Главная ПОИПКРО

 

English version

 

Библиотека

Ресурсы

События

Полезная информация

Информационная грамотность

Школьному библиотекарю

Контакты

 

 

 

 

Библиотека – информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию?

Российское образование вступило в 21 век, вооруженное новыми планами, целями и идеями. В основном, конечно, идеями, но и это здорово. Доказательством этому служат различные программы информатизации, компьютеризации и Федеральная программа развития образования.
Главная цель последней– “развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально-активной, творческой личности…” (3, 19), а в числе основных целей одно из важных мест занимает “гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни”. (3, 19)
Я не случайно выбрала именно эти цели, где ведущими понятиями являются “социально-активный”, “творческий”, “самообразование”. Дело в том, что формирование этих понятий невозможно без новых подходов и новых технологий, многие из которых ориентированы на самостоятельную работу школьников.
Кроме того, в последнее десятилетие в мире произошла информационная революция. Высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. На первый план выдвинулась проблема доступа к информации, причем доступа не только физического, но и интеллектуального, которая является сегодня одной из наиболее актуальных не только в России, но и в мире.
Проще говоря, личность, которую нам предстоит воспитать, должна не только иметь возможность получить информацию, но и знать, что с ней делать и как это делать наиболее эффективно. (В скобках заметим, что когда мы говорим об информации, мы имеем в виду определение информации (от лат. Informatio - сведения, разъяснение, изложение) как “сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы” (5,8), или как “сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) …” (1, 455).
Между тем, одним из препятствий доступа к информации является низкая информационная грамотность, или культура, пользователей. Причем термин “информационная культура” мы используем в широком смысле этого слова, который подразумевает умение индивидуума ориентироваться и в традиционных, и в нетрадиционных источниках информации, способность определять, что такое информация, где ее можно искать и находить, как ее можно извлекать, обрабатывать и самое главное, как ее можно использовать. Молодые люди должны уметь найти и применить на практике сведения о том, какие перспективы продолжения образования они имеют, какую роль играет план при написании реферата, или, например, чем, конкретно для них, грозит парниковый эффект и почему важно знать о причинах сталинских репрессий.
Однако очень часто учащиеся не умеют использовать даже традиционные источники информации, такие как книга или периодическое издание. Печально видеть как учащийся 9 класса, получив в руки том энциклопедии, не знает с какого конца его открыть и как найти там нужный материал. Ну, а об отличиях качества и достоверности материалов в монографии (кстати, а что это такое?) или научно-популярном молодежном журнале говорить не приходится. Этой проблемы для многих не существует. Что же говорить о так называемых новых информационных технологиях. Основная масса школьников не знает что такое электронные каталоги и картотеки, никогда не “посещала” электронных библиотек, а о “всемирной паутине” слышала разве что с экрана телевизора.
Естественно, что такие выпускники поражают воображение преподавателей высшей, средней специальной школы и специалистов- библиотекарей (не школьных). Характерно, что в сложившейся ситуации всю вину те пытаются возложить на школьную библиотеку. Насколько это правомерно, мы сейчас говорить не будем, ясно одно – школьная библиотека в этих условиях является наиболее важным звеном, способным решить проблемы повышения информационной культуры учащихся. А так как перед современной школой стоит задача научить детей грамотно детей пользоваться компьютером, владеть навыками работы с поисковыми информационными системами., то школьников необходимо учить работать с источниками информации как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, с электронными каталогами и картотекам
Именно школьным библиотекам принадлежит ключевая роль в развитии у учащихся представления о поиске информации и выработке у них навыков обращения и работы с информационными источниками. Поэтому одной из тенденций современного библиотечного обслуживания в школах и учреждениях начального профессионального образования должно стать расширение ассортимента знаний и практических навыков, которые могут приобрести учителя и ученики.
Главные цели, которые стоят перед сегодняшними библиотеками системы образования вытекают одна из другой и тесно взаимосвязаны:
· предоставление широкого гарантированного доступа к информации
· максимальное использование потенциала новых информационных технологий для совершенствования обслуживания пользователей
· формирование и развитие информационной грамотности, культуры учащихся.
Поэтому все большее значение приобретает информационно-библиографическая работа библиотеки, которая включает в себя несколько направлений:
