Модули
повышения квалификации работников библиотек образовательных учреждений
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ БИБЛИОТЕКАРЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Целевая
аудитория – библиотекари школ и учреждений начального профессионального
образования
Цель учебного модуля - содействие повышению профессиональной
компетентности в области библиотечно-информационной деятельности.
Задачи учебного модуля: углубление знаний о теоретических
аспектах информационно-библиотечной деятельности; знакомство с актуальными
проблемами теории и методики работы школьной библиотеки; совершенствование
практических умений и навыков работы с библиотечной документацией.
Содержание модуля:
Тема 1. Система знаний, умений, качеств, ценностных ориентаций работника
библиотеки. Профессиональные и квалификационные требования к специалистам
в области информации и библиотечным работникам в информационном обществе.
Специфика работы библиотекаря общеобразовательного учреждения.
Тема 2. Теоретические основы профессиональной деятельности работников
библиотек общеобразовательных учреждений. Библиотека общеобразовательного
учреждения – неотъемлемый компонент педагогической системы образовательного
учреждения. Новые подходы к деятельности школьной библиотеки в условиях
модернизации образования. Модели библиотечной деятельности в общеобразовательных
учреждениях.
Тема 3. Основные направления деятельности библиотеки общеобразовательного
учреждения. Цели, задачи деятельности школьной библиотеки. Обеспечение
ресурсами образовательного процесса. Информационно-библиотечное обслуживание.
Формирование информационной грамотности учащихся. Содействие воспитанию
и развитию школьников. Внедрение новых информационных технологий
Тема 4. Нормативная база библиотеки общеобразовательного учреждения.
Федеральный закон о библиотечном деле. Закон об образовании Российской
Федерации. Закон Псковской области о библиотечном деле и обязательном
бесплатном экземпляре документов. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного
учреждения: Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования
России: От 23.03.2004. № 14-51-70/13.
Тема 5. Документация в библиотеке общеобразовательного учреждения. Локальные
акты. Библиотечная статистика. Планирование и отчетность в школьной
библиотеке. Виды планов. Структура годового плана работы. Содержание
разделов плана. Формы отчетов. Структура отчетов.
Формы контроля знаний: Творческая работа «Нормативная
база моей библиотеки».
Формы представления:
– реферат,
– аннотированный обзор литературы,
– презентация.
Предполагаемые результаты: по освоении материала модуля
слушатели углубят и расширят знания о теоретических аспектах информационно-библиотечной
деятельности; познакомятся с актуальными проблемами теории и методики
работы школьной библиотеки; приобретут и усовершенствуют практические
умения и навыки конструирования библиотечной документации.
Форма обучения – очно-дистанционная
Модуль рассчитан на 18 часов (12 ч. - очная форма,
6 ч. - дистанционная)
Литература:
1. Антипова В.Б. Образовательная функция школьной библиотеки / В.Б.
Антипова // Педагогика. 2008. - № 3. С.34-40.
2. Антипова В.Б. Повышение квалификации в системе непрерывного образования
школьных библиотекарей / В.Б. Антипова // Методист. 2006. - № 8. С.7-12.
3. Баханская Е. Должностная инструкция заведующего библиотекой ОУ /
Е. Баханская, О. Козлова // Библиотека в школе: изд. дом Первое сентября.
- 2006. - № 3. - С. 24-27.
4. Головко С.И. Специалист: образование, компетентность, новаторство:
научно-практическое пособие / С. И. Головко; С.И. Головко. - М.: Либерея-Бибинформ,
2005. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).
5. Громова О.К. Типичные модели школьных библиотек / О. К. Громова.
- М. : Чистые пруды, 2006. - 32с. - (Библиотечка "Первого сентября").
6. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках:
постановление Мин-ва труда и социального развития РФ от 3 февраля 1997
г. №6 // Библиотека и закон. -М., 1997. - С.336
7. Планирование и отчетность в работе школьной библиотеки: методические
рекомендации / М.С. Андреева, Е.В. Баханская, И.В. Дейнеко, Н.В. Маршева.
- М. : Чистые пруды, 2005. - 32 с.: ил. - (Библиотечка "Первого
сентября". Вып. 1, Библиотека в школе).
8. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения:
письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования
России: От 23.03.2004. № 14-51-70/13 // Вестник образования. - 2004.
- № 9. - С.67-78.
9. Современная библиотека образовательного учреждения : пособие для
системы доп. проф. образования. - М. : Федерация Интернет Образования,
2005. - 84 с.
10. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская,
Т.Д. Жукова; под ред. Ю.Н. Столярова. - М. : Школьная библиотека, 2006.
- 448 с.
ИКТ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
Целевая
аудитория – библиотекари школ и учреждений начального профессионального
образования
Цель учебного модуля - содействие внедрению информационно-коммуникационных
технологий в деятельность библиотек общеобразовательных учреждений.
Задачи учебного модуля: знакомство с потенциалом информационно-коммуникационных
технологий в библиотечной деятельности; формирование практических умений
и навыков использования компьютерных и информационных технологий.
Содержание:
Тема 1. Теоретические основы информационной компетентности работника
библиотеки. Информационная компетентность специалиста. Изменение содержания
понятия «информационная компетентность» в условиях информатизации общества.
Компоненты информационной компетентности работника библиотеки. Информационные
ресурсы. Понятие документального потока. Первичный документальный поток.
Структура документального потока. Закономерности функционирования документальных
потоков. Аналитико-синтетическая переработка информации. Свертывание
информации. Вторичный документальный поток. Виды вторичных документов.
Информационные издания. Социально-правовые аспекты информационной деятельности.
Тема 2. Новые технологии современного информационного обслуживания в
библиотеке. Интернет как средство расширения информационно-образовательного
пространства. Навыки информационного поиска в сетях и электронных базах
данных. Информационно-поисковые системы. Каталоги Интернет-ресурсов.
Порталы. Особенности поиска информации в глобальном информационном пространстве.
Методика составления ключевых слов. Анализ и оценка Интернет-ресурсов.
Компьютерные технологии и позиционирование библиотеки. Подготовка презентаций
PowerPoint.
Тема 3. Автоматизация и информатизация библиотечных процессов. Автоматизированные
библиотечные системы. Аналитическая работа по совершенствованию основных
направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных
и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.
Базы данных. Библиографические и реферативные базы данных. Полнотекстовые
базы данных.
Тема 4. Автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК SQL.
Установка и запуск системы. Краткая характеристика модулей программы.
Модуль «Администратор». Модуль «Каталогизация». Модуль «Поиск». Модуль
«Комплектование». Модуль «Абонемент».
Тема 5. Педагогический потенциал информационно-коммуникационных технологий.
Информационные технологии нового поколения: Веб 2.0. Использование технологий
для поощрения чтения. Формы дистанционной работы со школьниками.
Формы контроля знаний:
Презентация «Моя библиотека».
Список информационных ресурсов.
Создание демонстрационной базы данных.
Предполагаемые результаты: по освоении материала модуля
слушатели получат знания о возможностях использования информационно-коммуникационных
технологий для повышения эффективности деятельности библиотеки; познакомятся
с тенденциями развития современных информационных технологий; приобретут
практические умения информационно-поисковой деятельности в Интернете,
умения работы с автоматизированной информационно-библиотечной системой
«Марк-SQL – школьная библиотека»; умения создания компьютерных презентаций.
Форма обучения – очная
Модуль рассчитан на 38 часов
Литература:
1. Алешин Л.И. Безопасность в библиотеке: учебно-методическое пособие.
Вып. 18 / Л. И. Алешин ; Л.И. Алешин. - М: Либерея-бибинформ, 2005.
- 248 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).
2. Алешин Л.И. Использование аудиовидеотехнических средств в библиотеке:
учебно-практическое пособие / Л. И. Алешин. - М. : Либерея, 2004. -
208 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).
3. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые
библиотеками и службами информации предприятий : учебно-практическое
пособие / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. - СПб. : Профессия, 2004. -
304 с.
4. Вохрышева Е.В,. Медиатехнологии - путь в будущее современных библиотек
: учебно-практическое пособие / Е.В. Вохрышева, В.Н. Стрельников. -
М.: Либерея-бибинформ, 2005. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).
5. Земсков А.И. Электронные библиотеки: учебник для вузов / А. И. Земсков,
Я. Л. Шрайберг. - М.: Либерея, 2003. - 352 с.
