Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
Программа курса для учащихся средней школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Массовая компьютеризация, внедре¬ние и развитие новых технологий хранения, переработки и распространения информации явились причиной увеличения удельного веса и роли информации во всех сферах жизни общества, что привело к тому, что и само общество, и его институты имеют сегодня перед собой новые приоритеты.
Одной из целей Федеральной программы развития образования является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Концепция модернизации российского образования отмечает необходимость его ориентации «... не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 2002.); подчеркивая, что «…школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» (Там же).
Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования выдвигает на первый план развитие критического мышления, формирование умений учиться на протяжении всей жизни, что ведет к внедрению в образовательный процесс методов обучения, основанных на самостоятельной деятельности школьников. Основой самостоятельной работы, неотъемлемым условием интеллектуальной деятельности личности, является информационная грамотность, представляющая собой совокупность знаний, умений, навыков, творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств личности при ее взаимоотношениях с информацией, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию на уровне, который требуется для включения личности в разнообразные виды деятельности и отношений.
Ключевая роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит институту школьной библиотеки, который призван содействовать формированию навыков непрерывного образования учащихся путем обучения их информационно-поисковой деятельности. В условиях перехода к информационному обществу назрела необходимость перехода от обучения библиотечно-библиографическим знаниям к формированию информационной грамотности учащихся, включающей:
- навыки использования инструментов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая грамотность);
- навыки работы с текстом (культура чтения);
- умения анализа и оценки информации (критическое мышление);
- умения использования новые информационные технологии.
Курс «Основы информационной грамотности» предназначен для учащихся 1-10 классов общеобразовательной школы и ориентирован на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой и исследовательской деятельности учащихся с использованием новых и традиционных информационных технологий.
Целью курса является формирование информационной грамотности учащихся как совокупности знаний, умений, навыков поиска, оценки, организации и представления информации с использованием традиционных и новых информационных технологий.
Задачи курса:
- формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
- формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
- формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
- содействие совершенствованию навыков аналитической деятельности, необходимых при работе с информацией;
- знакомство с методами критической оценки информации;
- углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них информационных потребностей;
- содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников.
Настоящая программа предлагает необходимый минимум знаний об информации и информационной деятельности. При ее составлении учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы, словесности и других, а также при посещении массовых мероприятий библиотеки.
Весь курс составляет 44 часа, из которых 8 часов отводится на работу с учащимися начальной школы, 24 часа - с учащимися средней школы, 12 часов - с учащимися старшей школы.
Программа курса построена по модульному принципу и включает 3 концентра, спроектированных с учетом возрастных особенностей школьников и рассчитанных на последовательное (от класса к классу) формирование знаний и умений пользования традиционными и современными информационными ресурсами и технологиями.
Первый концентр, пропедевтический, включает модули, целью которых является обучение первоначальным навыкам использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации и основам работы с текстом.
Второй концентр, целью которого является формирование умений информационно-поисковой деятельности учащихся основной школы, включает пять модулей, содержание которых составляет обучение поиску, извлечению, обработке и представлению информации.
Третий концентр представляет собой модуль «Информационное исследование в библиотеке», рассчитанный на самостоятельное проведение информационного исследования учащимися 10-х классов в библиотеке.
Каждый раздел программы представляет собой законченный учебный модуль, состоящий из 4 занятий. Исключение составляют модули, спроектированные для работы с учащимися 9-10х классов - «Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта» и «Информационное исследование в библиотеке».
Содержание курса предполагает формирование когнитивного опыта личности (знаниевый компонент), опыта практической деятельности (формирование умений и навыков), опыта творческой (самостоятельной) деятельности, опыта эмоциональных отношений в процессе освоения информационных знаний, умений, навыков, отношений.
Современному выпускнику общеобразовательной школы необходимо дать не репродуктивные знания, которые подвержены забыванию, не просто умения использования библиотечных инструментов, а сформировать креативные умения обращения с информационными ресурсами, которые не утрачиваются. Поэтому значительное внимание программа уделяет содействию формирования аналитических навыков и навыков критического мышления при работе с информацией, как одному из главных компонентов информационной грамотности.
