Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся старших классов с источниками информации

Отличительной особенностью педагогического процесса в современной школе стало развитие самостоятельной, творческой, проектной, научной, исследовательской деятельности школьников. Особенно актуально значение этой работы в условиях модернизации содержания образования и при переходе к профильному обучению в старших классах.
Цель этой деятельности является троякой: ученик достаточно глубоко овладевает одной из тем курса; на примере одной темы он учится обобщать, анализировать, сравнивать; наконец, он приобретает навыки самостоятельной работы с источниками информации.
Несмотря на различные виды и формы творческих работ (доклады, рефераты, сообщения, сочинения, исследования и пр.), существует нечто общее, что их объединяет. Во-первых, никакая творческая работа невозможна без тщательного осмысленного изучения источников информации. Во-вторых, существуют определенные требования к ее структуре и оформлению.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ
Учащимся будет проще работать, если они усвоят некоторые правила и последовательность действий или алгоритм деятельности, которые необходимы при любой самостоятельной деятельности информационными ресурсами.
Определение темы, вида, цели, задач и структуры творческой работы - Отбор необходимой литературы и источников информации - Изучение отобранного материала - Составление плана - Работа с текстами и подготовка выписок - Формирование текста - Написание черновика -Оформление работы - Подготовка к выступлению (защите).
Таким образом, после определения темы следующим шагом обязательно будет поход в библиотеку.
Для облегчения поиска и доступа к информации и литературе в каждой библиотеке существует справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, справочный фонд (словари, справочники, энциклопедии).
Учащиеся должны усвоить, что для получения краткой, но точной характеристики интересующего их предмета самым простым и эффективным путем является обращение к словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь они смогут найти характеристику любой темы или предмета, и, возможно, список литературы по данному вопросу.
При наличии списка литературы можно сразу отправляться к алфавитному каталогу.
Алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Алфавитный каталог нужен, если необходимо узнать есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то автора.
Для того, чтобы отыскать книги по какой-то определенной теме, следует обратиться к систематическому каталогу, который раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний. Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы – условные цифровые обозначения.
Чтобы узнать, в каком отделе искать интересующие нас книги, нужно выяснить индекс отдела. Это поможет сделать алфавитно-предметный указатель, который представляет собой перечень наименований предметов (отраслей знаний, явлений, тем, имен и т.д.), литература о которых расположена в каталоге. Карточки в алфавитно-предметном указателе расположены в порядке алфавита наименования предметов.
Если нас интересуют статьи в журналах, газетах, сборниках, нужно обратиться к систематической картотеке статей, которая построена по схеме систематического каталога, то есть отражает статьи по отраслям знаний.
Сегодня многие библиотеки располагают электронными каталогами, которые помогают подобрать нужную литературу по теме, предмету.
Существует еще один из путей выбора литературы – поиск с помощью библиографических указателей. Библиографические указатели – это аннотированные списки литературы, подобранные по какой-то определенной теме или ряду близких тем. Существуют библиографические указатели как самостоятельные издания, а также прикнижные (пристатейные) библиографические списки литературы (т.е. списки литературы в книгах или статьях).
Наконец, все большее количество учащихся обращаются за поиском информации к электронным источникам, в частности, к всемирной сети Интернет. Здесь можно использовать множество способов поиска, но, как правило, существует два наиболее оптимальных варианта: использование поисковых систем и поиск по конкретному электронному адресу. Самые популярные русскоязычные поисковые системы ЯNDEX, RAMBLER и АПОРТ.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ И ИСТОЧНИКАМИ
Едва ли не главную роль при написании творческой работы играет правильный подбор литературы и источников. Учащиеся должны знать некоторые отличительные особенности различных видов документов – монографий, научно-популярной литературы, мемуаров, статей периодических изданий и др. Что касается использования электронных ресурсов, следует предупредить их об опасности использования непроверенной информации через Интернет.
При работе с литературой необходимо:
-просмотреть содержание и структуру документа;
-обязательно познакомиться с введением, где автор характеризует цели и задачи своего исследования;
- просмотреть справочный аппарат, который может служить источником дополнительной информации.
После отбора и краткого просмотра материалов можно приступать к составлению плана работы. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что учащиеся должны осознать, что план необходим для работы, ибо он помогает осмыслить материал, продумать четкую структуру работы, систематизировать накопленные материалы.
