Российское
образование вступило в 21 век, вооруженное новыми планами, целями
и идеями. В основном, конечно, идеями, но и это здорово. Доказательством
этому служат различные программы информатизации, компьютеризации и
Федеральная программа развития образования.
Главная цель последней– “развитие системы образования в интересах
формирования гармонично развитой, социально-активной, творческой личности…”
(3, 19), а в числе основных целей одно из важных мест занимает “гармоничное
развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования
мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей
жизни”. (3, 19)
Я не случайно выбрала именно эти цели, где ведущими понятиями являются
“социально-активный”, “творческий”, “самообразование”. Дело в том,
что формирование этих понятий невозможно без новых подходов и новых
технологий, многие из которых ориентированы на самостоятельную работу
школьников.
Кроме того, в последнее десятилетие в мире произошла информационная
революция. Высокие темпы развития технологий хранения, переработки
информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном,
региональном уровнях. На первый план выдвинулась проблема доступа
к информации, причем доступа не только физического, но и интеллектуального,
которая является сегодня одной из наиболее актуальных не только в
России, но и в мире.
Проще говоря, личность, которую нам предстоит воспитать, должна не
только иметь возможность получить информацию, но и знать, что с ней
делать и как это делать наиболее эффективно. (В скобках заметим, что
когда мы говорим об информации, мы имеем в виду определение информации
(от лат. Informatio - сведения, разъяснение, изложение) как “сведения
об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах
и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы,
управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы”
(5,8), или как “сведения, передаваемые людьми устным, письменным или
другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств
и т.д.) …” (1, 455).
Между тем, одним из препятствий доступа к информации является низкая
информационная грамотность, или культура, пользователей. Причем термин
“информационная культура” мы используем в широком смысле этого слова,
который подразумевает умение индивидуума ориентироваться и в традиционных,
и в нетрадиционных источниках информации, способность определять,
что такое информация, где ее можно искать и находить, как ее можно
извлекать, обрабатывать и самое главное, как ее можно использовать.
Молодые люди должны уметь найти и применить на практике сведения о
том, какие перспективы продолжения образования они имеют, какую роль
играет план при написании реферата, или, например, чем, конкретно
для них, грозит парниковый эффект и почему важно знать о причинах
сталинских репрессий.
Однако очень часто учащиеся не умеют использовать даже традиционные
источники информации, такие как книга или периодическое издание. Печально
видеть как учащийся 9 класса, получив в руки том энциклопедии, не
знает с какого конца его открыть и как найти там нужный материал.
Ну, а об отличиях качества и достоверности материалов в монографии
(кстати, а что это такое?) или научно-популярном молодежном журнале
говорить не приходится. Этой проблемы для многих не существует. Что
же говорить о так называемых новых информационных технологиях. Основная
масса школьников не знает что такое электронные каталоги и картотеки,
никогда не “посещала” электронных библиотек, а о “всемирной паутине”
слышала разве что с экрана телевизора.
Естественно, что такие выпускники поражают воображение преподавателей
высшей, средней специальной школы и специалистов- библиотекарей (не
школьных). Характерно, что в сложившейся ситуации всю вину те пытаются
возложить на школьную библиотеку. Насколько это правомерно, мы сейчас
говорить не будем, ясно одно – школьная библиотека в этих условиях
является наиболее важным звеном, способным решить проблемы повышения
информационной культуры учащихся. А так как перед современной школой
стоит задача научить детей грамотно детей пользоваться компьютером,
владеть навыками работы с поисковыми информационными системами., то
школьников необходимо учить работать с источниками информации как
на традиционных, так и нетрадиционных носителях, с электронными каталогами
и картотекам
Именно школьным библиотекам принадлежит ключевая роль в развитии у
учащихся представления о поиске информации и выработке у них навыков
обращения и работы с информационными источниками. Поэтому одной из
тенденций современного библиотечного обслуживания в школах и учреждениях
начального профессионального образования должно стать расширение ассортимента
знаний и практических навыков, которые могут приобрести учителя и
ученики.
Главные цели, которые стоят перед сегодняшними библиотеками системы
образования вытекают одна из другой и тесно взаимосвязаны:
· предоставление широкого гарантированного доступа к информации
· максимальное использование потенциала новых информационных технологий
для совершенствования обслуживания пользователей
· формирование и развитие информационной грамотности, культуры учащихся.
