Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

Овсеева Любовь Сергеевна

заведующая библиотекой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г.Пскова, отличник народного просвещения
Образование: высшее
Название творческой работы: Толерантность: объединяем усилия: программа развития библиотеки школы в направлении формирования толерантного сознания учащихся школы
Контактная информация: тел.:(8112) 12-04-72
E-mail: sc13@svs.ru

Толерантность: объединяем усилия
Программа развития школьной библиотеки в направлении формирования толерантного сознания учащихся школы

Паспорт программы

Наименование программы Программа развития библиотеки школы в направлении формирования толерантного сознания учащихся школы.
Основание для разработки программы Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001- 2005 гг.), Декларации принципов толерантности, программе по толерантности ЮНЕСКО (POTREX), конвенции о правах ребёнка
Заказчик программы Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Пскова
Разработчик программы Овсеева Любовь Сергеевна, заведующая библиотекой школы № 13
Исполнители программы Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Пскова
Цели программы Формирование у учащихся установок толерантного сознания, определяющих устойчивость поведения в обществе.
Задачи программы 1. Создание возможностей и перспектив совместной деятельности участников образовательного процесса в области толерантного сознания и поведения.
2. Стимулирование обращений педагогического сообщества и родительской общественности к международным документам по толерантности и правам детей и выработка стратегии на основе педагогики сотрудничества.
3. Выработка и внедрение в практику школы норм толерантного поведения определяющих устойчивость поведения школьников в различных жизненных ситуациях.
4. Выработка стратегии общения всех участников образовательного процесса на основе установок толерантного поведения.
5. Обучение навыкам толерантного поведения всех участников образовательного процесса.
Сроки и этапы реализации программы

I этап (2004 )- разработка программы «Толерантность: объединяем усилия».

II этап(2005- 2006 гг. )- экспериментальное внедрение данной программы.

III этап (2007- 2007 гг.) - полномасштабное внедрение программы.

Перечень основных мероприятий

Организационные

1) Создание системы информационного обеспечения в деятельности в школе.
2) Знакомство с программой и помощь в освоении накопленного материала педагогов, готовых реализовать данную образовательную и воспитательную задачу.
3) Формирование у учащихся представлений о культуре мира, много вариантности человеческого бытия, навыков позитивного взаимодействия с представителями других наций.
4) Организация родительских собраний по теме «семья учащихся – пространство развития духовности и сохранения культурного наследия».
5) Создание тематических картотек по толерантности и накопление источников информации по данной теме.
6) Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в условиях профильного обучения

Методические
1. Изучить научную и методическую литературу.
2. Разработать критерии оценки сформированности толерантного сознания школьников.
3. Разработать и провести уроки, способствующие формированию толерантности учащихся.
4. Разработать и внедрить в практику кодекс толерантности школьников, кодекс толерантности педагогов.
5. Оформить результаты практико-ориентированного проекта.

Ожидаемые конечные результаты Создание методической, организационной базы с целью внедрения норм  толерантного поведения в школе.

Внедрение в образовательную систему школы мероприятий по формированию установок толерантного сознания и поведения.

Создание в школе условий утверждения принципов толерантности.

Создание тематической картотеки источников информации по вопросам толерантности, создание картотеки названий произведений, авторы которых обращаются к вопросам мира, согласия и терпимости.
Система организацииконтроля за ходом исполнения программы  

