Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

Лазарева Вера Андреевна
зав.библиотекой ср. школы № 7, г. Великие Луки
Стаж работы в данной должности: 20 лет
Образование: высшее
Название творческой работы: Один день из жизни школьного библиотекаря
Профессиональное кредо: «Каждую книгу – своему читателю, каждому читателю – свою книгу»
Контактная информация: тел.: (253) 7-18-05

Один день из жизни школьного библиотекаря

Утро сегодня солнечное, но прохладное. Начало мая, а тепла ещё нет. Вот и сирень никак не может расцвести по-настоящему. «Одинокая ветка сирени...» - возник в голове мотив давнего шлягера. Одинокую мне не надо, а вот букет в библиотеку наломать неплохо — пусть радует читателей. Не забыть зайти в киоск «Роспечать», забрать скудную подписку. Сегодня удача: поступили в продажу сразу два номера еженедельной газеты для подростков «Пять углов». Хорошее издание и главное - недорогое. Надо купить, порадовать старшеклассников хоть чем-то. На обложке одного из них портрет С. Безрукова. Вот будет довольна Настя -настоящая фанатка его творчества. Двадцать ступенек вверх по лестнице и я на работе...

Так и есть! Весь пол в белых пятнах от побелки, которая осыпается с потолка. Рабочее утро, как всегда, начинается с уборки, и конца этому не видно. Может отказаться от подработки? Хотя сто рублей в месяц - как раз на колготки. Пять лет уже протекает крыша, своеобразный маленький юбилей моего терпения.

Пока-пока-покапывает
Крыша круглый год.
Закону если верить,
То в жизни все течет.

Правда была надежда на господина депутата. Однажды, прибыв из своего сказочного Молоколамска на юбилей директора школы и прослушав наши стоны по поводу протекающей крыши, вначале решил, что коллектив желает, чтобы именно он был нашей «крышей». Разобравшись, наконец, в чём дело, уверенно пообещал эту проблему устранить ближайшим летом. Как видно, он и впрямь из сказочного города. Хотя, что это я? Ведь дважды он все же помог с проведением подписки, не пожалев из своих сказочных средств пять тысяч рублей. Может, стоит ему напомнить?

***

Как строго смотрит с портрета Герцен работы Н. И…. Что-то я разворчалась. Извините, Александр Иванович, больше не буду!
А вот и звонок с первого урока. С уборкой, кажется, успела. Теперь «на любовь своё сердце настрою». Первой, как всегда, влетает Полина Борковская из 2 «А».

- Здравствуйте Вера Андреевна. Я почитать.

Удивительный ребёнок. Читает на уровне пятого класса, очень любит книги о природе и животных. Любимые писатели: Акимушкин, Сладков, Бианки, Дмитриев. Постоянно что-то выписывает, зарисовывает в свой блокнот из энциклопедий и справочников. Вежливая, воспитанная, общительная девочка. Её ясные глазки и ямочки на щечках, как бальзам для меня, заставляет забыть все неприятности.

- Вера Андреевна, а «Мертвые души» у вас есть?
- Нет, вы знаете, к счастью, только живые.
Смеётся. - Нет, мне книгу Гоголя.
- Так вы же уже прошли это произведение.
- А у меня по нему долг.
Ну, что ж, долги надо отдавать.
А что это у нас Мирон из 1 «Б» такой грустный?
- Мирон, тебе помочь? Что ты сегодня такой грустный?
- А мне не найти сказки Пушкина.
- Так вот же они. Смотри сколько: и отдельные сказки, и целый сборник.
- Я эти уже читал. У меня все они дома есть, я ищу другие. В вашей библиотеке есть ещё?
- Я бы тоже, Мирон, с удовольствием почитала ещё сказки Александра Сергеевича, но он, к сожалению, больше не успел написать. Если хочешь, я дам тебе сказку, которая очень нравилась Пушкину и тоже в стихах. Читал ты «Конёк-Горбунок» П. Ершова? Нет? А будешь? Вот и хорошо. А потом мы с тобой о ней поговорим.

***

А это уже посложнее будет. Целая группа девятиклассников с темами рефератов по ОБЖ и истории. Кому-то удастся подобрать сразу, а кому-то придется зайти после занятий. За пятнадцать минут перемены невозможно обслужить большое количество читателей, поэтому приходится записывать темы в рабочий блокнот, чтобы во время уроков сделать подборки. Интересно, подходит ли к библиотечной работе термин «обслужить читателя»? Ка к-то не хочется быть сферой обслуживания. Мне больше по душе «подобрать информацию» или «выполнить информационный заказ».
К концу перемены целая страница блокнота исписана: сходить в книгохранилище учебников, подобрать информацию по трём темам. Урока хватит, но не тут-то было.
- Мы освобождены от физкультуры. Можно почитать журналы?
- Нам сегодня к третьему уроку. Нет «Технологии». Можно почитать?
- Конечно, читайте! Только вот за учебниками придется сходить потом. Займемся рефератами, только бы не отвлекали.