Поэтому все большее значение приобретает информационно-библиографическая
работа библиотеки, которая включает в себя несколько направлений:
· ведение справочно-библиографического (или справочно-поискового)
аппарата,
· справочно-информационное обслуживание учащихся и педагогов,
· воспитание у юных читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Каждая школьная библиотека формирует справочно-библиографический аппарат,
который включает в себя алфавитный и систематический каталоги, каталог
научно-методической и педагогической литературы, а также картотеки,
необходимые для информационно -библиографического обеспечения школьной
библиотеки. Количество и тематика картотек зависят от потребностей
данной школы.
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся,
как правило, ведется через организацию работы по оформлению книжных
выставок и выставок - просмотров, библиографические обзоры для учащихся,
составление рекомендательных и информационно-тематических списков
литературы. Справочно-библиографическое обслуживание педагогов предусматривает
проведение Дней информации, Дней кафедры, библиографических обзоров
литературы, обзоров периодической печати, консультаций, составление
информационных списков новых поступлений, подготовка индивидуальной
информации для отдельных кафедр и преподавателей
Наконец, важнейшей частью работы школьной библиотеки является воспитание
информационной культуры учащихся, которое осуществляется через систему
библиотечно-библиографические уроков. В каждой школе должны быть график
и учебная программа таких уроков, где указаны класс, тема, количество
часов.
Исходя из Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения,
сегодняшняя школьная библиотека – это структурное подразделение, которое
реализует в своей деятельности три основные функции – информационную,
культурную и образовательную (См. 4, 48). По данным некоторых исследователей
именно школьная библиотека является основным информационным ресурсом
для большинства учащихся и 64,5% школьных учителей.
Однако нельзя не отметить наличие множества проблем, среди которых
наиболее серьезными и типичными являются:
· практически полное отсутствие комплектования (согласно нашим опросам,
более 70% библиотекарей школ Псковской области считают это самым главным
тормозом в работе);
· большая нагрузка на работников библиотеки, которые работают с различными
возрастными группами учащихся, преподавателями; организуют по сути
дела два фонда: литературы и учебников;
· слабая техническая оснащенность: единицы школьных библиотек могут
похвастаться наличием аудио и видео аппаратуры, а уж о компьютерах,
тем более с CD-ROM, и говорить не приходится;
· отсутствие читальных залов - как правило, имеется в наличии несколько
столов, где читатели могут заниматься;
· недопонимание администрацией роли и места библиотеки в структуре
учебного заведения. Часто директор школы рассматривает библиотеку
как пункт выдачи учебников. (Кстати, это, наверное, самая главная
причина плачевного положения, из которой вытекают и все вышеперечисленные).
В сельской школе, где зачастую отсутствует полная ставка библиотекаря,
эти проблемы усугубляются. Естественно, очень трудно в условиях такого
количества проблем вести разговоры о модернизации, новых подходах
и взглядах на библиотеку. “Между тем, вопросы финансового характера
не так важны, как вопросы, касающиеся самой сути образования. Любое
глубокое изменение в процессе коммуникации, то есть, нашей способности
получать доступ к данным, информации и в конечном итоге к знаниям,
а также в процессах, которые помогают нам делать открытия, изобретения,
учить и учиться, обязательно оказывает сильнейшее воздействие на образование.
Поэтому, давая оценку новой информационной технологии - системе Интернет
- нам нужно принять правильное решение, поскольку ставка высока. Используя
слово Интернет, я имею в виду, что этот краткий термин подразумевает
целый ряд технологий, таких как сети персональных компьютеров, гипертекст
и гипермедиа, Всемирную компьютерную сеть и многое другое” (2).
Каким же образом совместить несовместимое и решить неразрешимое? Как
решить проблемы школьных библиотек и действительно сделать их “школой
обучения обращения с информацией”?
Мне кажется, есть прекрасный выход из положения, который поможет осуществить
прорыв в ситуации со школьными библиотеками и стать первой ступенью
на пути к информатизации образовательного пространства региона. Библиотека
школы прекрасно вписывается в программу информатизации школы, как
наиболее логичное структурное подразделение, особенно на начальных
ее (информатизации) этапах. Это подразделение, призванное изначально
накапливать, хранить и распространять информацию. Мировая практика
показала, что традиционные носители информации великолепно сосуществуют
рядом с нетрадиционными, взаимно развивая и дополняя друг друга. Кстати
сказать, в американской литературе и науке сложился устойчивый термин
“информационное и библиотечное дело”.