План может быть простым, сложным, развернутым. Лучше составить подробный развернутый план, т. к. он помогает в дальнейшей работе. План включает введение, основную часть и заключение. Принципы построения плана – хронологический, тематический, проблемный. План может видоизменяться, расширяться и конкретизироваться в ходе работы.
Можно предложить учащимся запомнить некоторые вопросы, которые помогут уяснить, что представляет собой явление или событие, и составить план. Кто (что), - что сделал (сказал, открыл; произошло), - почему (для чего, из-за чего) - как (каким образом), - что вышло (получилось), - какое влияние это оказало на общество, - как другие к этому относятся (и вы в том числе).
Мысленная постановка этих вопросов поможет отслоить лишнее, сосредоточиться на главном. Когда будет выстроен скелет события (явления), можно приступать к тщательной обработке информации.
Для того, чтобы усвоить материал, необходимо не просто читать, а осмысленно работать с книгой. Вот некоторые правила работы с литературой:
- необходимо предварительно просмотреть книгу или статью, познакомиться с ее структурой и содержанием;
- желательно сделать закладки с указанием, о чем на той или иной странице говорится;
- выделять необходимо лишь те места, которые имеют непосредственное отношение к теме работы;
- свои мысли, которые возникают по ходу работы необходимо сразу фиксировать.
Немаловажную роль в работе играют записи, ибо они:
-обеспечивают более внимательное отношение к чтению, организуют наше внимание;
-помогают лучше понять текст (записывая, мы глубже постигаем то, что прочли, особенно если пытаемся выразить мысль автора своими словами и более кратко);
-служат определенным контролером восприятия предмета: не понимая чего-нибудь, трудно записать основную мысль;
-облегчают запоминание (включается двигательно-моторная память);
-позволяют быстро восстановить в памяти забытое, уточнить факты и пр.;
-ведут к систематическому накоплению концентрированных сведений.
Записи могут вестись в различных формах. Это может быть конспект, тезисы, выписки, развернутый план и т.д. Записи можно делать на листах бумаги или на карточках.
Самый простой вид записи – выписки (выдержки). При работе с выписками необходимо помнить некоторые правила:
- на каждом листе (сверху) обязательно указывается источник, откуда взят материал
(ФИО автора, название, выходные данные книги ) и номер страницы;
-выписки делаются на одной стороне листа;
-цитаты должны выписываться совершенно точно, не допускаются никакие искаже-
ния, нельзя выхватывать отдельные доводы и положения, обрывать определенные понятия;
- выписки желательно сразу систематизировать – на разные листы записываются вы-
писки по разным главам.

Рабочая запись помогает при подготовке к сообщению, устному выступлению.
Тезисы (от гр. thesis) – краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли, основные положения, которые поясняются или доказываются в тексте. Составление тезисов позволяет расчленить текст более детально, чем план, но более кратко, чем конспект. Тезисы служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии. Кроме того:
-тезисы содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания;
-в каждом положении содержится одна мысль;
-тезисы составляются после предварительного ознакомления с текстом, при повторном чтении;
-тезисы применяются, когда надо уяснить суть проблемы;
-тезисы применяются, когда необходимо сравнить несколько точек зрения на одну проблему, например, при подготовке обзора литературы к введению.
Конспект (от лат. сonspectus – обзор) - это краткое письменное последовательное изложение основного содержания книги, статьи, освобожденное от мелочей, повторений. Конспекты бывают плановые, текстуальные, свободные, тематические. Работая над конспектом, надо помнить:
- при конспектировании надо записывать самое главное, по возможности, кратко;
- конспект не должен быть “глухим” - стоит создать систему знаков, обращающих внимание. Это могут быть цифровые и буквенные обозначения, деления, подчеркивания.
Конспект, как правило, служит основой для написания работы.
После того, как литература и источники обработаны, сделаны необходимые записи и выписки, можно приступать к написанию черновика. На этом этапе надо строить свою работу таким образом, чтобы получилось целостное, логическое произведение, написанное в едином стиле. Это значит, что, работая над различными источниками и литературой, учащиеся должны стараться пересказывать их своими словами, чтобы не было отдельно надерганных разностильных кусков. Затем записи, заметки, мысли раскладываются по пунктам плана и соединяются. Желательно соединять не механически, а осмысленно, включая свои размышления и замечания. Учащимся будет проще работать, если они запомнят, что:
- в черновике обязательно необходимо оставить большие поля для заметок;
- черновик пишется только на одной стороне листа;
- язык научной работы отличается от публицистического или художественного. Не
рекомендуется использование эмоционально окрашенных оборотов речи, восклицательных предложений.
