Скала
Людмила Владимировна
заведующая библиотекой профессионального училища №7
Стаж работы в данной должности: 14 лет
Образование: среднее специальное, высшее педагогическое
Название творческой работы: Новые популярные имена. Писатель Борис Акунин:
литературный вечер
Профессиональное кредо: «Наилучшие плоды – это плоды хорошего воспитания»
Контактная информация: тел.: (8112) 16-34-75; 16-69-10
Новые популярные имена: писатель Борис Акунин
Литературный вечер
Цель: Привлечь юных
читателей к личности и творчеству Б.Акунина, ввести в мир его произведений
через инновационные формы деятельности библиотеки.
Задачи: - Воспитывать у подростков читательский вкус, ориентируясь на
достойные образцы современной отечественной литературы; - Через сопоставление
художественных образцов привлечь читателей к классическим произведениям
(В.Шекспир «Гамлет», А.П.Чехов «Чайка»). - Создать условия для реализации
подростками читательских, речевых, сценических, коммуникативных и других
умений и навыков.
Ч А С Т Ь 1
ПРЕСС - КОНФЕРЕНЦИЯ
Перед сценой: журнальный стол, кресло, справа и за креслом – стеллажи
с книгами. В кресле сидит учащийся, изображая писателя (желательно придать
какие-то сходные черты: очки, борода, усы, одежда, манера).
В первом ряду сидят «журналисты» (на одежде таблички с названиями популярных
изданий). «Писатель» отвечает на вопросы «журналистов». Каждый «журналист»
перед выступлением называет издание: «Комсомольская правда», «Известия»,
«Литературная газета».
Акунин
об Акунине
Журналист (называет
издание)
Почему Вы, Григорий Шалвович, так не любите давать интервью?
Писатель
Потому что все время задают одни и те же вопросы, а это скучно. Либо
же пытаются проникнуть в личную жизнь, а это я и вовсе не терплю. Главная
же причина, наверное в том, что я хотел сказать, сказано в романе. Мой
жанр – штука интерактивная, то есть предполагающая активное соучастие
со стороны читателей: пускай сами немножко пошевелят мозгами и сердцем,
пускай поломают голову над теми же вопросами, которые занимают меня
и найдут на них собственный ответ, не обязательно такой же, как у меня.
Зачем же я своими комментариями и разъяснениями буду сужать круг возможных
интерпретаций?
Журналист №1
А, может, дело в другом? В Талмуде есть фраза про разницу между великой
горой и великим человеком. Гора по мере приближения к ней становится
все больше, а великий человек – все меньше. Вы не даете приблизиться
к Вам. Боитесь, что не будете столь великим?
Писатель
Этого опасаюсь тоже. Я считаю, что смысл занятия любой профессией состоит
в том, чтобы результат твоего труда воплощал лучшее, на что ты способен.
Не нужно знакомиться с актером, писателем, художником, которых вы очень
любите. Вас наверняка ждет разочарование - они окажутся мельче и неинтереснее
своего творчества.
Журналист №2
Вас вообще волнует такая штука, как народная любовь к писателю Григорию
Шалвовичу Чхартишвили, взявшему псевдоним Борис Акунин? Вы ведь, как
ни крути, суперстар.
Писатель
Я не очень верю в ценность такого рода любви. Ведь читатели меня совсем
не знают. Но если кто-то любит книжки, это, конечно, греет душу и придает
сил.
Журналист №3
Вот, если я не ошибаюсь, японская пословица – «Гвоздь, который совывается,
бьют по «шляпке». А Вы, извините, по «шляпке» часто получали?
Писатель
Получал и получаю. Но «шляпка» у меня крепкая. К тому же по шерстке
меня гладят чаще, чем против шерстки (тьфу-тьфу-тьфу).
Акунин
о политике
Журналист №4 (называет
издание)
Вот скажите: вы зачем в наше неспокойное время политические диверсии
устраиваете? Ведь из «Алмазной колесницы» понятно: русско-японская война
начала ХХ века напоминает нынешнюю войну в Чечне – столь же затягивающуюся,
изматывающую и перенесенную уже на территорию самой России. Намекаете,
что мы на те же грабли наступаем?
Писатель
Намекаю. Я бы заставил каждого, кто претендует на место в парламенте
или ответственную государственную должность, сдавать экзамен по истории.
Чтоб не повторяли ошибок Кавказской войны XIX столетия, не ставили сиюминутные
интересы выше долгосрочных, чтоб поменьше хвастались и критичнее себя
оценивали.