6. Иванова Е. Вчера. Сегодня. Завтра: Технологии. Инициатива. Творчество
- ТИТанические усилия по модернизации школьной библиотеки. Часть 2.
Информационные технологии в школе и библиотеке / Е. Иванова // Библиотека
в школе: изд. дом Первое сентября. - 2005.- N3,4,5. - С. 2.
7. Информационные технологии для учителя-предметника / М.Ю. Барышникова,
Е.И. Карелова, Б.И. Клецин, Т.А. Шумихина. - М.: ФИО, 2003.
8. Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: учебно-практическое
пособие / Н. А. Коряковцева. - М. : Либерея, 2004. - 136 с. - (Библиотекарь
и время).
9. Левова Л., Ефремов С., Кузина И. Школа «МАРК»: практикум для начинающих
пользователей АИБС «МаркSQL - версия для школьных библиотек» // Библиотека
в школе. - 2005. - № 6 - 8.
10. Романенко В.Н. Сетевой информационный поиск: практическое пособие
/ В. Н. Романенко, Г. В. Никитина. - СПб.: Профессия, 2003. - 288 с.
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Целевая
аудитория – библиотекари школ и учреждений начального профессионального
образования
Цель учебного модуля – совершенствование навыков справочно-библиографической
и информационной работы.
Задачи учебного модуля: знакомство с потенциалом информационно-коммуникационных
технологий в области справочно-библиографической и информационной деятельности;
углубление знаний о тенденциях информационного обслуживания; формирование
практических умений и навыков использования компьютерных и информационных
технологий для совершенствования справочно-библиографической и информационной
работы.
Содержание:
Тема 1. Справочно-библиографическая работа библиотеки. Моделирование
системы информационно-библиографического обслуживания библиотеки. Особенности
справочно-библиографической работы библиотеки общеобразовательного учреждения.
Организация и ведение справочно-библиографического аппарата с учетом
возрастных и профессиональных особенностей читателей. Виды каталогов
в библиотеке общеобразовательного учреждения. Каталог научно-методической
и педагогической литературы. Виды картотек в школьной библиотеке. Фактографические
поисковые системы. Библиографические базы данных.
Тема 2. Информационное обслуживание в библиотеке общеобразовательного
учреждения. Основные направления информационного обслуживания в библиотеке
общеобразовательного учреждения. Особенности информационного обслуживания
учащихся. Новые формы работы с учащимися. Рекомендательные списки литературы.
Особенности справочно-библиографического и информационного обслуживания
педагогов. День кафедры. День специалиста. Подготовка индивидуальной
информации для отдельных преподавателей. Составление библиографических
материалов. Консультационная работа.
Тема 3. Правила библиографического описания документов. Государственные
стандарты системы СИБИД. ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись.
Библиографическое описание». Информационно-библиографическое обслуживание.
Новые формы библиотечного информирования.
Формы контроля знаний: Творческая работа.
Виды творческих работ:
- модель системы информационно-библиографического обслуживания библиотеки;
- план справочно-библиографического и информационного обслуживания педагогов;
- план справочно-библиографического и информационного обслуживания учащихся;
- аннотированный список литературы.
Предполагаемые результаты: по освоении материала модуля
слушатели получат знания о возможностях использования информационно-коммуникационных
технологий для совершенствования справочно-библиографической и информационной
работы библиотеки; познакомятся с новыми правилами описания документов
различных форматов; приобретут практические умения библиографического
описания документов на основе новых стандартов, умения создания информационной
продукции.
Форма обучения – очно-дистанционная
Модуль рассчитан на 14 часов (8 ч. - очная форма, 6
ч. - дистанционная)
Литература:
1. ГОСТ.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание
электронных ресурсов. Общие требования и правила составления //Библиотека
и закон. Вып. 13. М., 2002. С.313.
2. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Общие требования и правила составления. М., 2004.
3. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках:
научно-практическое пособие. М., 1999.
4. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки. Организация,
технология, управление: учебник / Д. Я. Коготков. - СПб.: Профессия,
2004. - 304 с.
5. Пилко И.С. Технологические процессы в библиотечной работе: учебно-методическое
пособие / И.С. Пилко. - М : Либерея-Бибинформ, 2005. - 176 с. - (Библиотекарь
и время. XXI век).