Модульная система позволяет учитывать возможности и потребности образовательного учреждения, варьировать содержание и организацию уроков для каждой параллели. При необходимости и возможности любой из модулей может быть повторен или перемещен в другую параллель.
Варианты интеграции программы в образовательное пространство школы включают проведение занятий в рамках регионального или школьного компонента, факультативных, кружковых занятий или дополнительных занятий в системе классных часов, в рамках совместной работы библиотекаря с учителями-предметниками на основе междисциплинарного подхода. В средней и старшей школе оптимальными формами организации занятий являются курсы по выбору и элективные курсы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Курс основан на принципах системности, непрерывности, дифференцированного и личностно-деятельностного подхода, которые предполагается реализовать с помощью различных методов организации деятельности.
Основной формой организации учебных занятий является урок, который может проводиться в форме семинара, практического занятия, ситуативной игры, экскурсии и др.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с информационными ресурсами, демонстрация, практическая работа, временная работа в группах, игровые формы, метод проектов, метод создания ситуаций творческого поиска, создание проблемных ситуаций, творческие задания.
Модуль «Информационное исследование в библиотеке» предполагает построение учебных занятий на основе выполнения индивидуальных или групповых проектов учащимися. Тему проекта учащиеся выбирают самостоятельно с учетом склонностей и профиля своего обучения. Работа над проектом выполняется поэтапно. Результатом должна стать презентация готового продукта в форме, выбранной учащимися. Уроки проходят в виде комбинированных занятий, на которых учащиеся получают необходимую информацию, консультации, помощь. Формами промежуточного контроля могут стать обсуждения проектов, на которых учащиеся ставят вопросы перед собой и товарищами, корректируют свою дальнейшую деятельность.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
По окончании начальной школы учащиеся смогут:
- знать правила пользования библиотекой;
- знать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях (фоно, видео, аудио материалы);
- знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
- уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);
- уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;
- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная);
- уметь пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями для младших школьников.
По окончании основной школы учащиеся смогут:
- знать способы хранения, переработки и сохранения информации;
- знать принципы систематизации информационных ресурсов;
- знать алгоритм самостоятельной работы с информацией;
- уметь пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- уметь пользоваться справочным аппаратом книги;
- уметь отличать и использовать особенности справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий;
- уметь обработать текст, используя навыки аналитической деятельности;
- уметь пользоваться информационными ресурсами на нетрадиционных носителях информации;
- уметь правильно оформить результаты самостоятельной работы.
По окончании общей средней школы учащиеся смогут:
- иметь представление о мировых информационных ресурсах;
- знать преимущества и недостатки использования информационных технологий;
- осознавать и формулировать свои информационные потребности;
- применять на практике алгоритм работы с информацией;
- обладать навыками поиска и извлечения информации;
- ориентироваться в справочно-поисковых системах библиотек;
- уметь критически оценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы;
- уметь оценить результаты собственной самостоятельной информационной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Концентр
Содержание
Кол-во часов
Контингент
I Модуль «Первоначальное представление об информации»
4
2-4 кл.
  Модуль «Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности»
4
II Модуль «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»
4
5-9 кл.
  Модуль «Поиск и использование информации. Библиотека как информационно-поисковая система»
4
  Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации»
4
  Модуль «Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки как инструменты поиска информации»
4
  Модуль «Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта»
8
III Модуль «Информационное исследование в библиотеке»
12
10 кл.
  ИТОГО
44


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль «Первоначальное представление об информации»
Цели: формирование первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения; обучение первоначальным навыкам и умениям использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации и основам работы с текстом; содействие развитию познавательной активности учащихся; поощрение интереса к книге и чтению.
Содержание: Первоначальное представление об информации. Многообразие информационных ресурсов. Традиционные ресурсы: книги, журналы. Пластинки, диафильмы, кассеты с видео и аудиозаписями. Компьютер как инструмент управления информацией. Мультимедиаресурсы.
Понятие о библиотеке. Правила пользования библиотекой. Абонемент и читальный зал. Систематизация информации. Выбор книг в библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Закладки. Книжные выставки.
Структура книги как инструмент информационной деятельности. Обложка (переплет), титульный лист, корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация.
