Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

Сапиташ Лариса Викторовна
заведующая библиотекой педагогического лицея г.Великие Луки
Стаж работы в данной должности: 7 лет
Образование: высшее
Название творческой работы: Воспитание информационной культуры учащихся педагогического лицея
Профессиональное кредо: Хочешь грамотного читателя - воспитай его сам
Контактная информация: тел.: (253) 3-82-95


Воспитание информационной культуры учащихся педагогического лицея

Образование и развитие человека XXI века не полноценны без библиотечной, библиографической и информационной грамотности, не мыслимы без этапа специальной подготовки в стенах библиотеки. Умение работать с разнообразными источниками информации - жизненная необходимость для современных людей. Обучая детей основам пользования информацией, школьная библиотека открывает перед ними реальную возможность адаптироваться к сложным условиям информационного общества.
Учитывая это в педагогическом лицее проводится работа по нескольким направлениям, которые подчинены общей цели: воспитание у учащихся лицея информационной культуры личности.
Информационная культура личности - это одна из составляющих общей культуры человека: умение использовать современные информационные технологии, владение целым комплексом знаний, навыков для удовлетворения информационных потребностей. Информационная культура личности является залогом ее социальной защищенности в информационном обществе.
Можно выделить два направления работы, каждое из которых имеет свои задачи.
Первое направление - информатизация. Информационные ресурсы библиотеки лицея должны включать как книги, методические, учебные пособия и периодические издания, так и электронные журналы, аудио и видеоматериалы, электронные каталоги своей и других библиотек. Несомненно, должны присутствовать полнотекстовые базы данных, компьютерные программы, CD-ROMы, интернет и телевидение. Только в этом случае можно говорить об информационной насыщенности самой библиотеки. Поскольку информатизация меняет деятельность библиотеки, появляются новые возможности - осуществляется полное информационное обслуживание читателей.
В библиотеке педагогического лицея это направление еще не нашло своего разрешения. В этом направлении ведется работа по поиску возможности дополнительного финансирования, спонсорской помощи. Школа участвует в инновационных проектах, которые предполагают инвестиции. Большую помощь оказывает ООО «Март», которое является давним помощником всех школ города по вопросам информационных технологий.
Второе направление - образовательное. У школьного библиотекаря множество различных обязанностей. Но все же главной считаю - стоять у истоков информационного потока и направлять его так, чтобы он помогал формированию и развитию способностей мальчишек и девчонок, учащихся педагогического лицея.
Для этого в педагогическом лицее 4 года преподается факультативный курс «Основы информационной культуры» для 9-11-х классов. Для учащихся 1-8-х классов ведутся уроки по авторской программе, разработанной нами в 1992 году для студентов 1-х курсов ВУЗа. В 1998 году она была доработана с учетом возраста учащихся лицея. За 4 года преподавания этого курса можно сказать, что программа курса результативна, а воспитание грамотного читателя необходимо. (Структура курса прилагается).
О результативности красноречиво свидетельствуют отзывы коллег. (Приложение № 2). Особой своей заслугой считаю, что на протяжении нескольких лет выпускники педагогического лицея выбирают себе профессии, связанные с информацией. Две выпускницы обучаются в Санкт-Петербурге, в Университете культуры на библиотечном отделении, шесть выпускниц 1999, 2000 гг. - студентки псковского училища культуры, также библиотечного отделения. Выпускники 2003 года Мазеин Андрей, Монахова Наташа, Морозов Всеволод обучаются на I курсе Университета связи, где основой их будущей профессии будет обработка информации. Поскольку профиль нашего лицея педагогический, многие выпускники поступают в педагогические институты и училища, где также большое значение имеет быстрая и профессиональная работа по поиску и переработке информации.
В плане работы библиотеки ежегодно отводится одна неделя на адаптационные мероприятия для учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов.
Для учащихся 1-х классов используется методика погружения, когда 2-3 дня проводятся в стенах библиотеки. (Приложение №3). Данная методика используется как в пролицейских классах, где учащиеся получают навыки самообразования, так и в классах ЗПР (правда, в этих классах другая задача — с помощью игр и викторин снять напряжение «первой недели» и помочь адаптироваться к новому коллективу и школе).
С учащимися 5-х и 10-х классов учебный год начинается с экскурсий в другие библиотеки города: ЦГБ им. Семевского, филиалы ЦГБ - иностранной литературы, отдел искусств. Большой интерес вызывает научная библиотека ВГСХА, где учащиеся 10-х классов непосредственно могут познакомиться с различными видами научной литературы: монографиями, сборниками научных трудов, авторефератами диссертаций, а также с реферативными журналами, бюллетенями Книжной палаты и ГОСТами. Зачастую в эти дни большинство учащихся становятся добрыми друзьями и помощниками школьной библиотеки.
Еженедельно по пятницам в библиотеке проводятся консультации по оформлению рефератов, докладов по учебным дисциплинам, где редактируются списки литературы, библиографическое описание и т.д.
Традиционным стало проведение тематического информационного часа. Для закрепления одной из тем по курсу «Основы информационной культуры» подбирается литература, которая раскрывает содержание какого-либо термина или понятия (например, «толерантность», «личностно-ориентированное образование», педагогический лицей работает в этом направлении). И на примере только этой литературы отрабатываются действия, соответствующие теме урока: описание, аннотация, реферат статьи, обзор. Польза от тематических информационных часов несомненная: закрепляется не только материал урока, но и приобретаются знания о тех предметах и понятиях, которые на слуху в лицее и в обществе.
Воспитание информационной культуры личности невозможно без систематического чтения учащихся. С этой целью в педагогическом лицее, библиотекой совместно с педагогами - словесниками создается «Программа чтения учащихся» для стимулирования детей к более активному чтению. (Проект программы в приложении № 4).
Работа в данном направлении ведется в течение ряда лет. Для успешного ее выполнения требуются следующие условия:
* Учащиеся должны понимать «зачем это им нужно»;
* Учащиеся должны представлять себе «как это делается», то есть назначение библиотеки и суть происходящих в ней процессов;
* Человек должен уметь выполнять необходимые операции и действия;
* Учащимся необходим определенный лексический запас, чтобы понимать употребляемые в данном деле слова, ориентироваться в информационной среде;
* Необходимо выполнять правила этикета;
* Необходимо уметь строить взаимоотношения с окружающими людьми, в том числе и с библиотекарем.
Эти условия можно считать и задачами библиотеки, которые я ставлю перед собой, воспитывая информационную культуру учащихся педагогического лицея.

