Планирование
и отчетность в библиотеке общеобразовательного учебного заведения
Методические рекомендации для заведующих библиотеками
Планирование работы
Одним из наиболее важных документов, определяющих содержание и задачи
работы библиотеки общеобразовательного заведения, является годовой план
работы. Он входит составной частью в план учебно-воспитательной работы
общеобразовательного заведения; утверждается директором, поэтому составляется
исходя из основных целей, поставленных перед общеобразовательным заведением,
а также задач, зафиксированных в Положении о библиотеке этого заведения,
например, таких как:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем
библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся,
педагогов и других категорий читателей;
-формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску,
отбору и критической оценке информации;
-совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение
их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов;
- распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую
и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.
План работы должен отражать многообразие форм, методов и содержания
работы, с помощью которых реализуются основные функции библиотеки -
образовательная, информационная, культурная.
Основные
разделы и структура плана
Годовой план состоит из двух частей: текстовой и статистической. Разделы
плана работы должны отражать все направления деятельности библиотеки
учебного заведения, как с читателями, так и с носителями информации.
Методическая служба центра научно-педагогической информации ПОИПКРО
рекомендует использовать следующую структуру при составлении годового
плана.
План работы библиотеки
I. Цели и задачи работы библиотеки
II. Содержание и организация работы с читателями
1. Индивидуальная работа
а).изучение читательских интересов
б).анализ чтения
в).работа с активом
2. Массовая работа (общение с читателями)
а).привлечение учащихся к систематическому чтению
б).мероприятия по пропаганде книги и литературы
в).мероприятия в помощь учебному процессу
г).уроки внеклассного чтения
д).работа клубов и кружков
III. Информационная - библиографическая и справочная работа библиотеки
1.Организация и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки
2.Справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся
3.Справочно-библиографическое и информационное обслуживание педагогов
4.Формирование информационной грамотности (библиотечно-библиографические
уроки)
IV. Работа с фондом
Y. Работа с учебниками
YI. Внедрение новых информационных технологий
YII. Методическое обеспечение библиотеки
YIII. Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями
IX. Повышение квалификации работников библиотеки
Примечание.
План работы учебного заведения составляется на учебный год.
Статистическую часть плана, куда входят количественные показатели работы,
можно выделить в отдельный пункт или приложение.
Пп.6 и 7 включаются в план при условии, если ведется работа в этих направлениях..
Структуру плана работы целесообразно строить по следующей схеме:
№ |
Наименование
работы
(мероприятия) |
Формы
работы |
Читат.назначение
(контингент) |
Сроки
исполнения |
Ответственный
|
Отметка
о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Примерное
содержание разделов.
I. Цели и задачи работы библиотеки.
Этот раздел предшествует плану и не входит в табличную форму. В него
включается краткий анализ работы за прошлый год, отмечающий положительные
стороны работы библиотеки, ее недостатки, а также основные цели и задачи,
которые ставит перед собой библиотека на текущий учебный год. Задачи
годового плана формируются с учетом специфики учебного заведения и основных
задач, записанных в Положении о библиотеке данного учебного заведения.
Задачи годового плана должны быть более конкретны, чем общие цели, поставленные
перед библиотекой учебного заведения.
II. Содержание и организация работы с читателями.
Содержание работы с читателями строится с учетом целей учебно- воспитательного
процесса и включает индивидуальную и массовую работу. В начале раздела
целесообразно выделить приоритетные тематические направления работы,
которым будет отдаваться предпочтение в учебном году. Они могут быть
обусловлены профилем школы (например, экологическое воспитание в школах
с углубленным преподаванием предметов естественно-биологического цикла);
крупным событием, отмечать которое готовится вся страна или регион (например
- воспитание национального самосознания на примере жизни и творчества
А.С. Пушкина); важностью или актуальностью с точки зрения работников
библиотеки (например, гражданско-патриотическое воспитание через формы
работы с краеведческой литературой).