ВВЕДЕНИЕ
Идея толерантности имеет давнюю историю. Ещё китайский мудрец Конфуций призывал: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Нравственные евангельские заповеди (не укради, не убей) проникнуты общечеловеческими ценностями, уважением и чувством сострадания к человеку, без соблюдения которых не может быть терпимости ко всему живому. Духовное раскрепощение человека наряду с его экономической и политической свободой отстаивали лучшие мыслители прошлого. Опираясь на учение о «естественном праве», об «общественном договоре» и гражданском обществе, Гоббс, Спиноза, Руссо, Монтескье и другие лучшие представители рода человеческого выдвигали положение о том, что все люди от природы равны, все они рождаются свободными и в своих действиях руководствуются личными интересами. Движущей силой поведения людей выступает достижение жизненных благ.
В защиту толерантности в условиях сильной церковной цензуры выступали философы Дж. Локк, Ф. Вольтер. Идеи толерантности проходят через всю российскую гуманистическую философию, литературу. Они звучат в произведениях В. Соловьева и В. Розанова, П. Флоренского и Н. Бердяева, Л. Толстого и Ф. Достоевского, Н. Гоголя, А. Чехова.
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию всего общества. Воспитание толерантности – это лишь начало, первая ступень в более длительном процессе развития культуры мира.
Преамбула Устава ООН характеризует Толерантность, как проявление терпимости и умения проживать вместе, в мире друг с другом. Минимальное требование к общественным отношениям - не допускать насилия и принуждения. В условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие действительных возможностей человека и общества, включая эволюцию культуры мира и развития дружественных сообществ, которые её принимают.
Декларация принципов толерантности, утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995году отметила основные черты современной цивилизации, главные из которых интеграция и взаимозависимость, крупномасштабные миграции, урбанизация и преобразование социальных структур.
Наряду с названными процессами в мировом сообществе наблюдаются межнациональные и межконфессиональные конфликты, рост сепаратизма и национального экстремизма. Названные тенденции не могут обойти стороной и школы.
Глобализация современного мира и трансформация российского общества – два главных фактора, определяющих необходимость формирования личности которая бы обладала развитой культурой толерантности.
Вот почему формирование толерантного поведения является одной из главных задач школы.
Школа формирует среду, которая приобщает подрастающее поколение к социальным ценностям. В школе происходит прогнозирование и планирование будущего, через школу сообщество формирует и утверждает собственные перспективы.
Однако сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью всё чаще проникают в школу. Названные тенденции не обошли стороной и нашу школу. Поэтому так актуально сегодня активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.
Учитывая тот факт, что школьная библиотека - неотъемлемая часть образовательного процесса, а одной из главных задач библиотеки является побуждение учащихся к овладению навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя на практике, обращая особое внимание на способы коммуникации, - на школьную библиотеку возлагается особая миссия.
Так международной федерацией библиотечных ассоциаций был подготовлен манифест школьных библиотек, одобренный Юнеско в 1999 г., который провозгласил: « Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьные библиотеки прививают учащихся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность”.
Практико-ориентированный анализ
Образовательная система школы представляет систему, звенья которой тесно связаны между собой и оказывают взаимноое влияние друг на друга.
Читателями нашей библиотеки являются все учащиеся и педагоги школы. В школе обучаются дети пятнадцати национальностей и все они признаны, приняты и поняты в стенах библиотеки.
Микрорайон школы включает в себя не только город, но и Псковский район (близлежащие деревни – 20% учащихся). Городской участок микрорайона тоже неоднороден. Военный городок и частный сектор. Большой наплыв переселенцев из южных республик. В данной среде школа выступает основным источником знания.