Работа над окончательным вариантом
После этого работа переписывается или перепечатывается набело, в соответствии с пунктами плана, а затем обязательно внимательно прочитывается, для чтобы устранить возможные пропуски, ошибки в датах, цифрах и другие погрешности. Проверяется орфография. Серьезное внимание следует обратить на дополнительную сверку всех цитат.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ
1. Самостоятельный подход к раскрытию темы.
2. Использование современных публикаций по теме работы.
3. Логичность и последовательность при изложении материала.
4. Стилистическая и орфографическая культура изложения.
5. Правильное оформление справочно-ссылочного аппарата.
6. Умение аргументировать и защищать свои выводы.
Структура творческой работы
Творческая работа, как правило, состоит из введения, основной части, заключения, приложений и списка литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы, дается обоснование ее выбора, ставятся цели и задачи, дается краткий анализ источников и литературы.
Примечание: Как правило, цели и задачи начинаются со слов: рассмотреть, познакомиться, выявить, выяснить, сформировать, обосновать, провести, сравнить, определить, сделать, построить, подготовить.
Основная часть работы обусловлена задачами исследования. Она может быть разделена на главы, разделы, параграфы. В основной части проводится анализ и сопоставление материалов и литературы по данной теме, делаются самостоятельные выводы.
В заключении, объем которого составляет, как правило, одну - две страницы, делаются выводы исследования, кратко подводятся итоги. Выводы должны быть тесно увязаны с задачами.
Оформление работы
- Текст работы пишется на отдельных листах бумаги формата А-4, на одной стороне листа.
- Все листы должны быть пронумерованы, начиная с № 2 (На титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится).
- Работа должна быть написана разборчивым почерком без помарок и зачеркиваний или отпечатана на ЭВМ или машинке.
- Объем учебного реферата, как правило, составляет 15-20 страниц.
- Поля: 30 мм слева, 10 мм справа, 25 мм сверху, 20 мм снизу.
- Работа должна быть сброшюрована или переплетена.
- Научная работа не требует украшательства – орнаментов на листах, нестандартных шрифтов и т.д.
Цитирование.
-Цитата – извлечение, выдержка (от лат –citatum<citare – приводить, провозглашать)
используется в тексте только при надобности, по ходу изложения для полемики или для доказательств;
-Если в цитату берется часть текста, не с начала абзаца или предложения, а также с
пропусками внутри цитируемой части документа, то места пропусков обозначаются отточиями.
Сокращения слов и чисел
-В тексте всей работы соблюдается написание общепринятых в русском языке сокра
щенных названий стран, учреждений, организаций и т.п. (США, ООН, вуз) Для проверки можно использовать Словарь сокращений.
-Сокращения применяются для обозначения мер, весов (м – метр, т. – тонна, час. – ча
сов) и некоторых других слов ( г.- год, гг – годов, г – город)
Сокращение чисел.
Необходимо избегать больших чисел, написанных полностью (в тексте и таблицах). По возможности лучше прибегать к укрупненным или сокращенным единицам. (100 тыс. км вместо 100000 км, 1,27 т вместо 1 270000 кг).
Приложения
Составление таблиц, графиков, диаграмм.
-Не следует превращать в табличную форму простые материалы, которые с достаточ
ной ясностью и краткостью могут быть изложены в самом тексте или изображены в виде т.н. “выводов”, т.е. колонок цифр без обрамляющих их рамок.
-Объемистые таблицы выносятся в приложение и нумеруются отдельно.
-Каждая таблица должна иметь наименование и номер (если их в работе несколько). В правом верхнем углу пишется: Таблица № 1. Ниже в центре - заголовок, в конце которого (.) не ставится
Иллюстрации в реферате – это фотоснимки, чертежи, рисунки. Они уместны в реферате, если они носят деловой и вспомогательный характер, подчинены тексту.
-Подписи под иллюстрациями ставятся внизу.