“По сути дела, библиотека и Интернет все в большей степени рассматриваются
совместно друг с другом, то есть, обе они предлагают огромное разнообразие
материалов, только в разных форматах -- и в том, и в другом случае,
как студенты, так и преподаватели получают непосредственный доступ
к данным, текстам, изображениям и другим формам информации” (2 )
В последнее время в разных регионах России появляются различные модели
школьных библиотек: образовательный центр, медиатека, медиацентр и
другие. Мне представляется, что все они отражают один подход с небольшими
вариациями к роли и месту библиотеки в школе: библиотека – информационный
центр. Этот подход означает:
· посредничество между информацией и потребителем (между коллективом
школы и мировым информационным пространством), т.е. накопление, распространение,
популяризация различных материалов, предоставление справочной информации;
· помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании
информации, разработка стратегий для тех, кто хочет заниматься самообразованием;
· квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей,
которые помогут им находить и обрабатывать полученную информацию;
· современная справочно-поисковая система, позволяющая оперативно
и полно находить необходимую информацию;
· базы и банки данных по методике и образованию;
· систематическое обучение учащихся использованию новых и традиционных
информационных технологий
Сразу оговоримся, что информационный центр может иметь различное количество
фондов, ставок, техники (в зависимости от возможностей школы), и соответственно
различные цели и задачи.
Такой подход к роли и месту школьной библиотеки позволяет решать многие
важные задачи информационного обеспечения образования. В том числе,
проблемы обеспечения управления образованием достоверной, актуальной
информацией, которая позволит объективно судить о процессах, протекающих
в образовательном пространстве, быть в курсе новых образовательных
стратегий, знать педагогические технологии, а значит, иметь возможность
использовать эффективные приемы и системы управления в своей деятельности,
принимать правильные стратегические решения.
Реально ли создание таких центров в сложившейся ситуации? Мне представляется,
что в условиях, когда в школе один компьютер – это единственное не
только реальное, но и логичное решение, если под информационным центром
подразумевать структурное подразделение, которое действительно собирает,
хранит и предоставляет информацию, необходимую для управления, функционирования
и развития учебного заведения.
Это логично, ибо расширяет ресурсы школьной библиотеки. Это логично,
потому что позволяет использовать эти ресурсы в течение полного рабочего
дня. Это логично, потому что при отсутствии нужной информации на традиционных
носителях, не надо метаться по школе (лицею, гимназии, колледжу и
т.д.) а тут же найти ее в электронных базах данных. Наконец, это логично,
потому что уроки “Основы информационной культуры”, которые необходимо
проводить в каждом классе и которые включают знакомство с новыми информационными
технологиями, можно будет проводить здесь же, в школьной библиотеке.
Создание информационных центров на базе школьных библиотек позволит:
“- повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации
при обслуживании абонентов;
- сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования,
организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);
- расширить номенклатуру оказываемых услуг информационного обеспечения
и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным
предоставлением справочной информации;
- оптимально использовать документальные и информационные ресурсы
как своей библиотеки, так и других организаций, в том числе имеющих
ведомственную, территориальную и государственную принадлежность, в
интересах пользователей;
- повысить комфортность работы пользователей и персонала библиотек;
- удовлетворить потребность учителей и учащихся в специально разработанных
для Интернета новых видах и формах информационных образовательных
средств (для самостоятельной работы по учебным предметам и различным
аспектам воспитательного процесса)…” (6, 5).
Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект данной проблемы.
Преобразование библиотек в информационные центры с активным применением
новых технологий станет основой для создания единого информационного
пространства и поможет решить еще одну задачу, зафиксированную в общих
направлениях развития Федеральной программы развития образования -
"Разработать и поэтапно ввести в действие единую автоматизированную
библиотечную сеть в системе образования. Оптимизировать, укрепить
и развить библиотеки образовательных учреждений и других организаций
системы образования. (Сроки реализации: 2000-2005 гг.)" (3, .54).
Теперь, когда мы с вами убедились, что создание информационных центров
возможно, логично и, в общем-то, является единственным выходом и реальным
решением проблем, можно чуть подробнее остановиться на конкретных
задачах, которые встают перед школьными библиотеками (и администрациями
школ) при реализации плана внедрения новых информационных технологий
в практику работы.
Первое (и возможно, самое важное) – необходимость принять решение.
После этого остаются пустяки: разрабатывается стратегический план
развития библиотеки или программа развития, которая включает:
· анализ и оценку современного состояния библиотеки (с объективной
характеристикой слабых и сильных сторон ее деятельности);
· выделение проблем, которые необходимо решить для совершенствования
работы;
· цели создания новой модели;
· перечень поставленных задач (это и финансовые, и материально-технические,
и кадровые, и методические задачи);
· программа реализации задач (т.е. конкретный план действий).
