Методическое письмо
«О преподавании учебного предмета «Русский язык»
в 2012- 2013 учебном году в образовательных учреждениях
Псковской области,
реализующих программы общего образования»

Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях Псковской области в 2012- 2013 учебном году должен осуществляться в соответствии с изменениями в федеральном базисном учебном плане (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
1. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Изменения, внесенные в Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, предусматривают обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в следующем объеме: в V классе – 105 ч, в VI классе – 105 ч, в VII классе – 105 ч, в VIII классе – 105 ч, в IX – 70 ч.
Обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования, ориентированном на следующее количество часов: в X классе – 35 часов, в XI классе – 35 часов. Изучение русского языка на профильном уровне на ступени среднего (полного) общего образования должно осуществляться в объеме не менее 210 часов (суммарно). Все изменения в ФБУП можно узнать на сайте: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m889.html.

Таблица 1 Распределение количества часов на изучение русского языка в 2012-2013 учебном году.

Уровень и количество часов программы Классы
5 6 7 8 9 10 11
Базовый 3* 3* 3* 3 2 1* 1*
Профильный
Гуманитарный 3 3
Филологический 3 3
* Рекомендуем усилить преподавание русского языка в 5-7 классах и 10-11 классах часами из школьного компонента (по 1 часу в неделю).

Реализация новых, современных образовательных программ по русскому языку и высокие требования к итоговой аттестации учащихся: новые формы проведения итоговой аттестации по русскому языку в 9-ом классе и ЕГЭ в 11 классе — предполагают восполнение утраченных часов Федерального базисного учебного плана. Поэтому выделение часов из школьного компонента на преподавание русского языка считаем целесообразным.
Согласно приказу ГУО Псковской области часы регионального компонента Федерального базисного учебного плана будут распределены следующим образом:
Таблица 2
Классы Учебные предметы
5-дневная рабочая неделя
V Русский язык или Псковское пушкиноведение – 1 час
VI Русский язык или Псковское пушкиноведение – 1 час
VII Русский язык или Псковское пушкиноведение – 1 час
VIII Русский язык или Псковское пушкиноведение – 1 час
IX Русский язык или Псковское пушкиноведение – 1 час
Предпрофильная подготовка за счет часов кружковой работы и школьного компонента
6-дневная рабочая неделя (гимназии, лицеи)
V Русский язык – 1 час
Псковское пушкиноведение – 1 час
VI Русский язык – 1 час
Псковское пушкиноведение – 1 час
VII Русский язык – 1 час
Псковское пушкиноведение – 1 час
VIII Русский язык – 1 час
Псковское пушкиноведение – 1 час
IX Русский язык – 1 час
Псковское пушкиноведение – 1 час
Предпрофильная подготовка за счет часов кружковой работы и школьного компонента

Изменения в преподавании русского языка в X и XI классах произойдут за счет уменьшения часов школьного компонента. Рекомендовано на ступени среднего (полного) общего образования часы регионального компонента использовать для организации профильного обучения.

2. Рекомендации по использованию учебников
Основная школа
Все учебники, имеющие гриф МОН РФ, внесенные в Федеральный перечень учебников, соответствуют требованиям действующего государственного образовательного стандарта. С Федеральным перечнем учебников можно также познакомиться по адресу: http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html
По-прежнему к использованию по русскому языку в 5-9 классах рекомендованы следующие УМК и программы:
— «Русский язык»: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы»(Издательство «Просвещение»)
— «Русский язык» под ред. В.В. Бабайцевой (Издательство «Дрофа»)
— «Русский язык»: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов (Издательство «Дрофа»)