6. Савина И.А. Библиографическое описание документа: семиотический подход:
учебно-методическое пособие. Вып. 4 / И. А. Савина; под ред. Н.Б. Зиновьевой.
- М.: Либерея, 2005. - 88 с. - (Библиотекарь и время).
7. Диомидова Г.Н. Библиографоведение : учебник для средних профессиональных
учебных заведений / Г. Н. Диомидова. - СПб. : Профессия, 2003. - 288
с. - (Библиотека).
8. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация,
технология, управление : учебник / Д. Я. Коготков. - СПб. : Профессия,
2004. - 304 с. - (Библиотека).
9. Савина И.А. Библиографическое описание документа: семиотический подход
: учебно-методическое пособие. Вып. 4 / И. А. Савина ; под ред. Н.Б.
Зиновьевой. - М. : Либерея, 2005. - 88 с. - (Библиотекарь и время).
10. Справочник библиографа / науч. ред.: А.Н. Ванеев, В.А. Минкина.
- 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2003. - 560 с. - (Библиотека).
- ISBN 5-93913-059-3.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Целевая
аудитория – библиотекари школ и учреждений начального профессионального
образования
Цель учебного модуля – содействие формированию потребностей
и способностей проектирования программ и уроков информационной грамотности
как основы информационной компетентности школьников.
Задачи учебного модуля: знакомство с новыми подходами
к организации и конструированию библиотечных уроков; формирование умений
педагогического проектирования при разработке библиотечных уроков и
программа; содействие формированию навыков организации проектного обучения
при формировании информационной грамотности в библиотеке.
Содержание:
Тема 1. Теоретическое обоснование вопросов формирования информационной
грамотности в школьной библиотеке. Понятия «информационная грамотность»,
«информационная компетентность», «информационная культура». Концепция
современного библиотечного урока как урока формирования информационной
грамотности.
Тема 2. Методические основы организации процесса формирования информационной
грамотности в информационном обществе. Подходы к формированию информационной
грамотности учащихся в школьной библиотеке. Программы формирования информационной
грамотности. Дидактические основы организации процесса обучения.
Тема 3. Модели формирования информационной грамотности в школьной библиотеке.
Традиционные и инновационные формы проведения библиотечных уроков. Формы
интеграции занятий по формированию информационной грамотности учащихся
в учебный процесс. Уроки информационной грамотности. Факультативные
занятия. Кружки. Интегрированные уроки.
Тема 4. Обучение процессу информационно-поисковой деятельности. Алгоритм
информационного поиска. Формирование стратегий информационно-поисковой
деятельности. Обучение использованию библиотечных инструментов. Технологии
критического мышления при формировании самостоятельных навыков работы
с информацией. Обучение критическому использованию ресурсов и материалов.
Формы представления информации.
Формы контроля знаний: Творческая работа.
Виды творческих работ:
– аннотированный обзор литературы,
– разработка плана урока информационной грамотности;
– конспект урока информационной грамотности.
Предполагаемые результаты: по освоении материала модуля слушатели получат
знания о новых подходах к организации библиотечных уроков; углубят знания
о дидактических основах организации процесса обучения; познакомятся
с традиционными и нетрадиционными моделями проведения библиотечных уроков;
приобретут практические умения составления программ формирования информационной
грамотности и конструирования библиотечных уроков.
Форма обучения – очная
Модуль рассчитан на 18 часов
Литература:
1. Антипова В.Б. Библиотечный урок в образовательной функции школьной
библиотеки / В.Б. Антипова // Методист. 2005. № 5. – С.39-45.
2. Антипова В.Б. Информационная грамотность: содержание понятия / В.
Б. Антипова // Медиатека и Мир. 2008. № 1.
3. Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков
/ В. Б. Антипова // Школьная библиотека. 2006. № 4. С.32-39.
4. Антипова В.Б. Новые формы оценивания учащихся в процессе организации
и проведения библиотечных уроков / В.Б. Антипова // Современные технологии
оценки качества образования: модульно-рейтинговая система. Материалы
пятой региональной научно-методической конференции (с международным
участием). Псков: ПГПУ, 2006. С.106-108.
5. Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности
в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина и др. 2-е
изд. - М.: Школьная библиотека, 2003.
6. Громова О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной
и детской библиотеке / О. Громова // Библиотека в школе: изд. дом Первое
сентября. - 2006. - № 17 – 21.
7. Дулатова А.Н. Информационная культура личности : учебно-методическое
пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. - М. : Либерея-Бибинформ,
2007. - 176 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).
8. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И.
Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - Изд. 2-е. - СПб. : Альянс Дельта : Речь,
2003. - 192 с. - (Современное образование).
9. Мяэотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические
рекомендации / О.Н. Мяэотс. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.: ил. -
(Библиотечка "Первого сентября". Вып. 2. Библиотека в школе).
10. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных
средств / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 208
с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
РАБОТА
С ФОНДАМИ В БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Целевая
аудитория – библиотекари школ и учреждений начального профессионального
образования
Цель учебного модуля –содействие совершенствованию
работы по обеспечению образовательного процесса информацией и материалами.
Задачи учебного модуля: расширение знаний о путях и методах комплектования
фондов учебной библиотеки; знакомство с нормативной базой, регламентирующей
работу с фондами и учебниками; формирование практических навыков переоценки
фондов, составления документов, обработки литературы.
Содержание:
Тема 1. Пути и методы совершенствования комплектования фондов школьной
библиотеки. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения)
с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. Формирование
библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами.
Тема 2. Нормативные основы работы с фондами в библиотеке. Новая нормативная
документация по работе с фондами. Инструкция об учете библиотечного
фонда. Переоценка фондов. Обработка литературы. Таблицы ББК для детских
и школьных библиотек. Комплектование фонда периодических изданий. Новые
формы работы с периодикой.
Тема 3. Работа с учебниками. Документы, регламентирующие работу школьной
библиотеки по обеспечению учебниками учебного процесса. Формы работы
по сохранности фонда учебников.
Формы контроля знаний: Творческая работа.
Виды творческих работ:
– аннотированный обзор литературы,
– разработка программы обновления фонда.
Предполагаемые результаты: по освоении материала модуля
слушатели получат знания о путях и методах комплектования фондов учебной
библиотеки; познакомятся с новой нормативной базой, регламентирующей
работу с фондами и учебниками; сформируют практически умения переоценки
фондов, составления документов, обработки литературы.
Форма обучения – очно-дистанционная
Модуль рассчитан на 12 часов (6 ч. - очная форма, 6
ч. - дистанционная)
Литература:
1. Долгощекова Т.Н. Проверка фонда библиотеки / Т. Н. Долгощекова. -
М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября").
2. Зуева Е. Учебная литература: права и обязанности школьного библиотекаря
// Первое сентября. - 2003. - № 66. - С. 3.
3. Козлова О. Очередная переоценка библиотечных фондов // Библиотека
в школе. - 2003. - № 9. - С. 43.
4. Лихачева М.Ю. Видеоматериалы в школьной библиотеке / М. Ю. Лихачева
// Школьная библиотека. - 2005. - № 1-2. С.130.
5. Матлина С. Социально-психологические и технологические основы организации
фондов в школьной библиотеке / С. Матлина // Библиотека в школе: изд.
дом Первое сентября. - 2005. - № 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24.
6. Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений:
приказ от 24.08.2000. № 2488 // Вестник образования. - 2000. - №21.
- С.3
7. Петрова Т.А. Библиотечный фонд : учебно-методическое пособие / Т.
А. Петрова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. - 192 с. - (Библиотекарь
и время. XXI век).
8. Пилко И.С. Технологические процессы в библиотечной работе: учебно-методическое
пособие / И. С. Пилко ; И.С. Пилко. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. -
176 с.
9. Плюснина С.И. Работа с периодическими изданиями в библиотеке // Школьная
библиотека. - 2004. - № 2. - С. 14-15.
10. Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной.
- 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Профессия, 2004. - 448 с. - (Библиотека).
- ISBN 5-93913-021-6.
ПООЩРЕНИЕ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Целевая
аудитория – библиотекари школ и учреждений начального профессионального
образования
Цель учебного модуля – содействие формированию потребностей
и способностей организации работы по поощрению чтения детей и подростков
библиотеке.