Литература
1. Информатика и информационная культура в современной школе: Сборник материалов I и II Всероссийских научно-практических конференций. - 1996, Самара. – 120 с.
2. Надо что-то новое, да где же его взять?: Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития // Библиотека в школе. - 2002. - № 18. – С.4-5; № 23. - С.2-3.
3. Фомина Л. Пользователь библиотеки - читатель? Только ли? // Библиотека в школе. – 2001 г. - № 22. - С. 2-3.

Приложение № 1

Существуют эпохи, когда образование
Становится в центр общественного интереса.
Ф. Фребель

Структура курса «Основы информационной культуры»
Раздел 1. Информационные ресурсы общества.
Цель раздела - дать представление учащимся о месте и роли информации в жизни человека.
Крупнейшие информационные центры нашей страны (ГПНТБ, ГПБ, БАН и т.д.) и за рубежом.
Различные виды и типы информации документов, методы свертывания информации: библиографическое описание, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование.
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач.
Цель - формирование представлений о библиотеке, как информационно-поисковой системе.
Типы запросов и техника их выполнения.
Поиск информации по адресным и тематическим, фактографическим запросам. Навыки информационного самообслуживания библиотеке.
Раздел III. Переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся.
Цель - обучение рациональным приемам работы с текстами учебных документов.
Понятие о принципах построения текста, структуре текста, рациональных приемах работы с текстом.
Практические умения и навыки - умение составлять простой и сложный план, делать выписки, конспекты, правильно оформлять цитаты и список используемой литературы.
Подготовка аннотации, реферата, составления библиографического описания документа.
Раздел IV. Структура, правила подготовки и оформление результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
Цель - овладение технологией подготовки документов, правила их оформления. На примере подготовки докладов, рефератов, обзоров учащиеся должны практически показать использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры».
Раздел V. Информационная культура и новые информационные технологии.
Цель - показ возможностей компьютерных средств при поиске, обработке, хранении и использовании информации.
В результате его изучения учащиеся должны получить представление о потенциале современных информационных технологий и производстве новых видов информационных услуг.

