Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

Барановcкая Н.М.,
библиотекарь Кировской основной
общеобразовательной школы Великолукского района

Экскурсия в необычный музей
(для учащихся 4-5 классов)

Цели: показать роль книги в развитии человечества; заинтересовать учащихся историей книги; вызвать желание ближе познакомиться с книгой и библиотекой.
Оборудование: плакаты с высказываниями великих людей о книге, рисунки «экспонатов» музея книги, фотографии, репродукции с изображением старинных книг.
Ход мероприятия.
I. Вводное слово библиотекаря: Музей, в который мы сегодня с вами отправимся, на самом деле не существует, но, опираясь на знания по истории возникновения письменности и книги, вы можете создать его в вашем воображении. Так же помогут вам в том рисунки, фотографии и иллюстрации, которые вы видите на стенах библиотеки. Итак, мы отправляемся в необычный музей, музей истории книги. Но, как и в обычном музее, нам необходимо приобрести входной билет. Платой за вход в этот музей будут ваши знания о книгах и библиотеках, полученные ранее на библиографических уроках. Каждый из вас должен ответить на мой вопрос, в случае затруднения можно обратиться к друзьям за помощью.
II. Викторина.
- Как звали создателей славянской азбуки?
- Как называлась первая славянская азбука?
- Когда мы празднуем День славянской письменности и культуры?
- При каком русском князе значение книг особенно поднялось?
- В каком веке и в какой стране появилась первая печатная книга?
- С какого времени начинается печатание в Европе?
- Где и когда возникла первая славянская типография?
- Кто такой Иван Фёдоров?
- Как называлась первая книга, напечатанная на Руси?
- Когда была напечатана первая учебная книга, что это за книга1?
- Как называется место; где хранятся книги? Что означает это слово?
- Назовите крупнейшую библиотеку, существовавшую в древности. Какова её судьба?
- Назовите самые крупные библиотеки нашей страны.
III. Экскурсия в музее. (Проводится библиотекарем или подготовленным учеником старших классов).
Экскурсовод подводит учащихся к закрытому плакату:
- Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: Что такое книга? Попробуйте дать научное определение этому понятию, а теперь посмотрим, что говорят об этом словари (открывает плакат).
«Книга сшитые в один переплёт листы бумаги или пергамента» (Из словаря Живого великорусского языка В.И. Даля). «Книга произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом» (Из Толкового Словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
«Книга - непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала; средство массовой, научной и технической информации, орудие пропаганды знаний и воспитания» (Из Энциклопедического словаря).
Библиотекарь: Но книга в таком её понимании возникла не сразу. Подойдём к первому экспонату (на рисунке изображён гусляр). Самый первый прообраз книги - «человек книга». В очень далёкие времена, когда люди не имели письменности, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Предания передавались от одного человека к другому. Назывались такие люди сказителями. У древних греков, например, сказителя именовали аэдом. Свои сказания он передавал, сопровождая их игрой на лире, а на Руси сказители сопровождали рассказ игрой на гуслях. Поэтому назывались гусляры.
С изобретением письменности люди стали оставлять свои послания на камнях, плитках, дощечках, листьях и коре деревьев, коже животных. Перейдём к следующему экспонату нашего музея - «книга - плитка» (см. рисунок). Такие книги существовали у древних ассирийцев. Писец чертил свои знаки на мягкой глиняной плитке заострённой палочкой. После этого плитку обжигали. Каждая «книга» состояла из нескольких десятков или сотен плиток, пронумерованных и названных. Среди развалин древнего, города Ниневии была найдена целая библиотека, насчитывающая 30 тысяч плиток. Она принадлежала ассирийскому царю Ассурбанипалу, жившему в 7 в.до н.э.
Следующий экспонат, который вы видите на иллюстрации - это «книга - лента». Эту книгу придумали древние египтяне в 3 тысячелетии до н.э., и она представляла собой длинную ленту (до ста шагов) из растения под названием папирус. Записи на этой ленте делались столбиками. Затем папирусная лента сворачивалась в трубку и аккуратно укладывалась в ящик с ремнями, который носили за спиной рабы.
А теперь посмотрите на этот экспонат. Это «восковая книга», изобретённая ещё во времена древних римлян. Эта книга представляет собой несколько дощечек, выструганных в середине и скреплённых шнурками, продетыми в дырочки по углам дощечек. Выемка в центре заполняется воском. Первая и последняя дощечка воском не покрывались, они служили обложкой. Писали по воску острым концом стальной палочки, имевшим название стило. Другим, тупым, концом написанное можно было стереть. Во 2 веке до н. э. Папирусные и восковые дощечки стали вытесняться книгами из кожи. Вы можете увидеть их на фотографиях. Возникли такие книги в городе Пергам, их изготавливали из овечьей или козьей шкуры, выделанная для письма, она получила название пергамент, по названию города. Новый материал был значительным шагом вперёд в изготовлении книг. Его можно было резать, сгибать, сшивать. На нём стали писать с обеих сторон. Но посмотрите, как огромна и тяжела такая книга! Ведь, кроме кожаных страниц, у неё ещё и переплёт изготовлен из досок. Но зато, богато украшенная бляхами, драгоценными камнями, медью, она была настоящим произведением искусства. На что она похожа? Правильно, на шкатулку. Она и закрывалась на такие же застёжки или замки, как шкатулки и ларцы.
Ну а какие же книги были у нас на Руси? В 11 веке на Руси возникла берестяная книга, используемая для письма вплоть до 15 века. Посмотрите на эти иллюстрации. На них знакомые вам из уроков истории берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде в 1951 году. Именно от них берут своё начало берестяные книги. Для их изготовления брали бересту, кипятили её, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. На ней процарапывались буквы острым железным или костяным стержнем (писалом) . Надписи в берестяных книгах выполнялись кириллицей.
Ну вот и близится к завершению наша экскурсия. Последний экспонат в музее истории книги - книга из бумаги (Фотографии и иллюстрации, изображающие старинные книги). Бумажные фабрики, или, как их тогда называли, «бумажные мельницы», появились в Европе в 13 веке. На Русь завезли бумагу итальянские купцы, приезжавшие в Новгород. У бумажных книг были свои недостатки: написанное на ней хранилось недолго. Но были и свои преимущества перед книгами из дорогого пергамента: они были дешевле. Ну а об истории книгопечатания вы уже рассказывали, отвечая на вопросы викторины.
А теперь рассмотрим вот этот экспонат...
(Библиотекарь берёт со стола книгу и намеренно роняет её на пол, она рассыпается на листочки.)
Ой-ой-ой! Что я наделала! Ребята, помогите мне собрать книгу, только не перепутайте странички.
IV. Повторение элементов книги.
Ученики должны в правильной последовательности собрать листочки, на каждом из которых записаны названия элементов книги: Обложка, суперобложка, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление (содержание), иллюстрации, словарь малоизвестных слов, примечания.
V. Заключение.
Спасибо вам, ребята. Я надеюсь, вы поняли и запомнили, какая славная история у современной книги. И какое это чудо- книга! Книга заслуживает того, чтобы в честь неё не только открывались музеи, но и создавались памятники. Попробуйте дома нарисовать проект памятника Книге. И до новых встреч в библиотеке.

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006