1. Индивидуальная работа.
В этом подразделе планируется работа по изучению читательских интересов,
особенностей чтения различных возрастных групп, руководству чтением,
работа с отдельными группами читателей (односторонне чтение, чтение
по интересам, чтение выпускников, детское чтение учащихся начальной
школы и т.п.), которая ведется через проведение соц. опросов, анкетирование.
Сюда же можно отнести составление индивидуальных рекомендательных списков
литературы, анализ читательских формуляров.
Работа с активом библиотеки может быть отнесена в этот же раздел.
2. Массовая работа (общение с читателями)
Массовая работа составляет значительную часть работы школьной библиотеки.
В этом разделе планируется работа по пропаганде книги и библиотеки,
по привлечению учащихся в библиотеку и к систематическому чтению. При
планировании конкретных мероприятий допустимо составлять план по приоритетным
тематическим направлениям. Формы работы с читателями разнообразны и
зависят от возможностей работников библиотеки:
а). привлечение учащихся к систематическому чтению - это экскурсии в
библиотеку, посвящение в читатели, премьеры книги, Недели библиотеки,
Недели детской книги и т.д.
б). мероприятия по пропаганде книги и литературы включают в себя литературные
и литературно-музыкальные вечера, обзоры литературы, брейн - ринги,
КВНы, викторины, которые позволят раскрыть книжный фонд библиотеки,
будут стимулировать свободное чтение детей и подростков.
в). мероприятия в помощь учебному процессу. Здесь можно запланировать
обзоры, викторины, брейн-ринги и другие мероприятия, которые проводятся
в рамках предметных недель, мероприятия, которые готовятся совместно
с преподавателями - предметниками и охватывают круг тем и предметов,
которые изучаются в рамках школьной программы.
г). уроки по внеклассному чтению планируются, если их проводит работник
библиотеки.
д). работа клубов и кружков. В план работы клуба или кружка включаются
основные мероприятия - встречи, вечера, заседания и т.п. Деятельность
клуба или кружка может быть включена в общий план работы библиотеки,
однако допустимо составление самостоятельного плана работы.
Количество планируемых мероприятий зависит от штатного расписания библиотеки
учебного заведения. Правильнее всего строить свою работу, исходя из
Постановления Мин-ва труда и социального развития РФ от 3 февраля 1997
г. №6 "Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках"
(См. Об использовании в работе и в составлении штатного расписания "Межотраслевых
норм времени на работы, выполняемые в библиотеках": Письмо МО РФ
от 20.07.2000 № 06-21ин/25-06). Кроме того, необходимо учитывать специфику
работы школьного библиотекаря, при которой работники библиотеки могут
привлекаться к замене отсутствующих учителей и т.п. В тех библиотеках,
где всего один работник, или 0,5 ставки библиотекаря, основная работа
библиотеки будет заключаться в подготовке обзоров, викторин и помощи
организаторам воспитательной работы или учителям предметникам в подборе
литературы, организации выставки и пр.
III. Информационная - библиографическая и справочная работа библиотеки
В последнее время все большее значение приобретает информационно-библиографическая
и справочно-библиографическая работа библиотеки, которая включает в
себя несколько направлений. Она охватывает ведение справочно-библиографического
аппарата, информационное обслуживание учащихся и педагогов, справочное
обслуживание, и формирование информационной грамотности учащихся в процессе
проведения библиотечных уроков.
1.Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
В этом разделе отражается ведение каталогов и картотек, наличие которых
позволит адекватно реализовать информационную и образовательную функцию
школьной библиотеки. Школьная библиотека обязательно должна иметь алфавитный
и систематический каталоги, каталог научно-методической и педагогической
литературы, а также картотеки, необходимые для информационно-библиографического
обеспечения школьной библиотеки. В план работы с каталогами и картотеками
входят их пополнение и редакция. Количество и тематика картотек зависят
потребностей данной школы и библиотеки.
2. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся.