Художественное оформление книги. Иллюстрации. Типы иллюстраций: фотографии, карты, рисунки, репродукции и т.д. Роль иллюстрации в восприятии текста.
Понятия: информация, носитель информации, книга, библиотека, абонемент, читальный зал, обложка (переплет), титульный лист, корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация.
Умения и навыки: пользования библиотекой, самостоятельной работы с книгой: использование структуры книги для оценки и характеристики ее содержания.
Модуль «Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности»
Цели: знакомство с основными типами и видами литературы; формирование навыков самостоятельной работы с книгой; формирование навыков критического мышления; формирование интереса к чтению; развитие познавательной активности школьников.
Содержание: Основные типы и виды литературы. Научно-познавательная литература для детей. Отличие научно-познавательной литературы от художественной.
Справочная литература. Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
Понятие о периодической печати. Газета, журнал: читательское назначение, оформление, содержание. Детские газеты и журналы.
Понятия: словарь, энциклопедия, справочная литература, научно-популярная литература, периодическая печать, газета, журнал, рубрика, статья, заметка.
Умения и навыки: самостоятельной работы со справочной, научно-познавательной литературой; умение поставить вопросы к книге.
Модуль «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»
Цели: формирование первоначального представления об информации и информационных ресурсах; формирование основ информационного мировоззрения через представление об информации и ее роли в информационном обществе; получение знаний об истории книги и других носителей информации; формирование умений работы с книгой как источником информации.
Содержание: Понятие информации. Информация как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». Значение информации в жизни человека и в развитии общества. Информация и знания. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов в условиях распространения новых технологий сбора, хранения, переработки и распространения информации. Способы организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов.
Традиционные и нетрадиционные носители информации. История книги и библиотеки. Глиняные книги. Библиотека царя Ашшурбанипала. Библиотеки Египта. Книгохранилище Рамсеса II – «Аптека для души». Книги и библиотеки античной эпохи. Берестяные грамоты в Древней Руси. Библиотеки средневековья. Книги на пергаменте. Изобретение книгопечатания - одно из крупнейших культурно-исторических событий XV в. Книга в современном мире – источник информации и знания.
Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиаресурсы. Возможности мультимедиа.
Понятия: архив, документ, библиотека, видео, информационные ресурсы, информация, компьютер, носитель информации, мультимедиа, поиск информации, сохранение информации, систематизация информации.
Умения и навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами: умения различать и использовать особенности различных носителей информации; навыки работы с текстом, поиск и выбор необходимой информации.
Модуль «Поиск информации. Библиотека как информационно-поисковая система»
Цели: формирование понятия о библиотеке как информационно-поисковой системе; формирование умений и навыков поиска, оценки и извлечения информации.
Содержание: Система библиотек и информационных учреждений: научные, универсальные, учебные библиотеки. Библиотечный абонемент. Читальный зал. Специализированные отделы: отдел литературы по искусству, технической литературы, иностранной литературы, краеведческой литературы.
Поиск информации в библиотеках. Принципы систематизации информационных ресурсов. Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеках. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители.
Электронные библиотеки. Особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Поисковый запрос. Ключевое слово.
Понятия: библиотечные фонды, шифр книги, библиотечно-библиографическая классификация, поисковый запрос, ключевое слово, стратегия информационного поиска, Интернет, электронная библиотека.
Умения и навыки: поиска документов в фонде библиотеки, использования ББК, выбора информационно-поисковой стратегии, умения работы с книгой, умения извлечения информации из ресурса.
Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации»
Цели: расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов; углубление знаний о различных методах обработки информации; формирование умений и навыков поиска, оценки, обработки и использования информации; формирование навыков работы с текстом.
Содержание: Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий: периодические, непериодические. Основные типы литературы: учебная, справочная, научная, научно-популярная, художественная. Стилевые особенности различных типов литературы.
Справочная литература. Дифференциация справочной литературы в зависимости от назначения и содержания. Типы справочных изданий для учащихся. Энциклопедии универсальные (БРЭ, ДЭ) и отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и др.) Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними.
Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Гипертекст. Электронные словари, справочники, энциклопедии. Достоинства и недостатки электронных носителей информации.
