на иностранных языках, в том числе неадаптированной;
художественной литературой и литературой для внеклассного чтения;
периодическими изданиями.
2. Создание справочно-библиографического аппарата, в котором отражается весь фонд библиотеки:

традиционные алфавитный и систематический каталоги;
картотеки статей.
3. Регулярное информирование педагогов и учащихся о новых поступлениях.

1. Информационное и учебно-методическое сопровождение дидактического цикла гимназии:

формирование ресурсного пакета методических и дидактических материалов, разработанных педагогами;
тематические подборки литературы для расширенного и/или углубленного изучения учебных предметов основной и старшей школы;
формирование информационных пакетов по проблематике проектной деятельности учащихся.
2.Создание электронных каталогов и картотек, обеспечивающих возможность оперативного поиска необходимой информации.

3.Проведение занятий по обучению школьников информационной грамотности в рамках межпредметного курса «Подходы к учению».

4.Помощь в поиске и обработке информации, необходимой для участия в турнирах по «Дебатам», конкурсах, смотрах, турнирах.

5.Помощь педагогам в разработке и методическом оснащении модульных программ по учебным дисциплинам.

6.Установление и расширение партнерских отношений с:

общественными организациями и родительскими объединениями;
учреждениями и организациями, выступающими социальными партнерами гимназии и/или библиотеки.