Задачи учебного модуля: знакомство с проблемами и психологическими
особенностями детского чтения; расширение знаний о способах и формах
изучения читателя-ребенка; формирование практических умений организации
массовых мероприятий.
Содержание:
Тема 1. Детское чтение как педагогическая проблема. Тенденции детского
и юношеского чтения в современной России. Роль чтения в процессе непрерывного
образования и развития личности. Содействие нравственно-эстетическому
воспитанию учащихся через формы работы с книгой. Привлечение к чтению
как основа стимулирования способностей к творчеству и развития познавательной
активности учащихся.
Тема 2. Психология детского чтения. Изучение читателя-ребенка. Формы
и методы работы библиотекаря по изучению читательского спроса, выявлению
проблем детского и юношеского чтения. Анкетирование. Тесты. Анализ чтения.
Индивидуальная работа.
Тема 3. Массовая работа в библиотеке общеобразовательного учреждения.
Интерактивные формы работы с читателями как способ повышения эффективности
деятельности. Уроки внеклассного чтения. Организация клубов и кружков.
Совместная деятельность с другими подразделениями.
Формы контроля знаний: Творческая работа.
Виды творческих работ:
– реферат,
– аннотированный список литературы,
– разработка сценария массового мероприятия.
Предполагаемые результаты: по освоении материала модуля
слушатели познакомятся с проблемами и психологическими особенностями
детского чтения; расширят знания о способах и формах изучения читателя-ребенка;
сформируют практические умения организации массовых мероприятий.
Форма обучения – очно-дистанционная
Модуль рассчитан на 14 часов (8 ч. - очная форма, 6
ч. - дистанционная)
Литература:
1. Неверова Т.А. Краеведческая деятельность библиотек: учебно-методическое
пособие / Т.А. Неверова. - М : Либерея-бибинформ, 2005. - 136 с.
2. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: учеб.-метод. пособие / Г.
К. Олзоева. - М. : Либерея-бибинформ, 2006. - 120 с. - (Библиотекарь
и время. XXI век).
3. Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги в библиотечной работе с детьми.
-М.: Школьная библиотека, 2003.
4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные
проблемы чтения и грамотности / Н. Н. Сметанникова. - М.: Школьная библиотека,
2005. - 512 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря).
5. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. - М.: Школьная
библиотека, 2003.
6. Школа чтения: опыт, теории, размышления: хрестоматия / сост. И.И.
Тихомирова. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 304 с. - (Приложение
к журналу "Школьная библиотека").
7. Школа, где процветает грамотность. School Where Literacy Thrives:
сборник статей / сост. Н.Н. Сметанникова. - М.: Школьная библиотека,
2005. - 112 с.
8. Homo legens: Человек читающий: сборник статей / ред. Б.В. Бирюков.
- М. : Школьная библиотека, 2006. - 320 с. - (Профессиональная библиотека
школьного библиотекаря).
ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕДИАЦЕНТР
Целевая
аудитория – библиотекари школ и учреждений начального профессионального
образования
Цель учебного модуля – содействие формированию потребностей
и способностей внедрения информационных технологий в деятельность библиотекаря.
Задачи учебного модуля: знакомство с целями создания
и функционирования школьных библиотечных медиацентров; формирование
практических умений стратегического планирования, проектирования документации.
Содержание:
Тема 1. Школьный библиотечный медиацентр: цели функционирования. Понятие
школьного библиотечного медиацентра и медиатеки. Место школьного библиотечного
медиацентра в едином информационно-образовательном пространстве школы.
Миссия школьного библиотечного медиацентра. Компоненты эффективного
функционирования центра как целостной информационной системы. Функции
школьного библиотечного медиацентра.
Тема 2. Материально-техническое обеспечение медиацентра. Помещения.
Рабочие зоны. Оборудование. Ресурсы. Традиционные носители информации.
Медиаресурсы. Интернет-ресурсы. Персонал школьного библиотечного медиацентра
и его функциональные обязанности. Заведующий медиацентром. Библиотекарь.
Медиаспециалист- организатор внеурочной деятельности. Координатор сетевой
деятельности. Технический работник.
Тема 3. Организация деятельности медиацентра в школе. Этапы создания
медиацентра. Выбор модели. Проектирование программы развития медиацентра.