· ведение справочно-библиографического (или справочно-поискового) аппарата,
· справочно-информационное обслуживание учащихся и педагогов,
· воспитание у юных читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Каждая школьная библиотека формирует справочно-библиографический аппарат, который включает в себя алфавитный и систематический каталоги, каталог научно-методической и педагогической литературы, а также картотеки, необходимые для информационно -библиографического обеспечения школьной библиотеки. Количество и тематика картотек зависят от потребностей данной школы.
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся, как правило, ведется через организацию работы по оформлению книжных выставок и выставок - просмотров, библиографические обзоры для учащихся, составление рекомендательных и информационно-тематических списков литературы. Справочно-библиографическое обслуживание педагогов предусматривает проведение Дней информации, Дней кафедры, библиографических обзоров литературы, обзоров периодической печати, консультаций, составление информационных списков новых поступлений, подготовка индивидуальной информации для отдельных кафедр и преподавателей
Наконец, важнейшей частью работы школьной библиотеки является воспитание информационной культуры учащихся, которое осуществляется через систему библиотечно-библиографические уроков. В каждой школе должны быть график и учебная программа таких уроков, где указаны класс, тема, количество часов.
Исходя из Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, сегодняшняя школьная библиотека – это структурное подразделение, которое реализует в своей деятельности три основные функции – информационную, культурную и образовательную (См. 4, 48). По данным некоторых исследователей именно школьная библиотека является основным информационным ресурсом для большинства учащихся и 64,5% школьных учителей.
Однако нельзя не отметить наличие множества проблем, среди которых наиболее серьезными и типичными являются:
· практически полное отсутствие комплектования (согласно нашим опросам, более 70% библиотекарей школ Псковской области считают это самым главным тормозом в работе);
· большая нагрузка на работников библиотеки, которые работают с различными возрастными группами учащихся, преподавателями; организуют по сути дела два фонда: литературы и учебников;
· слабая техническая оснащенность: единицы школьных библиотек могут похвастаться наличием аудио и видео аппаратуры, а уж о компьютерах, тем более с CD-ROM, и говорить не приходится;
· отсутствие читальных залов - как правило, имеется в наличии несколько столов, где читатели могут заниматься;
· недопонимание администрацией роли и места библиотеки в структуре учебного заведения. Часто директор школы рассматривает библиотеку как пункт выдачи учебников. (Кстати, это, наверное, самая главная причина плачевного положения, из которой вытекают и все вышеперечисленные).
В сельской школе, где зачастую отсутствует полная ставка библиотекаря, эти проблемы усугубляются. Естественно, очень трудно в условиях такого количества проблем вести разговоры о модернизации, новых подходах и взглядах на библиотеку. “Между тем, вопросы финансового характера не так важны, как вопросы, касающиеся самой сути образования. Любое глубокое изменение в процессе коммуникации, то есть, нашей способности получать доступ к данным, информации и в конечном итоге к знаниям, а также в процессах, которые помогают нам делать открытия, изобретения, учить и учиться, обязательно оказывает сильнейшее воздействие на образование. Поэтому, давая оценку новой информационной технологии - системе Интернет - нам нужно принять правильное решение, поскольку ставка высока. Используя слово Интернет, я имею в виду, что этот краткий термин подразумевает целый ряд технологий, таких как сети персональных компьютеров, гипертекст и гипермедиа, Всемирную компьютерную сеть и многое другое” (2).
Каким же образом совместить несовместимое и решить неразрешимое? Как решить проблемы школьных библиотек и действительно сделать их “школой обучения обращения с информацией”?
Мне кажется, есть прекрасный выход из положения, который поможет осуществить прорыв в ситуации со школьными библиотеками и стать первой ступенью на пути к информатизации образовательного пространства региона. Библиотека школы прекрасно вписывается в программу информатизации школы, как наиболее логичное структурное подразделение, особенно на начальных ее (информатизации) этапах. Это подразделение, призванное изначально накапливать, хранить и распространять информацию. Мировая практика показала, что традиционные носители информации великолепно сосуществуют рядом с нетрадиционными, взаимно развивая и дополняя друг друга. Кстати сказать, в американской литературе и науке сложился устойчивый термин “информационное и библиотечное дело”.
“По сути дела, библиотека и Интернет все в большей степени рассматриваются совместно друг с другом, то есть, обе они предлагают огромное разнообразие материалов, только в разных форматах -- и в том, и в другом случае, как студенты, так и преподаватели получают непосредственный доступ к данным, текстам, изображениям и другим формам информации” (2 )
