Лазарева
Вера Андреевна
зав.библиотекой ср. школы № 7, г. Великие Луки
Стаж работы в данной должности: 20 лет
Образование: высшее
Название творческой работы: Один день из жизни школьного библиотекаря
Профессиональное кредо: «Каждую книгу – своему читателю, каждому читателю
– свою книгу»
Контактная информация: тел.: (253) 7-18-05
Один
день из жизни школьного библиотекаря
Утро
сегодня солнечное, но прохладное. Начало мая, а тепла ещё нет. Вот и
сирень никак не может расцвести по-настоящему. «Одинокая ветка сирени...»
- возник в голове мотив давнего шлягера. Одинокую мне не надо, а вот
букет в библиотеку наломать неплохо — пусть радует читателей. Не забыть
зайти в киоск «Роспечать», забрать скудную подписку. Сегодня удача:
поступили в продажу сразу два номера еженедельной газеты для подростков
«Пять углов». Хорошее издание и главное - недорогое. Надо купить, порадовать
старшеклассников хоть чем-то. На обложке одного из них портрет С. Безрукова.
Вот будет довольна Настя -настоящая фанатка его творчества. Двадцать
ступенек вверх по лестнице и я на работе...
Так
и есть! Весь пол в белых пятнах от побелки, которая осыпается с потолка.
Рабочее утро, как всегда, начинается с уборки, и конца этому не видно.
Может отказаться от подработки? Хотя сто рублей в месяц - как раз на
колготки. Пять лет уже протекает крыша, своеобразный маленький юбилей
моего терпения.
Пока-пока-покапывает
Крыша круглый год.
Закону если верить,
То в жизни все течет.
Правда
была надежда на господина депутата. Однажды, прибыв из своего сказочного
Молоколамска на юбилей директора школы и прослушав наши стоны по поводу
протекающей крыши, вначале решил, что коллектив желает, чтобы именно
он был нашей «крышей». Разобравшись, наконец, в чём дело, уверенно пообещал
эту проблему устранить ближайшим летом. Как видно, он и впрямь из сказочного
города. Хотя, что это я? Ведь дважды он все же помог с проведением подписки,
не пожалев из своих сказочных средств пять тысяч рублей. Может, стоит
ему напомнить?
***
Как строго смотрит
с портрета Герцен работы Н. И…. Что-то я разворчалась. Извините, Александр
Иванович, больше не буду!
А вот и звонок с первого урока. С уборкой, кажется, успела. Теперь «на
любовь своё сердце настрою». Первой, как всегда, влетает Полина Борковская
из 2 «А».
- Здравствуйте Вера
Андреевна. Я почитать.
Удивительный
ребёнок. Читает на уровне пятого класса, очень любит книги о природе
и животных. Любимые писатели: Акимушкин, Сладков, Бианки, Дмитриев.
Постоянно что-то выписывает, зарисовывает в свой блокнот из энциклопедий
и справочников. Вежливая, воспитанная, общительная девочка. Её ясные
глазки и ямочки на щечках, как бальзам для меня, заставляет забыть все
неприятности.
- Вера Андреевна,
а «Мертвые души» у вас есть?
- Нет, вы знаете, к счастью, только живые.
Смеётся. - Нет, мне книгу Гоголя.
- Так вы же уже прошли это произведение.
- А у меня по нему долг.
Ну, что ж, долги надо отдавать.
А что это у нас Мирон из 1 «Б» такой грустный?
- Мирон, тебе помочь? Что ты сегодня такой грустный?
- А мне не найти сказки Пушкина.
- Так вот же они. Смотри сколько: и отдельные сказки, и целый сборник.
- Я эти уже читал. У меня все они дома есть, я ищу другие. В вашей библиотеке
есть ещё?
- Я бы тоже, Мирон, с удовольствием почитала ещё сказки Александра Сергеевича,
но он, к сожалению, больше не успел написать. Если хочешь, я дам тебе
сказку, которая очень нравилась Пушкину и тоже в стихах. Читал ты «Конёк-Горбунок»
П. Ершова? Нет? А будешь? Вот и хорошо. А потом мы с тобой о ней поговорим.
***
А
это уже посложнее будет. Целая группа девятиклассников с темами рефератов
по ОБЖ и истории. Кому-то удастся подобрать сразу, а кому-то придется
зайти после занятий. За пятнадцать минут перемены невозможно обслужить
большое количество читателей, поэтому приходится записывать темы в рабочий
блокнот, чтобы во время уроков сделать подборки. Интересно, подходит
ли к библиотечной работе термин «обслужить читателя»? Ка к-то не хочется
быть сферой обслуживания. Мне больше по душе «подобрать информацию»
или «выполнить информационный заказ».
К концу перемены целая страница блокнота исписана: сходить в книгохранилище
учебников, подобрать информацию по трём темам. Урока хватит, но не тут-то
было.
- Мы освобождены от физкультуры. Можно почитать журналы?
- Нам сегодня к третьему уроку. Нет «Технологии». Можно почитать?
- Конечно, читайте! Только вот за учебниками придется сходить потом.
Займемся рефератами, только бы не отвлекали.
- Вера Андреевна,
а есть книги по игре на гитаре?
- Посмотри книжную выставку «Музыка и мир», там есть две книги о гитаре,
а самоучители игры только в библиотеке музыкальной школы или в отделе
«Искусства» на Октябрьском проспекте.