Этапы создания медиацентра. Планирование деятельности школьного библиотечного
медиацентра. Оценка и анализ деятельности.
Формы контроля знаний: Творческая работа
Виды творческих работ:
– реферат,
– обзор литературы;
– примерное положение о школьном библиотечном медиацентре;
– должностные обязанности работников школьного библиотечного медиацентра.
Предполагаемые результаты: по освоении материала модуля
слушатели познакомятся с целями создания и функционирования школьных
библиотечных медиацентров; сформируют практические умения стратегического
планирования, проектирования документации по преобразованию школьной
библиотеки в школьный библиотечный медиацентр.
Форма обучения – очная
Модуль рассчитан на 6 часов
Литература:
1. Алешин Л.И. Использование аудиовидеотехнических средств в библиотеке:
учебно-практическое пособие. Вып. 10 / Л. И. Алешин. - М. : Либерея,
2004. - 208 с.
2. Антипова В.Б. Образовательная функция школьного библиотечного медиацентра
/В.Б. Антипова // Медиатека. 2007. № 2. С.22-26; №3. С.22-26.
3. Антипова В.Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности
в школьных библиотечных медиацентрах США / В.Б. Антипова // Школьная
библиотека. 2005. № 1-2. С.124-129.
4. Бобровская Л.Н. Положение о медиатеке межшкольного учебного комбината
/ Л. Н. Бобровская // Практика административной работы в школе. - 2006.
- № 6 - С. 42-44.
5. Брыкова О. Медиацентр в образовательном пространстве школы / О. Брыкова,
Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2005. -
№ 21. - С. 23.
6. Вохрышева Е.В. Медиатехнологии - путь в будущее современных библиотек:
учебно-практическое пособие. Вып. 17 / Е.В. Вохрышева, В.Н. Стрельников.
- М.: Либерея-бибинформ, 2005. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI
век).
7. Громова О.К. Типичные модели школьных библиотек / О. К. Громова.
- М. : Чистые пруды, 2006. - 32с. - (Библиотечка "Первого сентября").
- ISBN 5-9667-0216-0.
8. Иванова Е. Вчера. Сегодня. Завтра. Технологии. Инициатива. Творчество
- ТИТанические усилия по модернизации школьной библиотеки. Часть 2.
Информационные технологии в школе и библиотеке / Е. Иванова // Библиотека
в школе: изд. дом Первое сентября. - 2005.- N3,4,5. - С. 2.
9. Сулукиди Л.В. Создание медиацентра образовательного учреждения /
Л. В. Сулукиди // Справочник руководителя образовательного учреждения.
- 2005. - № 1. - С. 65-71.
10. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения:
методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации
школ. - М.: МО РФ, 2002. - 128 с.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ В БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Целевая
аудитория – библиотекари школ и учреждений начального профессионального
образования
Цель учебного модуля – содействие повышению профессиональной
компетентности слушателей.
Задачи учебного модуля: знакомство с понятием стратегического
планирования, видами библиотечных программ и проектов; формирование
практических умений проектирования программ.
Содержание:
Стратегическое планирование в библиотеке. Виды библиотечных программ.
Концепции. Программы развития библиотеки. Программы развития отдельных
направлений обслуживания читателей. Программы формирования информационной
грамотности. Программы поощрения детского чтения. Проекты. Разработка
массовых мероприятий.
Алгоритм деятельности по разработке и реализации программы. Анализ проблем.
Постановка целей и назначения программы. Определение вида и формы программы.
Постановка задач. Планирование шагов реализации задач. Анализ проделанной
работы на различных этапах деятельности. Разработка механизмов обратной
связи.
Формы контроля знаний: Творческая работа.
Виды творческих работ:
– обзор литературы,
– концепция библиотеки;
– программа развития библиотеки;
– программа формирования информационной грамотности;
– программа поощрения детского чтения;
– разработка массового мероприятия.
Предполагаемые результаты: по освоении материала модуля
слушатели познакомятся с понятием стратегического планирования, видами
библиотечных программ и проектов; освоят практические умения проектирования
программ.