В то же время, высокая степень включенности во все аспекты жизнедеятельности гимназии, порождает ряд проблем и несоответствий, которые требуют своего решения.
1. Расширение фондов, необходимость оперативного поиска информации, потребность в обработке больших объемов информации, требуют усиления материально-технической базы библиотеки (дополнительные компьютеры, выход в Internet, локальная внутришкольная сеть и т.д.).
1. Вступление образовательных учреждений в эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению и значительное расширение блока вариативных курсов обострило проблему информационно-ресурсного обеспечения школьных библиотек. Одним из возможных решений этой проблемы может быть расширение корпоративного и социального партнерства, направленного на создание сетевого взаимодействия библиотек и компенсацию за счет этого ресурсного дефицита.
2. Названные проблемы не могут быть эффективно решены традиционными формами работы и в рамках сложившейся нормативно-правовой базы. Поэтому одно из самых острых противоречий современного этапа развития библиотечного дела в школе является поиск, разработка и внедрение новых организационных форм и их правовое закрепление в Уставе и локальных актах гимназии.
Все преобразования, связанные с изменением места и роли библиотеки в жизнедеятельности гимназии призваны способствовать созданию условий для достижения качественно новых образовательных результатов. Поэтому миссию библиотеки мы видим в воспитании «человека читающего» (homo legens), способного сохранять и развивать культуру своей страны в новом поликультурном мире.
Цели модернизации библиотеки гимназии
В последнее десятилетие ХХ века возникла информационная цивилизация, глубоко изменяющая характер человеческого жизнеобеспечения, цели и деятельность, в частности школы, и как следствие, школьной библиотеки. Знания и информация становятся источниками общественных изменений. Конкурентный потенциал страны полностью зависит от уровня образования ее граждан.
Этим объясняется внимание правительства к обеспечению качества обучения, в необходимости его модернизации.
Школьная библиотека является школообразующим фактором, поэтому она не может находиться в стороне от происходящих изменений в сфере образования. Библиотека должна стать одним из ведущих участников государственной программы по модернизации образования, а для этого необходима ее модернизация ,преследующая следующие цели.
1. Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Способствовать во взаимодействии с учебно-воспитательным процессом формированию «человека читающего», умеющего добывать знания ,через интеграцию «Основ информационной грамотности» с образовательной программой.
3. Активно содействовать формированию в учащихся «человека-творца», способного применять свои знания на практике, через предоставление возможности использовать передовые информационные технологии.
4. Способствовать воспитанию в учащихся толерантного отношения к людям различных культур на примере лучших произведений мировой классики.
5. Воспитывать «человека-гражданина» и патриота своей родины через изучение истории, культуры родного края.
6. Библиотека – центр, предоставляющий свои ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях поддержки учебной деятельности и расширения их возможностей.
7. Библиотека - ресурсный центр, содействующий в развитии у учащихся навыков непрерывного образования и способности эффективно использовать информацию.
8. Побуждать учащихся овладевать навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата, носителя и применять полученные данные на практике.
9. Обеспечивать доступ к местным, региональным, национальным и международным ресурсам, используя традиционные и новейшие информационные технологии.
Реализация вышеперечисленных целей основывается на следующих принципах.
Принцип целостности
· Библиотека является важной составляющей единого информационного, социокультурного пространства гимназии, обеспечивая присущими ей специфическими методами учебно-воспитательный процесс;
· Статус библиотеки, её миссия и цели отражаются в регламентирующих документах гимназии, которые таким образом усиливают взаимодействие, сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса;
· Соблюдение принципа целостности способствует самопрезентации библиотеки и гимназии в ее лице в едином информационном пространстве.
Принцип свободного доступа к информации
· Соблюдать право свободного доступа к информации, хранящейся в фондах библиотеки, которое не должно подвергаться каким-либо формам идеологической, политической и религиозной цензуры или коммерческому давлению;
Принцип общедоступности
· Библиотека должна быть доступна в равной степени : учащимся, персоналу гимназии, независимо от возраста, пола, религиозных убеждений, национальности, языка, профессионального и социального статуса;
Принцип вариативности
· Библиотека гимназии, в своих задачах и функциях, закрепленных в регламентирующих документах ее деятельность, должна отражать направление развития гимназии, развиваться вместе с нею, вносить коррективы в свою деятельность, изменяя при этом регламентирующие документы;
· Библиотека может развиваться и видоизменяться одновременно с гимназией и темпами, опережающими развитие гимназии (по согласованию с её руководством);
· Любые модели развития и отдельные направления деятельности библиотеки гимназии могут осуществляться только при гарантии соблюдения актуальных и потенциальных интересов пользователей библиотеки (учащихся, педагогов, родителей);
· Библиотека гимназии может на основах координации и кооперации сотрудничать с библиотеками и информационными центрами всех систем и ведомств, развивать социальное партнерство.
Принцип полицентричности
·Библиотека может быть неповторима в сфере библиотечной деятельности, ее сильных сторон, сложившихся традиций и накопленного опыта.
Принцип открытости
· Библиотека может вести широкую РR- деятельность, направленную на привлечение внимания к проблемам библиотеки родителей, общественных организаций, органов управления образования, корпоративного библиотечного сообщества;
· Библиотека может совершенствоваться, обогащаясь путем изучения отечественного и зарубежного опыта, творчески подходить к его использованию;
· Библиотека открыта для создания при ней общественных организация , ориентированных на оказание материальной, технической, финансовой и иной помощи;
· Библиотека открыта не только для получения поддержки и помощи, но и сама может осуществлять выход в открытое культурное, информационное , образовательное пространство (например, создание собственных сайтов, или может располагать свою информацию на сайте гимназии);
· Все направления PR-деятельности библиотека связаны и логически вытекают из задач и направлений деятельности гимназии.
Принцип компетентности
· Библиотека содействует реализации компетентностного подхода в образовательном процессе через обучение школьников различным приемам и способам работы с информацией.;