Журналист №5
Один из героев книги – склонный к диктатуре правитель Окубо. В начале
второго тома его убивают. Не боитесь, что и это как намек воспримут?
Писатель
Нет, когда я намекаю, то обычно делаю это более прямолинейно – чтоб
читателю было понятно. Развитие японского общества после реставрации
Мэйдзи и в самом деле похоже на нашу ситуацию, например, попытка держать
развитие большого бизнеса под жестким госконтролем. Но деятеля, похожего
на Окубо, я у нас не вижу.
Журналист №3
А про Путина что сказать можете?
Писатель
Оценивать политического деятеля можно лишь тогда, когда его карьера
закончена. Я очень надеюсь, что он сознает всю меру своей ответственности
и понимает, что главная забота человека, вознесенного на такую высоту,
- место в истории и памяти потомства.
Ну, а про личные
качества президента могу сказать вот, что: человек, который старается
казаться сильнее, чем он есть на самом деле (это хорошо); данное слово
и внутренние убеждения, на мой взгляд, для него важнее норм закона (что
для главы государства плохо); он очень недоверчив. Все подвергает сомнению;
не имеет таланта к лицедейству, памятлив, но не склонен к жесткости.
В общем, есть и хорошие и плохие задатки. Какие из них возьмут верх
в условиях почти неограниченной власти – вот в чем вопрос.
Акунин
о Фандорине и любви
Журналист №2 (название
издания)
Вы как-то сказали, что герой ваших книг Эраст Петрович Фандорин – гомункулус,
созданный в пробирке холодным рецептурным путем. Каковы же составляющие
этого рецепта?
Писатель
Очень простые. Берешь любимых литературных героев – только те черты,
которые тебе в них нравятся: вечное одиночество Печорина, строгую красоту
Болконского, нравственный камертон князя Мышкина, траурную бравурность
полковника Най-Турса. Прибавляешь кое-что от себя. Встряхиваешь, но
не перемешиваешь. И ждешь, пока начнет подавать признаки жизни.
Журналист №2
В новом романе Эраста Фандорина ждет любовная трагедия. За что ж вы
его так?
Писатель
Кто сильнее душой,
тому обычно ниспосылаются более тяжкие испытания. А уж мой Фандорин
такой сильный, такой сильный, что прямо жалко его становится. Он все
выдержит, не сломается, только немножко приморозится. И многие женщины
будут пытаться его разморозить. Такой вот романтический алгоритм.
Журналист №4
А может быть, в том, что Эраст Петрович так страдает, есть что-то личное?
Может, и у Вас была несчастная любовь с трагическим финалом?
Писатель
Этот вопрос из жанра «Герой без галстука». Я – в галстуке, так что проезжаем
дальше.
Журналист №5
Говорят, у вас первая жена японкой была?
Писатель
И это проезжаем.
Журналист №5
Ладно-ладно! Тогда скажите: Вы – романтик?
Писатель
Похоже на то. Причем с возрастом эти тревожные симптомы усиливаются.
Журналист №3
Вот и Ваш герой Фандорин пребывает в постоянном поиске Вечной женщины.
Это удел всех мужчин?
Писатель
Кроме альтернативных. Вечная женщина – это не какая-нибудь Бегущая по
волнам. А вполне живое и земное существо. Вся истина в том, что она
- та самая, которая адресована персонально вам, - скорее всего существует
на свете в единственном экземпляре, и, чтобы найти её, требуется готовность
идти на самые разнообразные жертвы плюс большое везение. Иначе придется
довольствоваться суррогатом.
Журналист №1
В книге Вы описываете науку любви «дзедзюцу». Неужели верите, что возможна
любовь по науке?
Писатель
Очень даже возможна, только это будет ненастоящая любовь: тот, кто дергает
куклу за ниточки, остается обделенным - место любви ему достается одно
удовлетворение от собственной искусности.
Журналист №2
Ну, а Ваше литературное творчество – это наука, расчет, четкий план
действий или же вдохновение?
Писатель
Наука, расчет, четкий план действий и трудно выразимое словами ощущение,
что у меня внутри копошиться какая-то история, которую во что бы то
ни стало нужно рассказать. Рассказать, не наврав и не сфальшивив. Надо
очень внимательно прислушиваться к этой истории, самое главное, если
её голос вдруг умолк, нужно немедленно прекращать писать, иначе получится
нечто неживое. Со мной, к сожалению, такое бывало.
Акунин
о творчестве и планах
Журналист №5 (называет
издание)
«Пелагея и красный петух» - третий из романов, образующих серию «Провинциальный
детектив». Будут ли еще романы про Пелагею?
