Крючкова
Юлия Петровна
библиотекарь I категории Псковского политехнического института
Стаж работы в данной должности: 10 лет
Образование: среднее специальное
Название творческой работы: Профессия – вузовский библиотекарь
Профессиональное кредо: «Нужно любить свою работу»
Контактная информация: тел.:(8112)3-94-32, e-mail. oklib@ppi.psc.ru
Профессия – вузовский библиотекарь
«Пока жива библиотека
– жив народ, умрёт она – умрёт наше прошлое и наше будущее».
Д. С. Лихачёв
Что
такое библиотека и кто такие библиотекари знают даже школьники младших
классов. Ведь именно библиотекари вводят малышей в один из самых увлекательных
на свете миров – мир книги, и маленькие читатели начинают с интересом
с ним знакомиться. Потом они вырастают в старшеклассников, а затем –
в студентов. И именно этот период их жизни связан со мной и моими коллегами.
Мы перенимаем своеобразную эстафету у библиотекарей школьных и детских
библиотек и около шести лет ведём по миру книг своих читателей, внося
таким образом посильный вклад в обучение будущих молодых специалистов.
Мы – библиотекари вузовской библиотеки.
Ч. 1 БИБЛИОТЕКА
“Книга
– друг одинокого, а библиотека – убежище бездомного” (Стефан Витвицкий)
Многие услышав слово “библиотека” разочарованно протягивают: “О…библиотека…что
там может быть интересного? Скукота!” Смею заметить, что в библиотеке
интересно всё, начиная с книг и заканчивая их хранителями – библиотекарями.
Для начала – книги. Годы моего общения с библиотекарями показали, что
для них книги являются чуть ли не фетишем. Затем знания, содержащиеся
в этих книгах. О людях нашей профессии зачастую говорят, как об энциклопедистах.Так
разве это плохо, много знать? Далее – общение с читателями, среди которых
довольно часто попадаются очень интересные люди – это тоже не мало.
Да и каждодневное общение с коллегами, людьми далеко не безынтересными,
я записываю в свой актив. Каждый день ко мне приходят люди за знаниями.
Я – хранитель книг, в которых эти знания содержатся.
Библиотека Псковского политехнического института была образована в 1961
году, ей 43 года. И почти всё это время (с 1968 года) ею руководит Ильина
Анастасия Сергеевна, человек с неуёмной энергией и огромным жизненным
опытом. Нам повезло с заведующей, а заведующей (и, я надеюсь, она со
мной согласится) повезло с коллективом, который всегда готов поддержать
её во всех начинаниях.
Мы – институтская библиотека, и поэтому самую большую и самую важную
часть нашего фонда составляют учебники и учебно–методические пособия.
Мы стараемся создавать все условия для обеспечения учебного процесса.
А для этого нужно быть ближе к читателям, постоянно информировать их
о литературе, о новых поступлениях в библиотеку. Библиографические обзоры,
выставки новых поступлений, Дни информации, Дни кафедр – это часть работы,
которую мы проделываем, чтобы книга нашла свой путь к читателям. Около
восьми лет назад в нашу жизнь вошли компьютеры и это, без сомнения,
отличные помощники в работе. Мы стараемся создать комфортные условия
для своих читателей, обеспечить им наиболее полный доступ к нашим ресурсам.
Для этого создан электронный каталог и другие базы данных. Преподаватели
и сотрудники всегда могут ознакомиться с «Бюллетенем новых поступлений»
у себя на кафедре, что очень удобно для них. Конечно, с появлением в
жизни библиотеки компьютеров стало значительно проще доносить информацию
до читателей, с этим никто спорить не станет.
Библиотеки переживают сейчас не лучшие времена, но я думаю, что для
нас эти самые «не лучшие времена» уже в прошлом. Мы развиваемся, мы
идём вперёд, мы, как и любая другая библиотека, работаем для наших читателей.
Ч. 2 ЧИТАТЕЛИ
- Дайте мне, пожалуйста, Ануфриева.
- Это который Анурьев?
- Да.
- А какой том?
- А, давайте оба…
- То есть все три?
- Господи, их что, ещё и три?!!!!
(из диалога читатель – библиотекарь)
Наши
читатели. Кто они? Какие они? Они разных возрастов (начиная от вчерашних
школьников и заканчивая взрослыми, солидными людьми), разных характеров
и разного воспитания (от «Спасибо вам огромное за всё» до, как у нас
говорят, «Ни здраствуйте, ни до свидания»), разной тяги к знаниям (от
«А что у вас есть ещё по этой теме?» до «Две странички? Да мне этого
«за глаза» хватит!»). Их у нас 5,5 тысяч. Они – преподаватели, сотрудники,
студенты института и мы (я ещё раз повторюсь) работаем для них.
Я проработала в библиотеке 10 лет. Думаю, что это достаточный срок,
чтобы сравнивать «тогда» и «сейчас». Что можно сказать о сегодняшнем
читателе? По–моему, он стал более открытым к общению, более беззаботным
и более…безответственным, что ли. Помню, как когда-то я и мои однокурсницы,
студентки Псковского областного училища культуры, посмеивались над прочитанной
фразой: «Читатели приходят и уходят, а книги остаются. Правда, не всегда».