Научно-популярная и научно-познавательная литература. Использование научно-популярной литературы при подготовке докладов и рефератов. Правила цитирования текста. Оформление цитат.
Методы работы с информацией. Способы чтения (просмотр, выборочное и полное чтение, изучение). Использование знаний о структуре книг при работе с ними. Использование научно-справочного аппарата книги. Вспомогательные указатели (именной, предметный, хронологический, географических названий, и др.) Оценка информационных ресурсов. Анализ текста.
Периодические издания в библиотеке. Профиль, читательское назначение периодических изданий. Отраслевые журналы. Молодежные журналы. Методы работы с периодическими изданиями. Использование систематической картотеки газетных и журнальных статей для поиска информации.
Понятия: научно-справочный аппарат книги, библиографические ссылки, библиографический список, гипертекст, электронные издания.
Умения и навыки: оценки, обработки и использования информационных ресурсов на различных носителях; пользования справочными изданиями; работы с текстом.
Модуль «Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки»
Цели: знакомство со справочно-библиографическим аппаратом библиотек и его ролью при поиске информации; формирование умений и навыков использования каталогов как информационно-поисковых инструментов.
Содержание: Понятие справочно-библиографического аппарата библиотеки. Назначение и принципы построения библиотечных каталогов. Виды каталогов. Алфавитный каталог, его назначение. Систематический каталог и его функции. Систематизация книг по отраслям знаний. Разделители, отражающие структуру каталога. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека газетно-журнальных статей. Предметные картотеки.
Информационно-поисковые системы. Отличие справочно-поискового аппарата от информационно-поисковой системы. Электронные каталоги и базы данных. Особенности работы с библиографическими базами данных. Поисковый запрос и схема его выполнения. Методика составления ключевых слов.
Понятия: алгоритм информационно-поисковой деятельности, каталог, картотека, справочно-библиографический аппарат библиотеки, информационно-поисковая система, поисковый запрос, ключевое слово.
Умения и навыки: использования библиотечных и информационно-поисковых инструментов.
Модуль «Анализ информационных ресурсов и представление собственного информационного продукта»
Цели: совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами: поиска, оценки, обработки и использования информации; формирование алгоритма информационно-поисковой деятельности; совершенствование умений организации и представления информации в традиционном и нетрадиционном форматах.
Содержание: использование информационных ресурсов в учебной, образовательной, исследовательской деятельности. Особенности использования печатного, устного слова, видеоинформации, интернет-ресурсов.
Методы работы с информацией. Беглое чтение. Просмотр документов. Аналитическое чтение. Анализ и обработка информационных ресурсов. Учет и систематизация просмотренных и прочитанных ресурсов в традиционном и нетрадиционном форматах. Выписки и их систематизация. Цитаты, их использование и оформление.
Составление плана. Виды плана (простой и сложный). План учебного текста. План к сочинению. План выступления, доклада, реферата.
Методика формализованной подготовки информационных продуктов. Составление аннотации. Составление обзора информационных ресурсов.
Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление самостоятельной работы.
Формы представления результатов самостоятельной информационно-поисковой деятельности школьников. Доклад. Реферат. Аннотация. Обзор. Презентация. Веб-страница.
Умения и навыки: инструментальные: использование каталогов, использование презентации PowerPoint; когнитивные: умение выбирать и оценивать релевантность информации, умение синтезировать информацию из различных источников.
Модуль «Информационное исследование в библиотеке»
Цель: совершенствование умений и навыков поиска, оценки, обработки и представления информации. Формирование алгоритма информационно-поисково-аналитической деятельности.
Содержание: Особенности работы над различными видами самостоятельных заданий: сообщением, докладом, рефератом, сочинением, исследованием, рецензией, аннотацией, обзором литературы и др. Основные требования к самостоятельной учебной работе. Структура самостоятельной учебной работы. Алгоритм самостоятельной информационно-исследовательской деятельности.
Этапы работы над самостоятельным информационным проектом.
1. Определение вида, цели, задач работы. Формулирование темы. Предварительный план работы.
Определение источников информации: библиотека, архив, Интернет, музей, информационный центр и др.