Писатель
Нет. «Красный петух» – последний из романов про монахиню. То, что это
будет трилогия, я запланировал с самого начала.
Журналист №4
Кто из Ваших героев Вам самому больше нравится: Пелагея или Эраст Петрович?
Писатель
Пелагея мне нравится
больше. Вообще у женщин совершенно другое устройство, чем у мужчин.
Еще и потому, что женщины мне нравятся больше, чем мужчины.
Журналист №2
В речи Ваших героев много архаизмов и славянизмов. Вам приходилось специально
общаться с духовными лицами, чтобы включить подобный стиль в речевой
оборот? Или это не более чем умелая имитация, игра со словом?
Писатель
Да, я общался со священниками, читал много религиозной литературы, преимущественно
о православной церкви. Однако та православная церковь, которую изображал
я, крайне удалена от прототипа. Это мое собственное создание, фэнтэзи.
Журналист №1
Когда Вы пишете книгу, Вы ездите в те места, о которых пишете?
Писатель
Да, в прошлом году пришлось два раза ездить в Палестину. Те места, что
я описывал, я видел лично. Чтобы писать ту или иную сцену романа, я
должен её видеть.
Журналист №3
Темп Вашей работы снизился. Вы когда-то выдавали по три романа в год,
сейчас по одному.
Писатель
Я стал испытывать трудности с написанием. Я начинаю уставать от этого
ремесла. Занимаюсь этим уже 5 лет. Я с самого начала так и предполагал,
что это занятие на пятилетку. То, что раньше было ловкой игрой, сейчас
для меня работа, требующая больших усилий. А халтурить я не хочу. Могу
лишь в свое оправдание сказать, что романы стали толще.
Журналист №5
Григорий Шалвович, стоит ли ждать новых экранизаций Вашей книги?
Писатель
На Первом канале Джаник Файзнев закончил съемки «Турецкого гамбита».
Фандорина играет Егор Бероев. Я видел рабочие материалы. По – моему,
продукт качественный. Надеюсь только, что не скомкают компьютерную обработку,
монтаж, музыкальное сопровождение и прочее. Было бы жалко. Кроме того,
в январе кинокомпания Никиты Михалкова начала снимать «Статского советника».
Режиссер Филипп Янковский. Фандорина играет Олег Меньшиков, князя Пожарского
– Никита Михалков.
Журналист №5
Круто, ну а сколько Вы напишите еще книг о Фандорине?
Писатель
По плану еще должно быть два романа и две книги рассказов. Но я не знаю,
смогу ли я все это написать. Нужно подождать.
Ч А С Т Ь 2.
СПЕКТАКЛЬ "ЗЕРКАЛО
СЕН-ЖЕРМЕНА" ПО ОДНОИМЕННОЙ КОМЕДИИ Б.АКУНИНА
Ч А С Т Ь 3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
ЛАБИРИНТ
В заключительной части литературного вечера библиотекарь представляет
книги Б.Акунина, имеющиеся в данной библиотеке, в том числе и комедию,
по которой поставлен спектакль. Поясняет, что зрители увидели только
1-е действие, и пьеса имеет продолжение. Узнать, что произошло дальше
с героями святочной истории, можно, прочитав комедию полностью. Говорит
о том, что книги серии «Внеклассное чтение» адаптированы для юных читателей.
Далее библиотекарь обращает внимание аудитории на то, что Борис Акунин
пишет не только детективные романы, но и ремейки на драматические произведения,
которые всем присутствующим хорошо известны, т.к. входят в учебную программу
(показывает и называет их).
Вильям Шекспир
«Гамлет, принц датский»
Трагедия
Борис Акунин
«Гамлет. Версия»
Трагедия в 2-х актах.
А.П.Чехов
«Чайка»
комедия в 4-х действиях
Борис Акунин
«Чайка»
Комедия в 2-х действиях
Библиотекарь обращается
к аудитории с вопросом: «Знаете ли вы, что такое ремейк?» После прозвучавших
ответов предлагает поучаствовать в литературоведческом исследовании,
сравнивая данные произведения. (В исследовании принимают участие те,
кто любит книги и много читает. О том, что нужно найти отличия объявляется
заранее, когда выдаются книги).
ОТВЕТЫ АУДИТОРИИ
Каждый ответ оценивается определенным количеством баллов.
Невысокое количество баллов дается за ответы типа: разное количество
актов, сцен, действий; не совпадает число действующих лиц и т.п.