Особенность социума микрорайона налагает на школу особую ответственность за формирование человека - гражданина общества. Процесс сложный, многоступенчатый, в котором задействованы все участники образовательного процесса. В процессе деятельности имеют место обострение проблема отношений учителя и ученика, что создает дискомфорт. Одной из задач образовательной программы школы является создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса. В первую очередь психологически комфортных условий. А они-то и должны основываться на принципах толерантности, именно этот принцип лежит в основе педагогики сотрудничества, элементы которой внедрены и внедряются в жизнь школы. Не менее важным звеном в цепи общений в школе является звено ученик-ученик. Не секрет, в какой неприемлемой форме общаются наши воспитанники, как нетерпимы они друг к другу ко всем. Кто мыслит, поступает не так, как бы им хотелось.
И, наконец, учитель - семья. Не всегда общение в этом звене направлено на достижение взаимопонимания. Еще встречаются случаи, когда родитель оказывается в роли провинившегося ученика, а зачастую и родители стараются неуспешность своего ребенка перевести на учителя. Во всех случаях страдает ученик. Коллектив работает над решением данных проблем, но я считаю, что необходима придать более целенаправленный характер по решению данных проблем. Отсюда и необходимость программы, которая объединила бы усилия всех в данной направлении. Программы представлены интересы всех участников образовательного процесса.
Внедрение данной программы позволит более четко обозначить, помочь всем участникам образовательного процесса овладеть навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Концепция
Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);
Образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера);
Образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;
Образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.
Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:
- в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду “homo sapiens”, поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;
- ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса — важнейший принцип образовательной стратегии;
- принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;
-принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;
- принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;
- принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему). Цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации.
Цель программы – выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща», используя опыт накопленный и представленный в мировой художественной литературе и в современных источниках информации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у участников образовательного процесса толерантного поведения.
- Разработка и внедрение в практику системы мероприятий способствующих воспитанию толерантного поведения.
- Реализация системы мер стимулирующих формирования толерантного сознания. Программа осуществляется с 2004 по 2008 год в три этапа.
Задача первого этапа (2004год) - определение конкретных форм работы с каждой возрастной группой учащихся педагогическим коллективом и родителями.
Задача второго этапа (2005 – 2006 годы) - экспериментальное внедрение данной программы в отдельных возрастных группах учащихся и заинтересованными педагогами и родителями.
Задача третьего этапа (2007 – 2008годы) – полномасштабное внедрение рограммы в образовательное пространство школы.III. Основные направления реализации Программы.
Программа позволит обеспечить внедрение в социальную практику учащихся школы норм толерантного поведения ,возможности для снижения нетерпенияи насилия.
Программа также обратит внимание педагогов и родителей на важность данной проблемы. В соответствии с этим основными направлениями реализации программы становятся:
-разработка и внедрение в практику анкетирования учащихся , родителей.
- разработка и реализация комплекса эффективных воспитательных мероприятий по формированию у учащихся толерантного поведения.
-разработка и внедрение совместных мероприятий всех участников образовательного процесса.Система программных мероприятий Оформление стенда «толерантность – дорога к миру».
Ежегодное празднование Международного дня толерантности –16 ноября
Для учащихся.
1-4 классы. «Учимся понимать боль другого человека»
«Друг и в радости и в горе всегда рядом»
«Ты не один на свете»
Книжные выставки «Вместе весело шагать.
5-9 классы. Литературная мозаика «Построй свой мир».
Брэйн – ринг «Встреча разных культур: узнаём друг о друге – узнаём друг от друга»
Урок толерантности «справедливость и равенство – принципы терпимости».
10 – 11 классы. Тема: «Работа с конфликтом»:
1. шесть шагов к победе без проигравших
2. ненасилие - подход к конфликту
3. Природа конфликта
4. Ценностные ориентации и навыки в разрешении конфликта.
5 .Проявление нетерпимости - причина конфликта.
Подготовка и участие в дебатах «Школа толерантности». Для педагогов
1.Проведение педагогического совета по теме «Как обучать толерантности».
2 .Проведение методических объединений по предметам по теме «Семь областей обучения толерантности». Для родителей.
1.Проведение комплекса родительских собраний для знакомства с принципами толерантности, методами решения детской и подростковой нетерпимости.
2. Проведение конкурса семейного плаката «Мы разные, но мы дружим»
3. проведение совместной читательской конференции по книгам авторов, пропагандирующих, идеи терпимости, ненасилия, мира и добра.V. Механизм реализации программы.
Механизм реализации программы предполагает:
1.создание инициативной группы работающей над реализацией данной программы.
2. широкое привлечение большего числа участников образовательного процесса для проведения всех мероприятий .3. последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивое формирование толерантного сознания и поведения.

Форма аудита для определения ожидаемых результатов

Аудит Учебная деятельность  Учебно-методическая работа и повышение квалификации  Воспитательная работа и психологическое сопровождение, профориентация  Работа с социумом  Оформление и оборудование, обеспечение ресурсами 
Что мы делаем хорошо?           
Что мы делаем не очень хорошо?          
Что нам необходимо разивать?          

Заключение
Реализация данной программы направленной на формирование толерантного сознания позволит выпускнику школы быть более успешным в обществе и в дальнейшей его жизни.

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006