В этом подразделе планируется работа по оформлению книжных выставок
и выставок - просмотров, библиографические обзоры для учащихся, составление
рекомендательных списков литературы, информационно-тематических списков
литературы.
3. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание педагогов.
Справочно-библиографическое обслуживание педагогов предусматривает проведение
Дней информации, Дней кафедры, библиографических обзоров литературы,
обзоров периодической печати, консультаций, составление информационных
списков новых поступлений, подготовка индивидуальной информации для
отдельных кафедр и преподавателей.
4.Воспитание информационной грамотности. (библиотечно-библиографические
уроки)
В условиях современной школы это направление является важнейшей частью
работы библиотеки, где реализуется ее образовательная функция. В последнее
время школьникам все труднее бывает ориентироваться в огромном потоке
информации. Для того, чтобы они могли найти и обработать информацию
в созданных системах хранения на традиционных и нетрадиционных носителях,
для создания у них навыков самостоятельного чтения, в каждой школе обязательно
нужно ввести курс библиотечных уроков, где ребят научат пользоваться
словарями и справочниками, каталогами и картотеками, а, возможно, электронными
технологиями, мультимедиа и интернет-ресурсами. Уроки помогут им научиться
извлекать информацию быстро и оптимально. В каждой школе должны быть
график и учебная программа библиотечно-библиографических уроков, где
указаны класс, тема, количество часов. Библиотечно-библиографические
уроки включаются в план работы, если их проводят работники библиотеки.
Возможно проведение уроков совместно с библиотеками централизованной
библиотечной системы. В этом случае совместная работа должна быть зафиксирована
в разделе X.
IV. Работа с фондом.
Работа с фондом включает в себя мероприятия по формированию и сохранению
фонда библиотеки. В этом же разделе должна быть предусмотрена работа
и по изучению книжного фонда, ведению учетных форм книжного фонда, работа
с задолжниками, изъятие ветхой, устаревшей и непрофильной литературы.
В современных условиях библиотекам, особенно школьным, трудно планировать
работу по комплектованию фондов. Тем не менее, работу эту необходимо
вести, а значит планировать. Работа по формированию фонда в условиях
отсутствия материальных средств может вестись путем привлечения спонсорских
средств, а также проведения различных благотворительных и других акций
(например «Книга - в подарок твоей библиотеке»), которые необходимо
планировать. Сюда же относится работа с подпиской периодической печати.
Важную роль играет ведение картотеки отказов, которая позволяет выявить
недостающую литературу, с тем, чтобы вести работу по ее пополнению.
Работа по сохранности фонда включает в себя работу по очистке фонда,
работу с задолжниками, работу с литературой, принятой взамен утерянной.
Здесь же планируются списание ветхой, устаревшей литературы; мероприятия
по ремонту фонда.
Y. Работа с учебниками
Как правило, школьная библиотека организует работу с учебниками. Поэтому
необходимо предусмотреть в плане весь комплекс мероприятий со школьными
учебниками – комплектование, обработку, учет, прием и выдачу школьных
учебников. Важную роль играют рейды по проверке сохранности фонда школьных
учебников. Совместная работа с завучами, кафедрами и учителями предметниками
для составления списков необходимых учебников на следующий учебный год
также должна найти отражение в плане работы. В школах, где предусматривается
работа с родительскими средствами на приобретение учебников, необходимо
планировать предполагаемую сумму средств и количество учебников, которые
необходимо приобрести. Обязательно планируется работа по инвентаризации
фонда учебников и работа по переоценке.
YI. Методическое обеспечение библиотеки
В этот раздел можно планировать выступления на семинарах, МО школьных
библиотекарей, разработку и подготовку массовых мероприятий, если работники
библиотеки сами пишут сценарии своих мероприятий.
YII. Внедрение новых информационных технологий
Этот пункт плана заполняется при наличии в библиотеке компьютеров и
нетрадиционных носителей информации.
YIII.Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями.