· Сотрудники библиотеки повышают свой уровень профессиональной компетентности на различных курсах, семинарах, знакомясь с новыми тенденциями развития библиотечной деятельности на страницах профессиональной периодической печати;
· Школьный библиотекарь может вступать в различные профессиональные ассоциации, общества, объединения. Это позволит ликвидировать некоторую профессиональную разобщенность и улучшить методическое сопровождение библиотек.
Опираясь на вышеперечисленные принципы, поставлены задачи и их реализация для создания новой модели библиотеки:
1. Обновление нормативной правовой документации библиотеки
· Определить статус библиотеки и зафиксировать его в «Уставе гимназии»;
· Внести изменения или разработать новые локальные акты, регламентирующие работу библиотеки, вызванные модернизацией ее деятельности.
2. Компьютеризация школьной библиотеки
· Создание на базе сегодняшней библиотеки современного информационно-библиотечного центра, располагающего средствами новых информационных технологий, дающего возможность получения качественно нового уровня информации всем участникам учебно-воспитательного процесса.
· Только в библиотеке, оснащенной современными информационными технологиями, учащиеся, педагоги приобщаются к работе с различными видами информации, как на традиционных носителях (книги, журналы), так и с лучшими электронными изданиями.
· Библиотеке необходимо располагать, по меньшей мере, двумя компьютерами. Один компьютер предназначен для внутренней работы и содержит генеральный каталог, отчетную документацию и недоступен для читателей, чтобы избежать случайных удалений или повреждения базы. Второй компьютер предназначен для читателей библиотеки.
· Библиотека должна иметь выход в Интернет, чтобы не только обращаться к его ресурсам, но и выходить в базы данных библиотек города, крупных библиотек России, пользуясь их электронными каталогами и полнотекстовыми базами данных.
· Автоматизировать библиотечные процессы: создание каталогов, картотек, учет читателей, выданной литературы.
· Подключить компьютеры в локальную школьную сеть, а в будущем войти в локальную сеть школьных библиотек города.
· В библиотеке оптимально сочетаются традиционные ресурсы, Интернет, электронные носители информации и именно такое объединение всех ресурсов даст школе возможность реально модернизировать школьное образование.
3. Формирование фондов библиотеки
· Комплектование фонда библиотеки не только учебной литературой, научно-познавательной, справочной, энциклопедической, художественной, обеспечивающей технологический цикл учебно-воспитательного процесса гимназии, но литературой привлекательной для ребенка, хорошо иллюстрированной, с интересным содержанием, при чтении которой ребенок испытывает удовольствие просто от процесса чтения. Особенно это важно для детей младшего возраста, когда решается вопрос, будет ли книга спутником его жизни.
· Комплектование библиотеки продуктами информационных технологий: программами для компьютеров, CD-ROM и т.д.
· Комплектование фонда литературой на иностранных языках (английском, немецком, французском, шведском), за счет приобретения, передачи в дар , книгообмена.
· Комплектование фонда осуществляется не только за счет бюджета, но и на средства социальных партнеров, передачи в дар, книгообмена.
4.Развитие социального партнерства в деятельности библиотеки
· Сотрудничество с родительской общественностью, с некоммерческими организациями, в частности с «АНО Псковский региональный центр образовательных технологий» через:
· предоставление консультационных услуг;
· информационной поддержки семинаров, конференций, проходящих на базе нашей гимназии;
· презентации УМК к программам, используемым в гимназии для участников семинаров из стран Балтии.
5.Корпоративное партнерство
· Библиотека располагает фондом периодических изданий 43 наименований, тематика которых касается общих педагогических вопросов, проблем образования, методики преподавания отдельных предметов, новых образовательных технологий, менеджмента, вопросов управления образованием.
· В рамках партнерства и интеграции библиотека может предоставлять свой фонд периодических изданий педагогам других школ нашего микрорайона для работы с ними в читальном зале.
· Если необходима копия статьи, и это возможно, так как библиотека располагает ксероксом.
·Библиотека ведет работу по созданию электронного каталога (500 наименований) и электронной картотеки статей (1223 наименования), поэтому может предоставлять свои электронные ресурсы для корпоративного обмена.
· Библиотека сотрудничает с Псковской областной научной универсальной библиотекой, на базе которой проводятся сотрудниками этой библиотеки уроки библиотечно-библиографической грамотности, а также производим книгообмен, передаем в дар книги, сборники статей, авторами которых являются сотрудники нашей гимназии.
6.Содействие процессу модернизации образования
Предпрофильная подготовка и профильное обучение в школе являются одним из условий создания повышения качества общего образования. В нашей гимназии предпрофильная подготовка и профильное обучение будет реализовываться через участие учащихся в межпредметных и исследовательских проектах. Свое место в сопровождении проектной деятельности библиотека видит в создании условий для учащихся и педагогов в следующем:
Обеспечение свободного доступа к полной, достоверной информации, связанной с темой проектной деятельности;
Формирование умения правильно отбирать информацию, обрабатывать и использовать для создания собственных текстов.
Формирование ресурсных пакетов для педагогов и учащихся по основным направлениям образовательного процесса.
7.Информационная поддержка непрерывного образования
Информационная поддержка повышения квалификации педагогов при написании ими творческих работ;
Информирование педагогов о новой методической, учебной литературе в соответствии с их информационными потребностями;
Информационное и библиотечное сопровождение семинаров для педагогического коллектива нашей гимназии.
Условия достижения результатов
В данной работе представлены концептуальные подходы к модернизации библиотеки. Библиотека «обречена» постоянно обновляться, чтобы отвечать на запросы стремительно изменяющегося общества, важнейшей частью которого является образование. Модернизация- это эволюционное изменение (в правильном ли направлении, покажет лишь время) уже сложившейся структуры библиотеки, и только при сочетании традиционных форм работы, их развитии, совершенствовании, с новейшими достижениями информационных технологий, библиотека может занять достойное место в современном информационном обществе.
Модернизация библиотеки возможна путем разработки и реализации проектов по всем направлениям ее деятельности.
В «Приложении» мы представляем пример подобного проекта.
И все-таки, в основе всего лежит КНИГА, именно любовь к КНИГЕ заставила нас сделать свой выбор профессии.
«Книги, подобны пчелам, переносящим оплодотворяющую пыльцу от одного ума к другому» Д.Лоуэлл (американский писатель и журналист).

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006