В последнее время в разных регионах России появляются различные модели школьных библиотек: образовательный центр, медиатека, медиацентр и другие. Мне представляется, что все они отражают один подход с небольшими вариациями к роли и месту библиотеки в школе: библиотека – информационный центр. Этот подход означает:
· посредничество между информацией и потребителем (между коллективом школы и мировым информационным пространством), т.е. накопление, распространение, популяризация различных материалов, предоставление справочной информации;
· помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации, разработка стратегий для тех, кто хочет заниматься самообразованием;
· квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей, которые помогут им находить и обрабатывать полученную информацию;
· современная справочно-поисковая система, позволяющая оперативно и полно находить необходимую информацию;
· базы и банки данных по методике и образованию;
· систематическое обучение учащихся использованию новых и традиционных информационных технологий
Сразу оговоримся, что информационный центр может иметь различное количество фондов, ставок, техники (в зависимости от возможностей школы), и соответственно различные цели и задачи.
Такой подход к роли и месту школьной библиотеки позволяет решать многие важные задачи информационного обеспечения образования. В том числе, проблемы обеспечения управления образованием достоверной, актуальной информацией, которая позволит объективно судить о процессах, протекающих в образовательном пространстве, быть в курсе новых образовательных стратегий, знать педагогические технологии, а значит, иметь возможность использовать эффективные приемы и системы управления в своей деятельности, принимать правильные стратегические решения.
Реально ли создание таких центров в сложившейся ситуации? Мне представляется, что в условиях, когда в школе один компьютер – это единственное не только реальное, но и логичное решение, если под информационным центром подразумевать структурное подразделение, которое действительно собирает, хранит и предоставляет информацию, необходимую для управления, функционирования и развития учебного заведения.
Это логично, ибо расширяет ресурсы школьной библиотеки. Это логично, потому что позволяет использовать эти ресурсы в течение полного рабочего дня. Это логично, потому что при отсутствии нужной информации на традиционных носителях, не надо метаться по школе (лицею, гимназии, колледжу и т.д.) а тут же найти ее в электронных базах данных. Наконец, это логично, потому что уроки “Основы информационной культуры”, которые необходимо проводить в каждом классе и которые включают знакомство с новыми информационными технологиями, можно будет проводить здесь же, в школьной библиотеке.
Создание информационных центров на базе школьных библиотек позволит:
“- повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации при обслуживании абонентов;
- сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);
- расширить номенклатуру оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;
- оптимально использовать документальные и информационные ресурсы как своей библиотеки, так и других организаций, в том числе имеющих ведомственную, территориальную и государственную принадлежность, в интересах пользователей;
- повысить комфортность работы пользователей и персонала библиотек;
- удовлетворить потребность учителей и учащихся в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств (для самостоятельной работы по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса)…” (6, 5).
Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект данной проблемы. Преобразование библиотек в информационные центры с активным применением новых технологий станет основой для создания единого информационного пространства и поможет решить еще одну задачу, зафиксированную в общих направлениях развития Федеральной программы развития образования - "Разработать и поэтапно ввести в действие единую автоматизированную библиотечную сеть в системе образования. Оптимизировать, укрепить и развить библиотеки образовательных учреждений и других организаций системы образования. (Сроки реализации: 2000-2005 гг.)" (3, .54).
Теперь, когда мы с вами убедились, что создание информационных центров возможно, логично и, в общем-то, является единственным выходом и реальным решением проблем, можно чуть подробнее остановиться на конкретных задачах, которые встают перед школьными библиотеками (и администрациями школ) при реализации плана внедрения новых информационных технологий в практику работы.
Первое (и возможно, самое важное) – необходимость принять решение. После этого остаются пустяки: разрабатывается стратегический план развития библиотеки или программа развития, которая включает:
· анализ и оценку современного состояния библиотеки (с объективной характеристикой слабых и сильных сторон ее деятельности);
· выделение проблем, которые необходимо решить для совершенствования работы;
· цели создания новой модели;
· перечень поставленных задач (это и финансовые, и материально-технические, и кадровые, и методические задачи);
· программа реализации задач (т.е. конкретный план действий).