Однако в свете новых требований к содержанию образования, реализации системно-деятельностного подхода в обучении учитель должен ориентироваться на современные УМК.
2.1 Учебно-методический комплект по русскому языку под ред. С.И.Львовой полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи:
 утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
 ориентацию на планируемые результаты обучения;
 усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;
 реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;
 формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;
 реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей.
Все задания предполагают эффективную подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
Учебник С. И. Львовой, В. В. Львова содержит упражнение под рубрикой «Сочинение-миниатюра». Форма высказывания малой формы направлена на развитие умения использовать единицы языка в речи и стройно, логично, аргументированно излагать свои мысли. Предлагаемые в учебнике задания требуют от учащихся объяснить сущность языковых явлений, сопоставить изучаемое явление с другим, обобщить знания по теме. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений. Для основной школы (5-9 кл.) линия завершена. В УМК входят программа для 5-11 кл., программы элективных курсов методические рекомендации для учителя (5, 6, 7 классы), пособия для учащихся и учителей, контрольные и проверочные работы, рабочие тетради, сборники диктантов. На использование данного учебника можно переходить после различных УМК, используемых в начальной школе.
2.2. При условии использования в начальной школе УМК образовательной системы «Школа 2100» (программа под ред. Р. Н. и Е. В. Бунеевых ), в основной школе рекомендуется использовать УМК этих же авторов. Учебники соответствуют требованиям ФГОС, линия завершена (5-11 классы), имеются самостоятельные и проверочные работы (5-9 кл.,) дидактический материал (5-9 кл.), сборники диктантов для 5-7 и 8-9 классов. Работа по данному УМК предполагает использование технологий проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов.
2.3 Новая линия учебников русского языка представлена УМК под ред. акад. РАО Г. Г. Граник. В учебниках реализована идея беседы (диалога-полилога) с учащимися. Курс построен на текстовой основе. Решается задача обучения пониманию учебного и художественного текстов. Но линия не завершена (изданы учебники для 5-7 классов), поэтому УМК находится в перечне допущенных учебников. Авторы планируют линию завершить.
2.4. УМК под ред. Панова М.В в целом соответствует требованиям ФГОС. Все элементы действующих ФГОС включены, обеспечена преемственность с начальной школой. Систематический курс УМК под ред. М.В. Панова строится в основном линейно: в 5 классе изучается лексика, фонетика и морфемика (есть также пропедевтический курс синтаксиса), в 6 и 7 классах – словообразование и морфология, в 8 и 9 классах – синтаксис. В сравнении с аналогичными учебными изданиями других авторов (традиционная линия учебников русского языка Ладыженской Т.А, Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др., УМК под ред. М.М. Разумовской) УМК под ред. М.В. Панова выигрывает, прежде всего, научным подходом к изучению языка. Способ подачи теоретического материала, его содержание и разнообразные упражнения нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы, побуждают обратиться к истории языка, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей. Хорошие возможности открывает новый учебник и для развития логического мышления учащихся, формируя доступные в данном возрасте навыки лингвистического анализа. Рубрика «Рассказы о лингвистах» расширяет кругозор детей, предоставляет возможность работать с текстами публицистического стиля.
Среднее (полное) общее образование
Основной идеей для базового уровня старшей школы является предъявление русского языка во всем многообразии его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как системы, реализующейся в речи. Приоритетной становится задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников ситуациях учебно-научного и делового общения. Базой для формирования соответствующих умений становятся знания языковых норм и их разновидностей. Особое внимание уделяется целенаправленному развитию таких умений и навыков, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности выпускников: навыки различных видов чтения учебно-научных текстов, в том числе по избранному профилю; написание рефератов, тезисов, докладов; навыки создания собственных текстов, составление различных деловых бумаг, умения выступать публично.
Для профильного уровня старшей школы обучение включает в себя содержание базового уровня. Помимо этого предусматривается углубление и систематизация знаний о лингвистике как науке, расширяются сведения о ее связях с другими науками при максимальном использовании текстов художественной литературы для характеристики образных средств языка, а также для раскрытия исторической изменчивости русского языка, его норм и правил. Совершенствуются умения анализировать языковые и речевые факты с учетом их различных научных интерпретаций.

В зависимости от целей и задач на ступени среднего (полного) общего образования сегодня можно пользоваться разными учебниками русского языка, рассчитанными на работу на базовом, базовом и профильном, профильном уровнях. При этом важно сохранить общую логику курса, преемственность обучения русскому языку между основной и старшей школой. Имеющиеся УМК позволяют реализовать тему преемственности в полной мере.
Среднее общее (полное) образование
В 10-11 классах как профильного, так и базового уровня предлагается использовать следующие УМК:
1)А.И. Власенков , Л.М.Рыбченкова Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. М.: «Просвещение».
2) Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие. (со 2-го издания)М.: «Русское слово»
3)В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешков Русский язык .»Просвещение»

Для углубленного уровня:

1) Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. Углубленный курс. .Дрофа
2) Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. Просвещение
Среди новых изданий для 10-11 классов интерес представляет учебник «Русский язык» под ред. Г. Ф. Хлебинской, который содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. В нем особое внимание уделено работе с текстом, подробно рассматриваются функциональные стили речи. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового, игрового характера.

3. О подготовке к итоговой аттестации в 9-х, 11-х классах.
Все документы, регулирующие проведение итоговой аттестации по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ (www.fipi.ru) и Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru). Готовя обучающихся к экзамену в новой форме, рекомендуется использовать результаты Государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2010 году (см. www.fipi.ru: аналитический отчет ФИПИ 2010 года (ГИА-9); методическое письмо «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2010 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях»).
Подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации должна быть системным завершением многолетней работы по повторению и обобщению ранее изученного.
Рекомендуем обратить внимание учителей русского языка и литературы на совершенствование преподавания русского языка – преодоление репродуктивного характера преподавания, формирование общеучебных умений:
 усилить коммуникативную направленность в преподавании русского языка;
 работать над формированием аналитических умений в курсе русского языка, использовать разные виды разбора для формирования осмысленной и прочной орфографической и пунктуационной практической грамотности; предлагать учащимся задания исследовательского характера;
 придерживаться принципа текстоориентированного обучения русскому языку для развития речевых умений; использовать для этого задания творческого характера;
 применять критериальный подход к оценке работ учащихся;
 проводить систематическую работу по освоению учащимися филологической терминологии (специальной лексики);
 осуществлять индивидуальную работу с учащимися, вести преподавание с учетом возрастных и личностных особенностей;
 учитывать принципы преемственности в программах и методах преподавания у преподавателей начальной и средней школ.