Правдивость этой фразы уже тогда была очевидна для всех. Мне кажется,
что с годами она стала ещё очевиднее. Вырванные странички были всегда
(и будут, я думаю, от этого не спасают даже ксероксы), но вырванные
странички можно восстановить (и здесь опять появляется один из лучших
друзей библиотекаря – ксерокс, хвала прогрессу!), а как быть с утерянной
книгой? Ведь не каждой можно найти равноценную замену. Всё чаще от читателя
можно услышать: «Я потерял книгу», «Я отдал книгу сокурснику и он мне
её не вернул», «Я оставил учебник в аудитории» - и подобных случаев
всё больше. Сохранность фондов – одна из важнейших проблем любой библиотеки,
и нашей тоже. Мы стараемся привить своим читателям любовь к книге, научить
их культуре чтения и правильному обращению с учебниками. Сказать по
правде, наши труды не приносят особенных результатов. Когда на странице
учебника видишь красиво сделанную красной пастой надпись:
Наступила осень,
Падают листы.
Мне никто не нужен,
Кроме ТЫ...
это грустно, несмотря на всю оригинальность «стихотворения» и явное
желание автора приобщиться к прекрасному. Но подобные вещи, к сожалению,
не редкость. Кто–то из мудрых сказал: «Бессмертие книги в её читателях».
Это, на мой взгляд, немножко высокопарно, но верно. В последнее время,
к сожалению, читатели всё чаще стараются «обессмертить» себя на страницах
книги. Хочется, чтобы они относились к литературе, которую держат в
руках, более ответственно.
Есть множество важных вещей, которым мы, библиотекари, можем научить
своих читателей. Научить их работе с каталогами и картотеками (к сожалению,
этому они учатся не очень охотно), научить их чётко и ясно формулировать
свой запрос, а не просто требовать «красную книгу по физике». Научить
их работе с книгой, грамотно использовать все указатели и списки литературы.
Это в наших силах и мы стараемся.
Ч. 3 БИБЛИОТЕКАРИ
- Ты где работаешь?
- В библиотеке.
- Библиотекарша, значит…
- Подожди, нет такого слова – «библиотекарша».
- Вот видишь, библиотекарша, нет тебя!
(команда КВН «Отдел кадров»)
Довольно
грустная шутка, на мой взгляд. И есть в ней доля правды. Я всегда знала,
что выбрала для себя далеко не самую престижную профессию. Наш труд
– один из самых важных и нужных, но, к сожалению, далеко не всем понятна
его важность. Её до конца не осознают даже многие из тех, кому часто
требуется наша профессиональная помощь.
Какие мы, библиотекари Псковского политеха? Нас 20 человек, и мы, как
и наши читатели, абсолютно разные. Мы, как и наши читатели, разных возрастов
(около половины нашего коллектива составляет молодёжь), разных специальностей
(не все из нас библиотекари по образованию, есть и учителя, и инженеры),
разных характеров и взглядов на жизнь (конечно, а как же иначе?)… У
нас очень молодой коллектив. И речь не о физическом возрасте. Мы молоды
душой, а это много значит. Мы стараемся идти в ногу со временем, осваивать
новые технологии. Мы не привыкли унывать и опускать руки в трудной ситуации.
Мы довольно дружны и сплочены между собою. Иногда, конечно, возникают
какие – то трения (странно было бы, если бы их не было, ведь все мы
живые люди), но на самом деле мы одна команда. Команда, объединённая
одной профессией и одной целью.
Одна из преподавательниц нашего института однажды сказала: «Библиотекарь
– самый умный человек в институте, ибо он знает всё. Он знает, что нужно
и студенту, и преподавателю, а это непросто». Всегда приятно слышать
подобные слова, потому что они являются своеобразным мерилом нашей работы,
её оценкой. Но если уж говорить об этой фразе…весь парадокс заключается
в том, что студент и преподаватель (чаще всего, конечно, студент) зачастую
сами не очень хорошо знают, что им нужно. И когда удаётся помочь им
в этой ситуации, это я называю «высшим пилотажем». В подобных ситуациях
ощущаешь особенную гордость за свою профессию.
Есть своеобразные критерии, по которым оценивается работа библиотекаря.
Это профессионализм, эрудиция, умение работать с информацией, умение
общаться с людьми. Я глубоко убеждена в том, что библиотекарь должен
обладать не только хорошими профессиональными навыками, но и обязательно
уметь общаться с людьми. Не скажу, что мне лично удалось в совершенстве
постигнуть эту науку, но я учусь. И думаю, что буду учиться этому всю
жизнь. Ясно, что от того, насколько ты вежлив, тактичен, улыбчив, общителен,
зависит не только микроклимат в коллективе и на рабочем месте, но и
настроение читателей, их к тебе отношение, степень их доверия к тебе
и твоим профессиональным качествам. А это важно, ведь (и я не устану
это повторять) мы работаем для читателей.
Вот и подошёл к концу мой рассказ. Немножко о себе, немножко о моих
коллегах, немножко о нашей работе и наших читателях. Меня всегда смешили
высокопарные фразы и заявления, вроде: «Я горжусь тем, что…». Я думаю,
нужно просто любить свою работу и делать всё, чтобы не было за неё стыдно.
Человек всегда «есть», пока он ощущает свою нужность. Мы её ощущаем
в полной мере. И мне очень хочется верить в то, что престиж моей профессии
обязательно поднимется.
на
главную