От 23.03.2004
№ 14-51-70/13
Органы управления
образованием субъектов
Российской Федерации
Во исполнение приказа
от 01.03.2004 № 936 О реализации решения коллегии Минобразования России
от 10.02.2004 № 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности
библиотек учреждений общего образования Российской Федерации» Минобразование
России направляет Примерное положение о библиотеке общеобразовательного
учреждения.
Руководитель Департамента
А.В.Баранников
Примерное
положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
I.
Общие положения
1. Настоящее Примерное положение является основой для создания положения
о библиотеке конкретного общеобразовательного учреждения и распространяется
на библиотеки следующих общеобразовательных учреждений:
начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа,
средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей, школа-сад,
школа-интернат, вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная).
2.
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного
учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения
права участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
3.
Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека)
отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность
библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается
при лицензировании общеобразовательного учреждения.
4.
Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями
общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного
выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.
5.
Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных
органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа
управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением
о библиотеке, утвержденном директором общеобразовательного учреждения.
6.
Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
7.
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг
и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного
учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения.
8.
Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность
и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
9.
Организация обслуживания участников образовательного процесса производится
в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
10. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее
- пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный
фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет);
цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III.
Основные функции
11. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных
и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении
(публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших
научных работ и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного
учреждения;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию
навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных
проектах в системе дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя
и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей,
и читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения
в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр
видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
• руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня,
в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их
наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного
учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
является базой для проведения практических занятий по работе с информационными
ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях
в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV.
Организация деятельности библиотеки
12. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении
обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении,
расположенном в сельской местности. Частичная централизация библиотечно-библиографических
процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу
органов управления образованием.
13. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный
зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической
работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми
документами, видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику
и др.
14. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом
работы библиотеки.
15. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные
услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения
16. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств
на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения
нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного
учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются
на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных
изданий, комплектование фонда документов.
17. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное
учреждение обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных
примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями
СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной
техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
18. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
19. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых
условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного
учреждения в соответствии с уставом учреждения.
20. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем)
в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного
учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей
не производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
21. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов
в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения
взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
V.
Управление. Штаты
22. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного
учреждения.
23. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
общеобразовательного учреждения.
24. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь),
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом
и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности
библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного
учреждения.
25. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем
общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического
коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного
учреждения.
26. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает
специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа
управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения
квалификации, регионального информационного центра.
27. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет
руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие
документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются
на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке
общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм
времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства
труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997
г. № 6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
28. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения
регламентируется его уставом.
29. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться
должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный
библиограф, библиограф, медиаспециалист.
30. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики
по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации.
31. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
32. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного
учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI.
Права и обязанности библиотеки
33. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии
с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения
и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией
по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного
учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения,
и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом
виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения
по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования
работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям,
связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке,
определяемом уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый
отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством
общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации
в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
34. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей
и работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного
учреждения;
и) повышать квалификацию.
VII.
Права и обязанности пользователей библиотеки
35. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно
уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах,
утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного
учреждения.
36. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам
на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в общеобразовательном учреждении.
37. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится
по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических
и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
38. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия - учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература -1 месяц;
— периодические издания, издания повышенного спроса -15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
39. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
40. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится
по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника
библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации
после предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам
Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.
Школьная библиотека.
2004. № 5. - С.3-8
на
главную