Самое главное – правильно оценить ситуацию и принять верное решение, чтобы не оказаться в роли двух жадных медвежат из сказки.
Алгоритм реализации внедрения новой модели может включать в себя:
· - создание электронных каталогов и картотек;
· автоматизация внутрибиблиотечных процессов – составление библиографических списков литературы, учет фонда, работа с актами, подписка периодики;
· формирование фондов нетрадиционных носителей информации (гибких дисков, компакт-дисков);
· создание баз данных имеющихся методических разработок и программ;
· обеспечение возможности получения информации с помощью электронной доставки документов (через Интернет или другие информационные сети);
· получение и распространение информации (библиографической, нормативной и др.) других информационных учреждений (через сети или компакт-диски и пр.);
· получение информации от органов управления образованием;
· создание банков программных средств (одна из возможностей пополнения которых - проектирование компьютерных программ школьниками).
Естественно, при этом подходе большую роль играет не только материально- техническая база и финансовые задачи, но и правильная кадровая политика. Роль школьного библиотекаря становится несколько иной. Он должен стать специалистом в области библиотечных информационных технологий, способным сотрудничать с учителями (в первую очередь, информатики) в разработке системного подхода к работе с информацией. Заведующий школьной библиотекой должен обладать достаточным кругозором, чтобы видеть перспективные задачи, уметь осуществлять стратегическое планирование, уметь воспринимать новые знания.
Здесь возникает еще одна проблема – переподготовки кадров. Впрочем, как раз здесь никакой проблемы нет. Например, центр научно-педагогический информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования готов проводить курсы и семинары, которые помогут нынешним библиотекарям стать специалистами в области использования новых информационных технологий, что при высокой квалификации и творческом потенциале, которыми те обладают, будет совсем нетрудно. Кстати, в 2001 году мы провели семинар “Работа с электронными каталогами и картотеками в системе Mark”.В нынешнем году мы провели курсы для школьных библиотекарей "Новые подходы к работе школьной библиотеки", где одним из ключевых блоков явилось обучение работе в системе Marc.
Итак, подведем итоги. Что же даст школе превращение библиотеки в информационный центр?
Не будем опять перечислять преимущества автоматизации и компьютеризации внутрибиблиотечных процессов.
Самое главное – в школе появляется подразделение, которое способно организовать и распространять информацию в целях расширения познаний учащихся и повышения профессионального мастерства педагогов с помощью внедрения новых, эффективных технологий, которое заинтересовано в воспитании у учащихся навыков обращения с информационными источниками
Региональная система образования получает готовую платформу для объединения всех библиотек образовательный учреждений в единый информационный ресурс и тем самым создает предпосылки для вхождения в российское и мировое информационное пространство, которое необходимо для обеспечения гарантированного широкого доступа к информации и для ее (системы образования) информатизации
Областное совещание по вопросам работы школьных библиотек, которое прошло в марте этого года, доказывает, что Главное управление образования при администрации Псковской области понимает важность новых подходов к работе школьных библиотек, и позволяет надеяться, что в недалеком будущем все школьные библиотеки нашего региона будут преобразованы в современные информационные центры.
PS. Когда я готовила этот материал, у меня мелькнула мысль: “Бедные школьные библиотекари скажут, что вот, мол, еще одна обязанность на наши плечи ложится!”. Но потом вспомнила курсы повышения квалификации заведующих школьными библиотеками, живую заинтересованность последних и их готовность к внедрению новых технологий в практику работы и подумала: "Да нет, с такими кадрами все у нас получится, только бы директора школ поняли важность новых подходов и пошли нам навстречу!".
Использованная литература:
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб и доп.- М., 1998. - С.455.
2. Интернет меняет характер высшего образования: речь президента Н.Руденстайна на конференции в Гарвардском университете "Интернет и общество" 29 мая 1996 г.// Электронный журнал ЮСИА. URL: http://www.rpo.russian.usia.co.at.
3. Об утверждении Федеральной программы развития образования. Федеральный закон РФ от 10.04.2000 № 51-Ф3. – Вестник образования. – 2000. - №12. – С.3-70.
4. 178. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения // Официальные документы в образовании. - 2004. - № 14. - С.53-64.
5. Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/Л.З. Шауцукова. – М.: Просвещение, 2000.
6. Яскевич В. Интернет должен участвовать в образовательном процессе через школьную библиотеку. – Библиотека в школе. – 2001.- №1. – С.5.

В.Б. Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО

на главную

 

ГНПБ им. Ушинского

 

РНБ

 

РГБ

 

ПОУНБ

 
©Библиотека ПОИПКРО 2004-2006