2. Поиск информационных ресурсов. Формулирование информационного запроса. Особенности поиска в библиотеке, Интернете. Инструменты поиска информации: справочно-библиографический аппарат библиотеки, информационно-поисковая система, справочный аппарат изданий (вспомогательные указатели, примечания, комментарии, прикнижные библиографические списки литературы и ресурсов), библиографические издания.
3. Просмотр и определение степени релевантности найденных материалов. Особенности ознакомительного чтения. Ключевые точки ознакомления с текстом: оглавление, введение, заключение, аннотация. Пометки, отметки, подчеркивания, закладки. Просмотр электронных документов. Определение степени точности, достоверности ресурсов. Ключевые точки определения авторитетности ресурса: наличие авторства, присутствие обратного адреса, наличие ссылок, отсутствие неработающих ссылок.
4. Обработка информационных ресурсов. Изучение литературы и материалов. Методы критического чтения: расчленение текста на смысловые части, выделение основных положений, постановка вопросов, составление сравнительных схем, таблиц, ведение записей.
5. Систематизация материалов. Уточнение плана. Анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Методика формализованного анализа научных документов.
6. Организация и представление полученных результатов. Формы представления: устное выступление, бумажный вариант, электронная презентация, мультимедийная форма и др. Подготовка черновика. Оформление цитат и выписок. Список использованной литературы и ресурсов. Оформление окончательных результатов информационной деятельности.
7. Оценка проделанной работы.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Формы контроля и диагностики: фронтальный опрос, тестирование, творческая работа, индивидуальный и коллективный творческий проект, самооценка.
Виды творческих работ:
- реферат,
- аннотация,
- аннотированный обзор литературы,
- рецензия,
- презентация,
- веб-сайт,
- проект: книга, «справочное пособие», тезаурус, журнал, газета.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. М.: Айрис-Пресс, 2005.
2. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. М.: Книга, 1984.
3. Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачник-практикум. 8-11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. М., 2001.
4. Граник Г.Г. Путешествие в страну книги. Учимся понимать текст: в 4 частях. Для младших школьников / Г.Г. Граник, О.В. Соболева. М. 1998.
5. Информатика в лицах : исторические зарисовки к урокам информатики / ред. С.Л. Островский. - М.: Чистые пруды, 2005. 32 с. - (Б-чка "Первого сентября").
6. Кушнир А.М. Азбука чтения / А.М. Кушнир. М., 1996.
7. Информационная культура. Новые информационные технологии. 11 кл. Пособ. для общеобр. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко и др. М.: Дрофа, 2000. 160 с.
8. Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное / Ф. Лезер. М., 1980.
9. Леонтьев В.П. Поиск в Интернет / В.П. Леонтьев. М.: Олма-Пресс Образование, 2004.
10. Львова С.Л. Книга о книге: для учащихся ст. классов / С.Л. Львова. М.: Просвещение, 1980.
11. Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о работе культуры с научной и научно-популярной книгой / Л.А. Николаева. 2-е изд., изм. и доп. М.: Просвещение, 1982.
12. Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер и слово. 5 кл. Пособ. для общеобр. учеб. заведений. 2-е изд. / Ю.А. Первин. М.: Дрофа, 1998. 192 с.
13. Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер – инструмент искусства. 6 кл. Пособ. для общеобр. учеб. заведений / Ю.А. Первин, А.Н. Никитин. М.: Дрофа, 1998. 192 с
14. Поварнин С.И. Как читать книги / С.И. Поварнин. 2-е изд. М.: Книга, 1978.
15. Сенокосов А.И. Информатика для любознательных : кн. для уч-ся 8-11 кл. / А. И. Сенокосов. - М.: Просвещение, 2006. 158 с.
16. Словарь юного книголюба /сост. И.Я. Линкова. 2-е изд., доп. М.: Книга, 1987.
17. Смородинская М.Д. О культуре чтения / М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. М.: Книга, 1984. 88с.
18. Учимся учиться / под ред. А.М. Зимичева. Л., 1990.
19. Фролов М. Учимся работать на компьютере: самоучитель для детей и родителей / М. Фролов. 4-е изд. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
20. Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем Web-страничку / Е. Якушина. – СПб.: Питер, 2002.

Составитель: В.Б. Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006