Выше оцениваются те ответы, в которых отражены различия в характеристиках
героев (внешние и внутренние черты), в отношении автора к героям и героев
друг к другу; отмечается абсолютная неожиданность финала; если указывается
отсутствие или замена значимых монологов и диалогов с попыткой их комментария
Самое высокое количество баллов дается за развернутый анализ. Например,
в произведении Шекспира и акунинском ремейке есть монолог Гамлета «Быть
или не быть…», но семантическая и функциональная их значимость абсолютно
не совпадают, если эти различия комментируются подробно, то балл будет
самым высоким. Большое количество баллов получают и те ответы, которые
указывают на жанровое своеобразие в трагедии Б.Акунина «Гамлет» (собственно
трагедия, фарс, элементы буффонады, вплетение политической интриги,
приемы, свойственные детективу), также должно быть отмечено, что такое
переплетение жанров свойственно только литературе постмодернизма и не
могло иметь места во времена Шекспира.
При сравнении «Чайки» А.П.Чехова и «Чайки» Б.Акунина отмечается, что
«Чайка» №2 начинается с предпоследней картины чеховского «первоисточника».
(Треплев остается один за письменным столом в своем рабочем кабинете,
что прежде был одной из гостиных в доме Сорина). Однако для получения
высокого балла требуется объяснить, какое значение имеет это перемещение
для пьесы Акунина.
Сравнивая 1-е действие акунинского ремейка и 4-е действие «Чайки» Чехова,
легко заметить, что Акунин, используя чеховский текст, подправляет его
по-своему, дополняя то предметикой, то характеристикой героя, видимо
изменяя интонацию оригинала.
У Чехова – из монолога Треплева: «Описание темного лунного вечера длинно
и изысканно».
У Акунина вводятся авторские ремарки: «… длинно и изысканно (с раздражением).
У Чехова: «Окликает».
«Возвращается с Ниной Заречной»
«Нина кладет ему голову на грудь и сдержанно рыдает»
У Акунина: «Окликает
с угрозой»
«Возвращается, волоча за руку Нину Заречную».
Нина кладет голову на грудь и испуганно всхлипывает, косясь на револьвер».
Перечисление N-го
количества отличий недостаточно для высокой оценки. Важно, чтобы количество
перешло в качество, и были сделаны выводы: сдержанность Чехова в прорисовке
персонажей у Акунина заменяется на аффектацию даже мимолетных проявлений
характера героев; исчез чеховский психологизм и неоднозначность.
Появилась легко прочитываемая отчетливость обликов персонажей. Именно
это требуется Акунину во 2-м, главном для него действии пьесы: уже отчетливые
фигуры героев взаимно перемешиваются, позволяя начать интеллектуальную
игру.
На «входе» в пьесу читателя встречают многочисленные чучела зверей и
птиц, стоящие повсюду. «На самом видном месте, словно бы во главе этой
рати – чучело большой чайки с растопыренными крыльями». Это прибавление
обстановки треплевского кабинета знаменательно, т.к. является основополагающим
элементом для всей пьесы Акунина. Существенно и то, что у Чехова чучело
чайки было спрятано в шкафу и появлялось на последних страницах. В ответах,
претендующих на высокий балл должна содержаться мысль о том, что чучело
чайки у Чехова и Акунина – это некий концентрированный символ.
Однако наибольший интерес представляют трактовки символики. В случае
не совпадения трактовок аудитории с мнением ведущего баллы не снижаются.
В заключение подводятся итоги. Победитель или победители награждаются.
Звучат слова благодарности всем участникам литературного вечера.
Список литературы
1. Акунин Б. «Я стал уставать от своего ремесла» // Книжное обучение.
– 2003. - №9-10. – С.3.
2. Акунин Б. Комедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
3. Акунин Б. Трагедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
4. Акунин Б. Чайка. – Спб.: Издательский дом «Нева»: М.: ОЛМА-ПРЕСС,
2002.
5. Амелькина А. Кто вы, мистер Акунин? // Комсомольская правда. – 2002.
– 15 марта. – С.18-19.
6. Борсаков Д. и др. Популярный писатель – детективщик Борис Акунин
// Комсомольская правда. – 2001. – 7 июля. - С.12-13.
7. Войцеховский Б. Писатель Борис Акунин: Любовь по науке не приносит
радости // Комсомольская правда. – 2004. – 4 января. – С.6-8.
8. Лютни В. Чучело «Чайки» // Наш современник. 2001. - №10. – С.277-283.
9. Степанов А. Чехов и постмодерн // Нева. – 203. - №11. – С.221-226.
10. Тух Б. Первая десятка современной русской литературы: Сб очерков
/ Б.Тух, М.: Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.
на
главную