-Каждая иллюстрация (сокращенно “рис.”) должна быть пронумерована.
-В подписи под рисунками в приложении или в тексте обязательно делается указание на источник
Оформление справочно-ссылочного аппарата и списка литературы

Обычно в ученических работах используют самый простой вид ссылок - на список литературы, помещенный в конце работы. При этом после упоминания в тексте или после цитаты ставятся квадратные или круглые скобки, в которых проставляется номер источника и страниц. Например: (18, 34). Точка в конце предложения ставится после скобки. Оформление ссылок должно быть единообразным во всем тексте.
Правила оформления списка литературы.
1.Список литературы оформляется после заключения на отдельной странице.
2. Как правило, используется алфавитный способ расположения, хотя возможны предметный и хронологический способы.
3. При описании источника указываются фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Например: Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 920с.
Внимание! При описании выходных данных не используются скобки и кавычки; дополнительное название отделяется от основного двоеточием; в области "место издания" Москва, Санкт-Петербург пишутся сокращенно (М., СПб.)
4. Если в списке литературы используются документы разных авторов с одинаковой фамилией, их следует располагать в зависимости от инициалов. Например: Стругаций А., Стругацкий Б.
5. Если указывается несколько работ одного автора, их располагают в алфавитном порядке названий. Допустимо располагать в зависимости от года издания (от прошлого к настоящему).
6. Если у книги два или три автора, необходимо перечислить всех.
7. Если у книги 4 автора и больше, указывается только первый и добавляется "и др."
8. Если мы описываем сборник или коллективную монографию, то мы записываем ее название с последующим указанием редактора или составителя. Например: Историко-этнографические очерки Псковского края /Под ред. А.В. Гадло. Псков: ПОИПКРО, 1998.
9. При описании статей из сборника или журнала сначала указываются автор, название статьи, а затем источник. Например: Андреева Н.В. Интернет и образование /Псковская школа. - 2001. - № 3. - С.39
10. При использовании электронных ресурсов возможно сослаться на ресурс в целом или на его составные части: на ту или иную статью или издание; сослаться на фрагмент статьи или того же издания. Например:
Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием. - М.: OIM.RU, 2000-2001. - Режим доступа: W W W. URL: http://www.oim.ru.- 10.02.2001.
Блонский П.П. Миросозерцание и профессия / П.П. Блонский; Подгот. к публ. Р.П. Будаков // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2001. - С. 3 (автоном. паг.) - Режим доступа: W W W. URL: http://www.oim.ru

Список литературы
1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. М.: Айрис-Пресс, 2005.
2. Библиографическое описание электронных ресурсов. Методические рекомендации / Сост.: Т. А. Бахтурина, И. С. Дудник, Л. Д. Плохоцкая; Редкол.: Н. Н. Каспарова (отв. ред.), Р. А. Круглова, Н. В. Сарычева (ГПНТБ России), Д. В. Перепелица; РГБ, Межрегиональный комитет по каталогизации // Российская Государственная библиотека [Электрон. ресурс]: Офиц. сайт / РГБ. - М.: РГБ, 1998. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.rsl.ru/pub/erdes.htm
3. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М.: Книга, 1984. 120 с.
4. Гузик Н.П. Учись учиться. М., 1981.
5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.
6. Князева М. Ключ к самосозиданию. М., 1990.
7. Корсаков И.А. и др. Наедине с памятью. М., 1984.
8. Кушнир А.М. Азбука чтения. М., 1996.
9. Лапп Д. Вспомнить все. М., 1994.
10. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
11. Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное. М., 1980.
12. Львов С.Л. Книга о книге: Для учащихся ст классов. М.: Просвещение, 1980. 208 с.
13. Николаева Л.Л. Учись быть читателем. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
14. Пинский В.А. Азбука учебного труда. М., 1988.
15. Поварнин С.И. Как читать книги. М.: Книга, 1978. 53 с.
16. Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие / Сост. И.Н. Кузнецов. Мн: Харвест, 1999.
17. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М.: Книга, 1984. 88 с.
18. Учимся учиться / Под ред. А.М. Зимичева. Л., 1990.
19. Федотов В.В. Рациональная организация умственного труда. М., 1987
20. Чирва А. Учись учиться. М., 1977.


В.Б. Антипова, зав.библиотекой ПОИПКРО

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006