Самое главное – правильно оценить ситуацию и принять верное решение,
чтобы не оказаться в роли двух жадных медвежат из сказки.
Алгоритм реализации внедрения новой модели может включать в себя:
· - создание электронных каталогов и картотек;
· автоматизация внутрибиблиотечных процессов – составление библиографических
списков литературы, учет фонда, работа с актами, подписка периодики;
· формирование фондов нетрадиционных носителей информации (гибких
дисков, компакт-дисков);
· создание баз данных имеющихся методических разработок и программ;
· обеспечение возможности получения информации с помощью электронной
доставки документов (через Интернет или другие информационные сети);
· получение и распространение информации (библиографической, нормативной
и др.) других информационных учреждений (через сети или компакт-диски
и пр.);
· получение информации от органов управления образованием;
· создание банков программных средств (одна из возможностей пополнения
которых - проектирование компьютерных программ школьниками).
Естественно, при этом подходе большую роль играет не только материально-
техническая база и финансовые задачи, но и правильная кадровая политика.
Роль школьного библиотекаря становится несколько иной. Он должен стать
специалистом в области библиотечных информационных технологий, способным
сотрудничать с учителями (в первую очередь, информатики) в разработке
системного подхода к работе с информацией. Заведующий школьной библиотекой
должен обладать достаточным кругозором, чтобы видеть перспективные
задачи, уметь осуществлять стратегическое планирование, уметь воспринимать
новые знания.
Здесь возникает еще одна проблема – переподготовки кадров. Впрочем,
как раз здесь никакой проблемы нет. Например, центр научно-педагогический
информации Псковского областного института повышения квалификации
работников образования готов проводить курсы и семинары, которые помогут
нынешним библиотекарям стать специалистами в области использования
новых информационных технологий, что при высокой квалификации и творческом
потенциале, которыми те обладают, будет совсем нетрудно. Кстати, в
2001 году мы провели семинар “Работа с электронными каталогами и картотеками
в системе Mark”.В нынешнем году мы провели курсы для школьных библиотекарей
"Новые подходы к работе школьной библиотеки", где одним
из ключевых блоков явилось обучение работе в системе Marc.
Итак, подведем итоги. Что же даст школе превращение библиотеки в информационный
центр?
Не будем опять перечислять преимущества автоматизации и компьютеризации
внутрибиблиотечных процессов.
Самое главное – в школе появляется подразделение, которое способно
организовать и распространять информацию в целях расширения познаний
учащихся и повышения профессионального мастерства педагогов с помощью
внедрения новых, эффективных технологий, которое заинтересовано в
воспитании у учащихся навыков обращения с информационными источниками
Региональная система образования получает готовую платформу для объединения
всех библиотек образовательный учреждений в единый информационный
ресурс и тем самым создает предпосылки для вхождения в российское
и мировое информационное пространство, которое необходимо для обеспечения
гарантированного широкого доступа к информации и для ее (системы образования)
информатизации
Областное совещание по вопросам работы школьных библиотек, которое
прошло в марте этого года, доказывает, что Главное управление образования
при администрации Псковской области понимает важность новых подходов
к работе школьных библиотек, и позволяет надеяться, что в недалеком
будущем все школьные библиотеки нашего региона будут преобразованы
в современные информационные центры.
PS. Когда я готовила этот материал, у меня мелькнула мысль: “Бедные
школьные библиотекари скажут, что вот, мол, еще одна обязанность на
наши плечи ложится!”. Но потом вспомнила курсы повышения квалификации
заведующих школьными библиотеками, живую заинтересованность последних
и их готовность к внедрению новых технологий в практику работы и подумала:
"Да нет, с такими кадрами все у нас получится, только бы директора
школ поняли важность новых подходов и пошли нам навстречу!".
Использованная литература:
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е
изд., перераб и доп.- М., 1998. - С.455.
2. Интернет меняет характер высшего образования: речь президента Н.Руденстайна
на конференции в Гарвардском университете "Интернет и общество"
29 мая 1996 г.// Электронный журнал ЮСИА. URL: http://www.rpo.russian.usia.co.at.
3. Об утверждении Федеральной программы развития образования. Федеральный
закон РФ от 10.04.2000 № 51-Ф3. – Вестник образования. – 2000. - №12.
– С.3-70.
4. 178. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
// Официальные документы в образовании. - 2004. - № 14. - С.53-64.
5. Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват.
Учреждений/Л.З. Шауцукова. – М.: Просвещение, 2000.
6. Яскевич В. Интернет должен участвовать в образовательном процессе
через школьную библиотеку. – Библиотека в школе. – 2001.- №1. – С.5.