Форма обучения – очно-дистанционная
Модуль рассчитан на 12 часов (6 ч. - очная форма, 6
ч. - дистанционная)
Литература:
2. Аницына Т.М. Как преобразовать школьные библиотеки / Т. М. Аницына
// Директор школы. - 2006. - № 3. - С. 107-108.
3. Библиотечное дело - XXI век: научно-практический сборник. Вып. 1
(11) 2006 / Рос. гос. б-ка. - М., 2006. - 272 с.
4. Збаровская Н. Организационные основы деятельности школьной библиотеки:
Миссия школьной библиотеки // Школьная библиотека. - 2002. - №6. - С.9.
5. Зуева Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде / Е.М.
Зуева // Библиотечное дело - XXI век: научно-практический сборник. -
М., 2003. С.79-114.
6. Концепция развития библиотеки общеобразовательного учреждения: проект
разработан в научно-методическом центре управления образованием центрального
округа Москвы // Библиотека в школе. - 2003. - № 1. - С. 11.
7. Кэролл Ф.Л. Руководство для школьных библиотек: Международная федерация
библиотечных ассоциаций и учреждений //Профессиональные доклады ИФЛА.
№20. - М., 1997.
8. Пилко И.С. Технологический подход к деятельности библиотеки // Школьная
библиотека. - 2003. - № 7. - С.33.
БИБЛИОТЕЧНАЯ
РАБОТА С ДЕТЬМИ ЗА РУБЕЖОМ
Целевая
аудитория – библиотекари школ и учреждений начального профессионального
образования
Цель учебного модуля – содействие повышению профессиональной
компетентности слушателей.
Задачи учебного модуля: знакомство с различными направлениями
деятельности школьных библиотек за рубежом; формирование навыков извлечения
и трансформации прогрессивного опыта.
Содержание:
Современные подходы к деятельности библиотек, работающих с детьми. Основные
функции школьных библиотек. Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о школьных библиотеках.
Роль профессиональных организаций в деятельности библиотек. Доступ к
информации. Программы формирования информационной грамотности. Программы
поощрения чтения.
Формы контроля знаний: Творческая работа.
Виды творческих работ:
– реферат,
– аннотированный обзор литературы,
– аналитическая записка «Положительный опыт работы ... библиотек».
Предполагаемые результаты: по освоении материала модуля
слушатели познакомятся с различными направлениями деятельности зарубежных
школьных библиотек; получат практические навыки извлечения и применения
прогрессивного опыта деятельности.
Форма обучения – очно-дистанционная
Модуль рассчитан на 12 часов (6 ч. - очная форма, 6
ч. - дистанционная)
Литература:
1. Антипова В.Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности
в школьных библиотечных медиацентрах США / В.Б. Антипова // Школьная
библиотека. - 2005. - № 1-2. - С.124-129.
2. Гришина С. О летних программах, центрах чтения и не только...: из
опыта работы зарубежных библиотек / С. Гришина // Школьная библиотека.
- 2005. - № 1-2. С.42.
3. Дэниэл Э. Стандарты для школьных библиотек как зеркало системы образования
/ Э. Дэниэл, В. Антипова // Первое сентября. 2005. № 55. С.4.
4. Жукова Т.Д. Реализация целей образования через школьные библиотеки
/ Т. Д. Жукова, В. П. Чудинова. - М. : Русск. школьн. библ. ассоциация,
2007. - 224 с.
5. Ильина Т. Читаем всей страной: опыт британских коллег в области развития
и поддержки чтения / Т. Ильина // Школьная библиотека. - 2004. - № 4.
- С.24.
6. Мяэотс О. Читаешь? Читаю! Читаем: большое чтение в Великобритании
/ О. Мяэотс // Библиотека в школе. - 2004. - № 11. - С.8-9.
7. Панова Р.З. Неделя юношеского чтения в США: пути активизации чтения
подростков / Р. З. Панова // Школьная библиотека. - 2005. - № 7. С.44.
8. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек: текст и рекомендации
по использованию. – М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.
9. Сукиасян Э.Р. Школьная библиотека в США / Э. Р. Сукиасян // Школьная
библиотека. - 2006. - № 7. - С. 53.
10. Сэтре Т. Руководство ИФЛА/Юнеско для школьных библиотек / Т. Сэтре,
Г. Уилларс // Библиотека в школе. - 2003. - № 17. - С. 11.
на
главную