Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

Кудрявцева Светлана Евгеньевна
библиотекарь Липшанской основной школы, Локнянского района
Стаж работы в данной должности: 13 лет
Образование: среднее специальное
Название творческой работы: Это в наших сердцах навсегда: программа патриотического воспитания учащихся
Профессиональное кредо: «Библиотекарь - это человек, связавший свою судьбу с книгой по любви…»
Контактная информация: тел.: (239) 39-3-33

Это в наших сердцах навсегда

«Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было,
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!»
А. Твардовский.

Вступление.
С течением времени, когда годы Великой Отечественной войны уходят в прошлое все дальше, а непосредственных участников той войны остается все меньше и меньше, говорить о событиях военных лет год от года становится труднее: уходит из жизни поколение, которое эти дни помнит, постарели уже и дети войны, последние живые свидетели страшных сороковых. Многим хотелось бы оставить прошлое в прошлом, особенно если связано оно с событиями трагическими: войной, утратами, страхом за жизнь свою и близких. Но … не получается.
В феврале 2003 года исполнилось 60 лет со дня гибели Александра Матросова. В феврале 2004 года наш Локнянский район отметил 60 лет своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В мае 2005 года Россия отмечает 60 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне.
Сколько жизней унесла война, сколько человеческих судеб исковеркала и перечеркнула. В памяти тех, кто пережил все ее ужасы, слово «война» останется на всю жизнь. И мы, потомки, должны свято чтить память погибших и с уважением относиться к живым.
Именно мы, ставшие для наших детей старшим поколением, воспитанным на героических примерах, таких как подвиг молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Лени Голикова и др., должны достучаться до их души, не дать им стать черствыми и пустыми. Именно мы должны рассказать, показать на примерах о людях прошедших и погибших на войне, ставших героями для многих бывших и будущих поколений. Именно мы должны не дать тому потоку грязной, оскверняющей информации, которая иногда появляется в прессе, попасть в души ребят.
Встречи с ветеранами становятся проблематичными: преклонный возраст ветеранов войны не всегда позволяет им придти и поговорить с ребятами. Вот и получается, что в этом деле на первом месте стоят беседы, викторины, конкурсы, выставки книг на тему войны.
Шесть десятилетий прошло! Подумать только – целая жизнь. А память жива…
Сегодня назрела острая необходимость расширить формы военно-патриотического воспитания, дать ребятам возможность увидеть места боевой славы (место гибели Александра Матросова в д. Чернушки, памятник воинам в д. Монаково) и встретиться со свидетелями и участниками событий полувековой давности. Прохождение маршрутов по дорогам войны, изучение мест боевой славы, проведение встреч с ветеранами, запись их воспоминаний, уход за братскими захоронениями, оказание помощи ветеранам, посещение школьных музеев (Локнянская, Башовская, Михайловская школы), знакомство с прозой и поэзией о Великой Отечественной войне, работа с фотографиями – все это позволит приблизить прошлое, поможет почувствовать пережитое старшим поколением, сохранит историческую память нашего народа.
В связи с событиями последнего времени (изменение социально-экономической обстановки в стране, обострение национальных противоречий), стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Изменились и условия для воспитания подрастающего поколения. Сегодня мы должны сделать все, чтобы величие ратного подвига нашего народа в Великой Отечественной войне не померкло для поколений нового века. В связи с этим, нами разработана программа патриотического воспитания школьников.

Цели программы.
1. Привлечь как можно больше педагогов и детей к активным формам патриотического воспитания, способствующим сохранению преемственности поколений.
2. Разнообразить формы работы по патриотическому воспитанию, сделать их целостными и эффективными.
Задачи. 1. Повысить уровень подготовки и проведения мероприятий. Провести анализ результатов.
2. Разработать и предложить беседы, викторины, выставки, задания, которые помогут усилить у ребят живой интерес к истории страны, к истории Великой Отечественной войны.
3. Привлечь как можно больше детей к осознанному добровольному шефству над братскими захоронениями и к оказанию посильной помощи ветеранам.
4. Обеспечить информационную, методическую поддержку системы патриотического воспитания в школе.
5. Разработать планы мероприятий к трем шестидесятилетиям (подвиг А.Матросова, освобождение Локнянского района, Победа в Великой Отечественной войне).

Целевые группы. Программа рассчитана на детей разного возраста: с 1 по 9 классы.
Основные мероприятия. К 60- летию Победы библиотека планирует провести праздничную неделю «Это в сердце моем навсегда»

1-й день. Открытый просмотр литературы.
Беседы у книжной выставки «Мы помним подвиги солдат».

2-й день. Тема: « Юность, опаленная войной».
Беседа «Юные герои Псковщины».

3-й день. Тема: «Страницы бессмертной славы».
Викторина «Страницы бессмертной славы» ( 4 - 7 классы). Вопросы викторины о городах - героях.
Участники ведут альбом ответов, пишут отзывы на прочитанные книги о войне.

4-й день. Тема: «Книга о подвиге».
Коллективный разговор по книге Л.Т. Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре» ( 4 – 6 класс).
Беседа с учащимися 7-9 классов по повестям Г. Бакланова «Навеки девятнадцатилетние» и « Пядь земли».