- Вера Андреевна, а есть книги по игре на гитаре?
- Посмотри книжную выставку «Музыка и мир», там есть две книги о гитаре, а самоучители игры только в библиотеке музыкальной школы или в отделе «Искусства» на Октябрьском проспекте.
- Вера Андреевна, а книги Хичкока есть?
- Посмотри по алфавитному каталогу.
- Так вы же и так знаете, зачем смотреть?
- Я хочу, чтобы ты сам привыкал находить нужную информацию.

***

Да, с каталогами и картотеками просто беда: никак не хотят читатели мои ими пользоваться. Может в этом есть и моя вина. Иногда легче самой выполнить информационный заказ, чем заставить их справиться самим. Как правило, все спешат, им надо все сразу. И снова перемена: продлите, пожалуйста, книгу; у нас по внеклассному чтению сказки зарубежных писателей; мне надо написать доклад о биосфере и так далее и тому подобное.
Многим придется позаниматься в читальном зале после уроков. Энциклопедии, справочники, словари и редкие книги на дом не выдаются. Некоторым предлагается продолжить поиски информации за пределами школы в других библиотеках города,

Обидно говорить детям слово «нет». Перечислять имена современных русских и зарубежных писателей, книги которых есть в очень малых экземплярах или просто отсутствуют, нет смысла. Такой список займет не одну страницу. Всякий раз, когда речь идет о библиотеках, чаще других употребляется слово «нет». Мет тех или иных изданий, нет элементарной оргтехники, нет денег на ремонт, нет нормальных условий для работы. От этих «нет» страдают и дети, и сами библиотекари. Они вынуждены стучаться в двери разных влиятельных учреждений, прося не для себя лично, а для библиотеки. Надоело безнадежно барахтаться в этих трудностях.

Ау! Руководители образования? Где вы?

- А правда, что в школьных библиотеках скоро будут компьютеры с выходом в Интернет? Вот бы было здорово! Мы по телевизору видели.
Да, было бы здорово. Согласна, но для этого необходим ремонт библиотеки, решетка на окно, прочная дверь, специально оборудованное место.

- Здравствуйте, Вера Андреевна. Я книги принёс.
Вот радость! Сережа Алексеев! Выпускник 1989 года. Живет в Москве, занимается компьютерами и каждый раз, приезжая в гости к родителям, привозит книги для библиотеки родной школы. Да какие! Энциклопедии, справочники, художественную литературу. Пет слов для восхищения! Как хорошо, что есть такие люди, занимающиеся благотворительностью и не требующих ничего взамен!

***

Четвертый урок. Пока никого нет, надо успеть сходить в столовую, забежать в учительскую, почитать объявления, успеть в книгохранилище. Ещё один сюрприз: на каждом - этаже стоят новенькие скамейки. Прочные, на металлической основе, с широким, покрытым лаком сидением. Вот бы мне такие в читальный зал и не делали бы девочки затяжки на колготках. А вот и директор как раз идет.

- Александр Александрович! Я к вам с просьбой. А нельзя ли и в библиотеку дать такие замечательные скамейки, наши-то совсем развалились!
- Что вы, Вера Андреевна! Никак нельзя! Вы же видите, как все сидят на подоконниках, которые скоро обвалятся от этого. Видите, как они теперь хорошо сидят?
- Так они и в библиотеке будут хорошо сидеть. Даже ещё лучше, чем здесь.
- В другой раз. Я буду иметь в виду. Я помню.

Ну что ж. Будем опять надеяться.

Вот уже вторая смена пришла, а начальная уходит домой. Аня с Наташей из четвертого класса как всегда желают помочь, а заодно рассказать обо всех событиях в классе и дома. Оля Зимина сама не может выбрать, что почитать. На час обеспечена суета сует. Вот после шестого урока, когда приходят старшеклассники, всё уже серьезно, рабочая обстановка и тишина. Скоро Последний звонок. Жаль расставаться со многими моими любимцами и помощниками. Вот и Алёна Орлова из 11 «В». О чём мы только с ней не переговорили!

***

- Вера Андреевна, в начальной школе мне больше всего хотелось почитать книги с верхних полок, а мне было их не достать. Мне казалось, что там стоят самые интересные. И вот уже скоро Последний звонок. Чувствую, буду плакать.

Вот, оказывается, в чем дело. А я думаю, почему все просят книги с верхних полок? Алёна в этом не одинока.
Теперь надо расставить книги, сделать статистику, подшить газеты. Последний час работы на подготовку к проведению утренника. У «Мурзилки» юбилей! Замечательный журнал, который любят читать не только младшие, но и старшие ученики, и даже учителя.

***

Рабочий день подошел к концу. Двадцать ступенек вниз. Пойду домой медленно-медленно, подышу свежим воздухом. Может зайти к девочкам в библиотеку? Филиал № 1 ЦБС - главный мой помощник и союзник. Сколько мероприятий проведено вместе с ними. Откликаются на все предложения, умницы, эрудиты и, конечно, друзья. Но если зайдешь, то это минимум на час. Не сегодня, в другой раз. И в душе зазвучал «надежды маленький оркестрик». Все не так уж и плохо.
Ведь есть коллеги, Серёжа Алексеев, Алёна, Полина, Игорь, Илья и многие другие, которые поймут, порадуют, помогут.
Будем жить!

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006