Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

Дубровская Светлана Станиславовна
зав. библиотекой Пушкиногорской санаторной школы-интерната, п.Пушкинские горы
Стаж работы в данной должности: 4 года
Образование: среднее профессиональное
Название творческой работы: Влияние культуры Запада на национальную самобытную культуру России или «Это кого же из наших детей вырастят?»
Профессиональное кредо: «Прикоснись душой к душе, сделай этот мир лучше!»
Контактная информация: тел.: (246) 2-13-29

Влияние культуры Запада на национальную самобытную культуру России или "Это кого же из наших детей вырастят?"

Я включил как-то детскую передачу... Я сразу выключил, мгновенно: «Телепузики шли. Ну это просто ужастик какой-то. На следующий день включил другой канал. А там «Пакемоны». Это кого же из наших детей вырастят?!»
Михаил Задорнов, из монолога «Я люблю Америку»


В настоящее время библиотека, как ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, претерпевает существенные изменения. Если раньше библиотеки посещало большое количество людей, то теперь идет настоящая, невидимая невооруженному глазу, борьба за каждого читателя. Все мы знаем, что дети, (как особая категория читателей) наиболее впечатлительны к происходящим изменениям.
Мы говорим о движущемся гигантскими скачками прогрессе. Резко возросла роль телекоммуникаций, что привело к ограничению времени, затрачиваемому отдельными учащимися на чтение. Проще говоря, телевидение заменило книгу.
Поток информации, хлынувший с экранов телевизоров в последние годы не предполагает развития здоровой личности, вдумчивого читателя. Сказать, что сейчас дети читают мало - это, в сущности, не сказать ничего. Учащиеся многих школ читают художественную литературу часто не выходя за рамки школьной программы, или же вообще выборочно. Последнее время в школах замечается странная закономерность: и младшие школьники и старшеклассники предпочитают читать ОДИНАКОВУЮ литературу. Особым спросом пользуется «популярная», по их меркам литература: «комиксы», «страшилки»,«ужастики». Подобные книги, созданные в подражание Западу, создают тяжелое впечатление. Это выражается в первую очередь в особенностях полиграфии. Так, например, в некоторых детских журналах «режут глаза» острые угловатые рисунки, созданные в темных, мрачных тонах. Герои; их мимика, жесты недвусмысленно говорят об агрессии (искаженные лица, ломаные, неестественные контуры фигур в «комиксах»).
Наверное, не будет ошибки, если мы скажем, что детская литература в настоящее время переживает кризис. Качество продаваемых детских книжек изменилось во многом и, к сожалению, не в лучшую сторону. Здесь нужно говорить не столько о шрифте, количестве краски, качестве бумаги, сколько о содержании.
Сейчас, ни для кого не секрет, в книжных магазинах на полках лежат сотни книг, предназначенных для прочтения детей. Но ЧТО ЭТО за книги? С ярких, бросающихся в глаза обложек (все мы знаем, что детей привлекает все яркое и красочное) смотрят бесчувственными глазами роботы, Бэтмены, герои-одиночки, чьи имена обычно начинаются с приставки «супер». Это герои современных иностранных мультфильмов, которые смотрят наши дети каждый день по нашему телевидению. Они настолько вошли в наш быт, что мы спокойно оставляем ребенка у экрана и занимаемся своими делами. Но не всегда телевизор - эта ТЕЛЕНЯНЯ - способна научить хорошему. К сожалению, для администрации канала на телевидении большее значение имеет РЕЙТИНГ, нежели психическое и нравственное здоровье наших детей. Мы и не заметили, когда кукла Барби стала цениться во сто крат выше, нежели русская Маша. Комиксы «ужастики» заполонили книжные полки. Тревожит наплыв в Россию литературы , издаваемой и распространяемой различными религиозными лжехристианскими течениями, в основе которых лежат учения, дающие неверный взгляд на мир. Они противоречат нашим традициям и нравственному устою русского народа. Вот и получается, что мы воспитываем детей на чужеродной основе, которая губительным образом сказывается на самобытной русской культуре. Вспоминая свое детство на ум приходят те произведения, которые заставляли встрепенуться душу, вызывали слезы радости, умиления, учили различать добро и зло, да что говорить... Книга была настоящим ВОСПИТАТЕЛЕМ в истинном значении этого слова - хранила в себе традиции и культуру, которые в последнее время кто-то или что-то пытается разрушить. Когда ребята спрашивают меня, что им лучше почитать, я называю книги тех авторов, которые тронули мое сердце в детстве например, Серая шейка Мамина-Сибиряка. Всякий раз, когда эта книга оказывалась перед моими глазами, она заставляла вновь и вновь переживать историю бедной уточки и каждый раз все сильнее. И забывая обо всем, сочувствуя и переживая, являясь непосредственным участником происходящих событий, я воспитывала в себе личностные качества. А «Чудо-дерево» Корнея Чуковского? «Воробьишко» Горького? Да мало ли их, книг, написанных настоящими добрыми волшебниками, воспевающих в своих творениях красоту окружающего мира и душевного мира человека. Библиотекарь должен быть проводником в мир прекрасного. Это личная победа каждого работника библиотеки, когда ребенок, переминаясь в нерешительности, берет с полки не очередной «ужастик», а русские народные сказки, рассказы русских и иностранных классиков. И совсем радостно становится на душе, когда, возвращая книгу, он делится своими впечатлениями и ждет нового совета о том, какая книга еще приоткроет ему дверь в свою «кладовую», «кладовую солнца». Безусловно, пробудить в учащимся ЧИТАТЕЛЯ, ЦЕНИТЕЛЯ КНИГИ - процесс трудоемкий, но на современном этапе развития культуры - это необходимый элемент бытия. Я не делаю акцент именно на русскую культуру. Можно сказать, что у писателей нет нации. Судить о книге нужно по ее содержанию. Если книга учит добру - это хорошая книга. Когда-то (у каждого это свой отрезок времени) нас учили хорошему, показывали добрые примеры. Теперь настала наша очередь. Библиотекарь должен быть достоин своего звания и предназначения. Мы, взрослые, в ответе за свое будущее и за будущее своих детей. Нужно сделать все, чтобы не допустить беды. Обращаясь к рассмотрению данной проблемы, являющейся актуальной для современной школы мне показалась, что она не нова. Конечно, сейчас об этом стали много говорить, но мне хочется вернуться в прошлое, почти на шестьдесят лет назад, когда американец Даллес обнародовал свой доклад перед правительством США. Считаю необходимым привлечь некоторые выдержки из него. «Окончится вой на, все кое-как утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем... золото, всю материальную помощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Как? Мы найдем своим единомышленников...своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. (...) Литература, театры, кино - все будет прославлять и изображать самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. (...) Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все расцветет махровым цветком... и лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит... Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни... опошлять и расшатывать... основы народной нравственности. (...) Мы будем браться за людей с детских лет, с юношества, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее (...)» Возможно, то, что происходит сейчас в России - часть тщательно разработанного плана, способного разрушить азы русской культуры?

Умышленно не ставлю точку

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006