Планируется заключение договоров о совместной работе с библиотеками
централизованной библиотечной системы, специализированными детскими
и юношескими библиотеками. Здесь же планируется совместная работа с
кафедрами и другими подразделениями учебного заведения.
IX. Повышение квалификации работников библиотеки.
В этом разделе заведующий библиотекой планирует посещение областных
курсов повышения квалификации, а также посещение семинаров МО города
и районов. Методическая служба центра научно-педагогической информации
регулярно, 2 раза в год (в апреле и октябре) проводит курсы повышения
квалификации для работников библиотек общеобразовательных учреждений.
Отчетность в школьной библиотеке
Заведующий школьной библиотекой может выступать с разного рода отчетами
о своей работе на педсоветах школы, может представлять их администрации
учебного заведения, в районный (городской) методический кабинет, в методическую
службу центра научно-педагогической информации ПОИПКРО, в Государственное
управление образования Псковской области.
В конце учебного года составляется годовой отчет о работе, который строится
по той же схеме, что и план. Отчет о работе включает аналитическую и
статистическую части. Он может заслушиваться на педагогическом Совете
или Методическом Совете школы. В течение года библиотека может отчитываться
перед школьной администрацией или педагогическим коллективом по итогам
четверти, триместра или полугодия.
Примерная
схема статистического отчета школьной библиотеки
Количество работников библиотеки
Количество учащихся в школе
Читатели (всего)
Из них:
Учащиеся
Работники школы
% охвата чтением
Книжный фонд (количество экз.)
Книговыдача
Обращаемость
Читаемость
Фонд учебников (количество экз.)
Выдано учебников
Посещения (всего)
Посещаемость
Массовые мероприятия (всего)
В том числе:
1. Обзоры, беседы, викторины.
2. Вечера, брейн-ринги, устные журналы.
3.Литературно-музыкальные вечера, праздники, конференции
4. Уроки внеклассного чтения
Справочно-информационная работа
Книжные выставки
Библиографические уроки
Библиографические обзоры
Дни информации
Рекомендательные списки литературы
Справки
Работа с каталогами и картотеками:
Продублировано карточек
Расставлено карточек
Количество картотек
Работа с фондом:
Получено (приобретено) литературы, в т.ч. учебников
Обработано литературы
Другое (акты, инвентаризация и пр)
Работа с учебниками:
Рейды по проверке сохранности
Выступления, сообщения
Другое
Работа с педколлективом
Работа с родителями
Методическая работа
Подготовлено семинаров
Выступления на конференциях, семинарах и т.п.
Метод. разработки м/м
Другое
Внедрение новых информационных технологий
Количество баз данных
Количество документов в БД
Занесено документов
Составлено списков
Количество компьютеров
и з них: для пользователей
Количество нетрадиционных носителей информации (ННИ)
Использование компьютеров
Выдача ННИ
Доступ в интернет
другое
Документы и литература
1. ГОСТ 7.20-2000. Библиотечная статистика // Библиотека и закон: Вып.12.
М., 2002. С.302.
2. Дейнеко И. Планирование: теория и практика: Конспект практикума для
школьных библиотекарей // Библиотека в школе. - 2003. - N12. - С. 8.
3. Козлова О.В. Библиотекарь в школе: что делает и сколько // Завуч.
- 2000. - №8. - С.101-107.
4. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках:
Постановление Мин-ва труда и социального развития РФ от 3 февраля 1997
г. №6 // Библиотека и закон. М., 1997. С.336
5. Об использовании в работе и в составлении штатного расписания "Межотраслевых
норм времени на работы, выполняемые в библиотеках": Письмо МО РФ
от 20.07.2000 № 06-21ин/25-06
6. Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений:
Приказ от 24.08.2000. № 2488 // Вестник образования. - 2000. - №21.
- С.3
7. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
// Официальные документы в образовании. 2004. - № 14. - С.53-64.
Подготовила В.Б. Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО
на
главную