- Вера Андреевна, а книги Хичкока есть?
- Посмотри по алфавитному каталогу.
- Так вы же и так знаете, зачем смотреть?
- Я хочу, чтобы ты сам привыкал находить нужную информацию.
***
Да,
с каталогами и картотеками просто беда: никак не хотят читатели мои
ими пользоваться. Может в этом есть и моя вина. Иногда легче самой выполнить
информационный заказ, чем заставить их справиться самим. Как правило,
все спешат, им надо все сразу. И снова перемена: продлите, пожалуйста,
книгу; у нас по внеклассному чтению сказки зарубежных писателей; мне
надо написать доклад о биосфере и так далее и тому подобное.
Многим придется позаниматься в читальном зале после уроков. Энциклопедии,
справочники, словари и редкие книги на дом не выдаются. Некоторым предлагается
продолжить поиски информации за пределами школы в других библиотеках
города,
Обидно
говорить детям слово «нет». Перечислять имена современных русских и
зарубежных писателей, книги которых есть в очень малых экземплярах или
просто отсутствуют, нет смысла. Такой список займет не одну страницу.
Всякий раз, когда речь идет о библиотеках, чаще других употребляется
слово «нет». Мет тех или иных изданий, нет элементарной оргтехники,
нет денег на ремонт, нет нормальных условий для работы. От этих «нет»
страдают и дети, и сами библиотекари. Они вынуждены стучаться в двери
разных влиятельных учреждений, прося не для себя лично, а для библиотеки.
Надоело безнадежно барахтаться в этих трудностях.
Ау! Руководители
образования? Где вы?
- А правда, что
в школьных библиотеках скоро будут компьютеры с выходом в Интернет?
Вот бы было здорово! Мы по телевизору видели.
Да, было бы здорово. Согласна, но для этого необходим ремонт библиотеки,
решетка на окно, прочная дверь, специально оборудованное место.
- Здравствуйте,
Вера Андреевна. Я книги принёс.
Вот радость! Сережа Алексеев! Выпускник 1989 года. Живет в Москве, занимается
компьютерами и каждый раз, приезжая в гости к родителям, привозит книги
для библиотеки родной школы. Да какие! Энциклопедии, справочники, художественную
литературу. Пет слов для восхищения! Как хорошо, что есть такие люди,
занимающиеся благотворительностью и не требующих ничего взамен!
***
Четвертый
урок. Пока никого нет, надо успеть сходить в столовую, забежать в учительскую,
почитать объявления, успеть в книгохранилище. Ещё один сюрприз: на каждом
- этаже стоят новенькие скамейки. Прочные, на металлической основе,
с широким, покрытым лаком сидением. Вот бы мне такие в читальный зал
и не делали бы девочки затяжки на колготках. А вот и директор как раз
идет.
-
Александр Александрович! Я к вам с просьбой. А нельзя ли и в библиотеку
дать такие замечательные скамейки, наши-то совсем развалились!
- Что вы, Вера Андреевна! Никак нельзя! Вы же видите, как все сидят
на подоконниках, которые скоро обвалятся от этого. Видите, как они теперь
хорошо сидят?
- Так они и в библиотеке будут хорошо сидеть. Даже ещё лучше, чем здесь.
- В другой раз. Я буду иметь в виду. Я помню.
Ну что ж. Будем
опять надеяться.
Вот
уже вторая смена пришла, а начальная уходит домой. Аня с Наташей из
четвертого класса как всегда желают помочь, а заодно рассказать обо
всех событиях в классе и дома. Оля Зимина сама не может выбрать, что
почитать. На час обеспечена суета сует. Вот после шестого урока, когда
приходят старшеклассники, всё уже серьезно, рабочая обстановка и тишина.
Скоро Последний звонок. Жаль расставаться со многими моими любимцами
и помощниками. Вот и Алёна Орлова из 11 «В». О чём мы только с ней не
переговорили!
***
-
Вера Андреевна, в начальной школе мне больше всего хотелось почитать
книги с верхних полок, а мне было их не достать. Мне казалось, что там
стоят самые интересные. И вот уже скоро Последний звонок. Чувствую,
буду плакать.
Вот,
оказывается, в чем дело. А я думаю, почему все просят книги с верхних
полок? Алёна в этом не одинока.
Теперь надо расставить книги, сделать статистику, подшить газеты. Последний
час работы на подготовку к проведению утренника. У «Мурзилки» юбилей!
Замечательный журнал, который любят читать не только младшие, но и старшие
ученики, и даже учителя.
***
Рабочий
день подошел к концу. Двадцать ступенек вниз. Пойду домой медленно-медленно,
подышу свежим воздухом. Может зайти к девочкам в библиотеку? Филиал
№ 1 ЦБС - главный мой помощник и союзник. Сколько мероприятий проведено
вместе с ними. Откликаются на все предложения, умницы, эрудиты и, конечно,
друзья. Но если зайдешь, то это минимум на час. Не сегодня, в другой
раз. И в душе зазвучал «надежды маленький оркестрик». Все не так уж
и плохо.
Ведь есть коллеги, Серёжа Алексеев, Алёна, Полина, Игорь, Илья и многие
другие, которые поймут, порадуют, помогут.
Будем жить!
на
главную