Барановcкая
Н.М.,
библиотекарь Кировской основной
общеобразовательной школы Великолукского района
Экскурсия
в необычный музей
(для учащихся 4-5 классов)
Цели: показать
роль книги в развитии человечества; заинтересовать учащихся историей
книги; вызвать желание ближе познакомиться с книгой и библиотекой.
Оборудование: плакаты с высказываниями великих людей
о книге, рисунки «экспонатов» музея книги, фотографии, репродукции с
изображением старинных книг.
Ход мероприятия.
I. Вводное слово библиотекаря:
Музей, в который мы сегодня с вами отправимся, на самом деле не существует,
но, опираясь на знания по истории возникновения письменности и книги,
вы можете создать его в вашем воображении. Так же помогут вам в том
рисунки, фотографии и иллюстрации, которые вы видите на стенах библиотеки.
Итак, мы отправляемся в необычный музей, музей истории книги. Но, как
и в обычном музее, нам необходимо приобрести входной билет. Платой за
вход в этот музей будут ваши знания о книгах и библиотеках, полученные
ранее на библиографических уроках. Каждый из вас должен ответить на
мой вопрос, в случае затруднения можно обратиться к друзьям за помощью.
II. Викторина.
- Как звали создателей славянской азбуки?
- Как называлась первая славянская азбука?
- Когда мы празднуем День славянской письменности и культуры?
- При каком русском князе значение книг особенно поднялось?
- В каком веке и в какой стране появилась первая печатная книга?
- С какого времени начинается печатание в Европе?
- Где и когда возникла первая славянская типография?
- Кто такой Иван Фёдоров?
- Как называлась первая книга, напечатанная на Руси?
- Когда была напечатана первая учебная книга, что это за книга1?
- Как называется место; где хранятся книги? Что означает это слово?
- Назовите крупнейшую библиотеку, существовавшую в древности. Какова
её судьба?
- Назовите самые крупные библиотеки нашей страны.
III. Экскурсия в музее. (Проводится библиотекарем
или подготовленным учеником старших классов).
Экскурсовод подводит учащихся к закрытому плакату:
- Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: Что такое книга? Попробуйте
дать научное определение этому понятию, а теперь посмотрим, что говорят
об этом словари (открывает плакат).
«Книга сшитые в один переплёт листы бумаги или пергамента» (Из словаря
Живого великорусского языка В.И. Даля). «Книга произведение печати в
виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом»
(Из Толкового Словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
«Книга - непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного
материала; средство массовой, научной и технической информации, орудие
пропаганды знаний и воспитания» (Из Энциклопедического словаря).
Библиотекарь: Но книга в таком её понимании возникла не сразу. Подойдём
к первому экспонату (на рисунке изображён гусляр). Самый первый прообраз
книги - «человек книга». В очень далёкие времена, когда люди не имели
письменности, свои законы и верования, свои предания они хранили не
на книжных полках, а в своей памяти. Предания передавались от одного
человека к другому. Назывались такие люди сказителями. У древних греков,
например, сказителя именовали аэдом. Свои сказания он передавал, сопровождая
их игрой на лире, а на Руси сказители сопровождали рассказ игрой на
гуслях. Поэтому назывались гусляры.
С изобретением письменности люди стали оставлять свои послания на камнях,
плитках, дощечках, листьях и коре деревьев, коже животных. Перейдём
к следующему экспонату нашего музея - «книга - плитка» (см. рисунок).
Такие книги существовали у древних ассирийцев. Писец чертил свои знаки
на мягкой глиняной плитке заострённой палочкой. После этого плитку обжигали.
Каждая «книга» состояла из нескольких десятков или сотен плиток, пронумерованных
и названных. Среди развалин древнего, города Ниневии была найдена целая
библиотека, насчитывающая 30 тысяч плиток. Она принадлежала ассирийскому
царю Ассурбанипалу, жившему в 7 в.до н.э.
Следующий экспонат, который вы видите на иллюстрации - это «книга -
лента». Эту книгу придумали древние египтяне в 3 тысячелетии до н.э.,
и она представляла собой длинную ленту (до ста шагов) из растения под
названием папирус. Записи на этой ленте делались столбиками. Затем папирусная
лента сворачивалась в трубку и аккуратно укладывалась в ящик с ремнями,
который носили за спиной рабы.
А теперь посмотрите на этот экспонат. Это «восковая книга», изобретённая
ещё во времена древних римлян. Эта книга представляет собой несколько
дощечек, выструганных в середине и скреплённых шнурками, продетыми в
дырочки по углам дощечек. Выемка в центре заполняется воском. Первая
и последняя дощечка воском не покрывались, они служили обложкой. Писали
по воску острым концом стальной палочки, имевшим название стило. Другим,
тупым, концом написанное можно было стереть. Во 2 веке до н. э. Папирусные
и восковые дощечки стали вытесняться книгами из кожи. Вы можете увидеть
их на фотографиях. Возникли такие книги в городе Пергам, их изготавливали
из овечьей или козьей шкуры, выделанная для письма, она получила название
пергамент, по названию города. Новый материал был значительным шагом
вперёд в изготовлении книг. Его можно было резать, сгибать, сшивать.
На нём стали писать с обеих сторон. Но посмотрите, как огромна и тяжела
такая книга! Ведь, кроме кожаных страниц, у неё ещё и переплёт изготовлен
из досок. Но зато, богато украшенная бляхами, драгоценными камнями,
медью, она была настоящим произведением искусства. На что она похожа?
Правильно, на шкатулку. Она и закрывалась на такие же застёжки или замки,
как шкатулки и ларцы.
Ну а какие же книги были у нас на Руси? В 11 веке на Руси возникла берестяная
книга, используемая для письма вплоть до 15 века. Посмотрите на эти
иллюстрации. На них знакомые вам из уроков истории берестяные грамоты,
обнаруженные в Новгороде в 1951 году. Именно от них берут своё начало
берестяные книги. Для их изготовления брали бересту, кипятили её, соскабливали
внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму.
Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. На ней
процарапывались буквы острым железным или костяным стержнем (писалом)
. Надписи в берестяных книгах выполнялись кириллицей.
Ну вот и близится к завершению наша экскурсия. Последний экспонат в
музее истории книги - книга из бумаги (Фотографии и иллюстрации, изображающие
старинные книги). Бумажные фабрики, или, как их тогда называли, «бумажные
мельницы», появились в Европе в 13 веке. На Русь завезли бумагу итальянские
купцы, приезжавшие в Новгород. У бумажных книг были свои недостатки:
написанное на ней хранилось недолго. Но были и свои преимущества перед
книгами из дорогого пергамента: они были дешевле. Ну а об истории книгопечатания
вы уже рассказывали, отвечая на вопросы викторины.
А теперь рассмотрим вот этот экспонат...
(Библиотекарь берёт со стола книгу и намеренно роняет её на пол,
она рассыпается на листочки.)
Ой-ой-ой! Что я наделала! Ребята, помогите мне собрать книгу, только
не перепутайте странички.
IV. Повторение элементов книги.
Ученики должны в правильной последовательности собрать листочки, на
каждом из которых записаны названия элементов книги: Обложка, суперобложка,
аннотация, предисловие, послесловие, оглавление (содержание), иллюстрации,
словарь малоизвестных слов, примечания.
V. Заключение.
Спасибо вам, ребята. Я надеюсь, вы поняли и запомнили, какая славная
история у современной книги. И какое это чудо- книга! Книга заслуживает
того, чтобы в честь неё не только открывались музеи, но и создавались
памятники. Попробуйте дома нарисовать проект памятника Книге. И до новых
встреч в библиотеке.
на
главную