Приложение № 2

Отзывы коллег из Почетной Книги библиотеки
Сотина Наталья Владиславовна, старший библиотекарь абонемента юношеской литературы ЦГБ имени Семевского: «Приятно работать с учащимися педагогического лицея, они владеют всеми необходимыми навыками читателя, кроме этого хорошо воспитаны и вежливы».
Калнинг Галина Игоревна, заместитель заведующей научной библиотеки ВГСХА: «учащиеся педагогического лицея выгодно отличаются при поиске материалов в библиотеке, хорошо работают с каталогами. Помощь им не нужна».
Андрианова Наталья Дмитриевна, заведующая библиотекой строительного колледжа: «Наши лучшие читатели - ваши выпускники. Хотелось бы познакомиться подробнее с программой подготовки таких читателей».

Приложение № 3

План работы библиотеки педагогического лицея
с 1 «Б» классом в адаптационный период 2003-2004 учебного года
2 сентября
8.30-9.10 «Давайте познакомимся»!
9.20-10.00 Эстафета сказочных героев. Урок чтения в библиотеке.
Проводит учитель - Лунева Н.И.
10.15-10-55 Нарисуй первый день в школе.
11.10-11.50 Сколько книг у незнайки: Урок математики.
Проводит учитель - Лунева Н.И.
3 сентября
8.30-9.10 «Время года - осень»: урок естествознания.
9.20-10.00 Сколько собрал листьев незнайка: урок математики.
Проводит учитель - Лунева Н.И.
10.15-10.55 Как найти дорожку: подвижная игра.
11.10-11.50 «Чьи это предметы»? Литературная игра.
12.00-12.40 Урок рисования: «Я - ученик».

Приложение № 4

План реализации Программы чтения учащихся педагогического лицея
Общая информация:
Работа над программой ведется с 2004 года. Реализация программы осуществляется на базе школьной библиотеки. Цель Программы - стимулировать детей к активному чтению и научить детей читать системно.
Учителя лицея и Программа.
Детское чтение в центре всех педагогов школы. Учителя - словесники разрабатывают специальные ежемесячные планы, в которых определяются цели и задачи чтения. Оцениваются как количественные, так и качественные показатели (развитие воображения, обогащение лексики, свободы общения, устной и письменной речи).
Библиотека и Программа.
Издается библиотечный информационный листок, где есть отражение информации о самых читаемых книгах, о новинках литературы. Проводятся призовые кроссворды по произведениям.
Ежемесячно приглашается в школу книжная лавка Книготорга (для продажи детской и юношеской литературы). Библиотекарь делает обзор новинок детской литературы.
На базе библиотеки готовятся различные праздники и конкурсы, посвященные книге и чтению.
Для плохо читающих детей составляются индивидуальные планы работы с книгами.
Учащиеся лицея и Программа.
Ведут дневники чтения (портфолио читателя). Участвуют в работе пресс - центра (актив библиотеки). Лучшие читатели заносятся в Почетную Книгу библиотеки. Учащиеся лицейских классов, работающие в течение года по реализации программы чтения проходят педагогическую практику. К работе привлекается лекторская группа (руководитель Барыльников И.П., кандидат политологических наук, учитель истории и права).
Родители и Программа.
Программа активно работает семьями: составляются планы семейного чтения, родители участвуют в специальных праздниках и конкурсах.
Награждения победителей.
Читающие школьники получают не только одобрение педагогов, но и призы от фирмы «Август», спонсоров педагогического лицея. Итоги подводятся в мае, в День славянской письменности и культуры имени Кирилла и Мефодия.

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006