5-й день. Тема: «Псковичи – Победе».
Книжная выставка «Псковичи – Герои Советского Союза»
Турнир будущих командиров (для мальчиков 8-9 классов) «Открывая Родину, узнаем себя».
В игре примают участие 2 команды. «Военный совет» - жюри.
Конкурс «Исторический силуэт». Предлагаются иллюстрации картин. Нужно вспомнить автора и название картины.
Конкурс «Командиров командир». Представляются предметы военной техники разных родов войск.
Конкурс «Их имена забыть мы не могли». По фотографиям узнать героев войны.
Конкурс «Живые». По отрывку узнать произведение.
Конкурс «Блиц-опрос».Задаются вопросы по истории военных лет Локнянского района.
6-й день. Подведение итогов. Торжественное закрытие недели.
Конкурс на лучшее чтение стихотворений о войне и лучший рисунок к книге о войне. /5-7 кл./
Конкурс рисунков «Героическое прошлое нашей Родины».
Конкурс стихотворений и выставка книг поэтов – фронтовиков «Я вам жизни завещаю…»
К 60-летию Победы провести запись воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны.

Заключение.

Я надеюсь, что проведенные мероприятия оставят след в душе каждого ребенка. Патриотическая воспитанность детей проявится прежде всего в готовности их к труду, уважения к труду других. Ученики не только не пойдут осквернять памятники, обелиски, а наоборот, не пройдут мимо мусора, заросшей травой братской могилы, захотят принести или посадить цветы к могилам солдат. Будут проявлять уважение к убеленным сединой воинам-ветеранам и к тем, кто ковал победу своим самоотверженным трудом. Ребята навсегда запомнят и будут гордиться тем, что именно на нашей Локнянской земле погиб А. Матросов, что именно в нашем районе жил герой Советского Союза А. Шариков. Эта программа в целом должна подвести детей к пониманию того, что как только люди начинают жить одним хлебом насущным, забывая о хлебе духовном, так и хлеб насущный исчезает.
Патриотизм от греческого patris – родина, отечество – «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
Наше правительство поступает совершенно правильно, уделяя такое огромное внимание воспитанию патриотизма. Чем больше в стране патриотов, тем меньше в ней предающих и продавших Родину.
Говоря о том, что на защиту своей страны и земли псковской вставали люди от мала до велика, мы, локнянцы, вспоминаем и юного Леню Голикова, и старика Матвея Кузьмина. Отдавая дань женщинам, погибшим за Родину, вспоминаем образы Клавы Назаровой, Любы Богомоловой и десятков их сверстниц.
Родившийся российский младенец с молоком матери впитывает в сознание с экрана телевизора информацию о пиве, о колготках, об убийствах и т.п. А о патриотизме? Можно показать по ТВ киноэпопею «Освобождение», «Семнадцать мгновений весны», «А зори здесь тихие», «Батальоны просят огня», а можно американский боевик. Для поколения молодых ребят должна работать душа и историческая память. А на деле что? В их головы проникают чужие идеалы, чужие герои. А свои родные мальчики, мужчины, отчаянные девушки, отдавшие здоровье, жизни за свою Родину – забыты. Так чем же виноваты наши герои? Чем провинился перед нынешним поколением Саша Матросов, Леня Голиков, Клава Назарова? Что они и многие их современники совершили такого, что их имена порочат в газетах и по телевидению? А ведь для нашего поколения это были примеры для подражания, идеалы.
Все мероприятия, посвященные теме патриотизма, нужно сохранять и развивать. Мы должны стремиться, чтобы у наших детей были думы о прошлом. Мы должны им доказывать и убеждать их, опираясь на примеры из книг и журналов, проводя выставки, викторины, обзоры книг, беседы, что без прошлого нет будущего. Надо стремиться, чтобы в сердца нового поколения с детства закладывались основы патриотизма.
Сегодня русский солдат вновь почувствовал запах войны, горечь потерь боевых друзей; вновь совершаются подвиги и появляются современные герои. Но где гарантия, что через несколько лет в России имена бойцов 6-й роты 104 парашютно- десантного полка не уйдут в забвение, как ушло десятилетие назад имя Александра Матросова. Нужно показать детям, что сейчас военнослужащие российской армии совершают подвиги именно потому, что многие из них – рядовые, офицеры – еще помнят о подвиге Матросова, что впитали его имя еще до того, как оно было забыто.
К чести жителей Псковской области, локнянцев имя героического парня не забыто. К месту его гибели вновь идут «снежные десанты», приезжают школьники и студенты, воины российской и братской белорусской армий. Каждый год, 23 февраля, у мемориала, недалеко от деревни Чернушки, проходят митинги, звучат слова благодарности тем, кто защитил нас от немецко-фашистских захватчиков. В памятные февральские дни проводится, ставший традиционным, турнир по боксу в п. Локня, посвященный памяти Героя Советского Союза А.Матросова. И каждый житель района знает где совершил свой подвиг Саша Матросов. Здесь его не забудут. Так пусть же к памятнику А.Матросова будут приносить цветы и внуки наших внуков, ибо в образе простого русского юноши отразился подвиг всего нашего народа.
Пока мы помним, мы живем. «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов, братьев и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины», - говорил В.А. Сухомлинский.

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006