 

Методическое письмо
«О преподавании учебного предмета «Литература»
в 2012- 2013 учебном году в образовательных учреждениях
Псковской области,
реализующих программы общего образования»

Литература в школе изучается прежде всего как искусство слова, воплощающее духовный опыт народа, составляющее основу национальной культуры. В курсе литературы центральное место занимает русская литература, которая выражает духовные ценности не только русского, но и других народов, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Распределение учебного материала по двум ступеням общего образования соответствует принципу возрастающей сложности.
Учащиеся 10-х и 11-х классов получают возможность осваивать учебную дисциплину “Литература” на общеобразовательном или профильном уровне. Базовый уровень изучения литературы предполагает знакомство учащихся с наиболее общими, фундаментальными основами предмета, однако изучение литературы на этом уровне сохраняет традиционную основу курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа. Профильный уровень изучения литературы предполагает овладение учащимися основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечивает преемственность ступеней образования (школа — вуз гуманитарного профиля), т.е. способствует успешной подготовке к профессиональной деятельности в гуманитарной области.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме: в V классе – 70 ч, в VI классе – 70 ч, в VII классе – 70 ч, в VIII классе – 70 ч, в IX – 105 ч.
210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): в X-XI классах по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);
350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень: социально-гуманитарный; филологический): в X-XI классах по 175 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю) .
Федеральный базисный учебный план позволяет при разработке учебных планов конкретного образовательного учреждения увеличивать количество часов на изучение курса литературы.

Таблица 3 Распределение количества часов на изучение литературы в 2011-2012 учебном году выделяется:

Уровень и количество часов программы Классы
5 6 7 8 9 10 11
Базовый 2 2 2 2 3 3 3
Профильный
Гуманитарный 5 5
Филологический 5 5
Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебниках, рекомендованных МО РФ.
С Федеральным перечнем учебников по литературе можно также познакомиться по адресу: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/

Краткий перечень УМК по литературе
Традиционные линии УМК в 5-9 классах (все линии завершены):
– УМК под ред. Коровиной В.Я. (Полухин В.П., Журавлев В.П.) (М: «Просвещение»)
– УМК под ред. Курдюмовой Т.Ф. (М.: «Дрофа»)
– УМК под ред. Кутузова А.Г. (М.: «Дрофа»)

– УМК под ред. Маранцман В.Г. (М.: «Просвещение»)
– УМК под ред. Г.И. Беленького (М.: «Мнемозина»)

Традиционные линии УМК в 10-11 классах (все линии завершены):

– УМК: Архангельский А.Н. (10 кл.) и Агеносов В.В. (11 кл.) (М.: «Дрофа»)
– УМК: Ионин Г.Н., Скатов Н.Н.(10-11 кл.) (М.: «Мнемозина»)
– УМК: Сахаров В.И., Зинин С.А., Чалмаев В.А. (10-11 класс) (М.: «Мнемозина»)

– УМК: Лебедев Ю.В. (базовый и профильный)-10 кл. и УМК под ред. ЖуравлеваВ.П. 11 класс. (М.: «Просвещение»)
– Продолжение линий УМК 5-9 классов — УМК: Коровин В.И.(базовый и профильный уровень) 10 класс; УМК под ред. Курдюмовой Т.Ф. 9-10 класс.

Новые УМК по литературе 5-9 классы:
– УМК: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (ОС «Школа 2100») (М.: «Баласс»)
– УМК: Ладыгин М.Б., Нефедова Н.А. (М.: «Дрофа»)
– УМК под ред. Ланина Б.А. (М.:Вентана-граф»)
– УМК под ред. Меркина Г.С. (М.: «Русское слово»)
– УМК: Москвин Г.В. Пуряева Н.Н. (М.:Вентана-граф»)
– УМК: Гулин А.В., Романова А.Н. (5-6 класс) (М.: «Русское слово»)
– УМК: Кац Э.Э., Карнаух Н.Л. (5-7 класс) (М.: «Астрель»)
– УМК под ред. Кубасовой О.В. (5-7 класс) (М.: «Ассоциация ХХI век»)
– УМК под ред. Сухих И.Н. (5-7 класс) (М.: «Акадения»)
– УМК: Свиридова В.Ю. 5-6 класс (М.:Издательский дом «Федоров»)
– УМК: Чертов В.Ф., Трубина Л.а. и др. (5-8 класс) (М: «Просвещение»)
Новые УМК по литературе 10-11 класс:

– УМК: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (ОС «Школа 2100») (М.: «Баласс»)
– УМК: Голубков М.М.(под ред. БеленькогоГ.И.) (М.: «Мнемозина»)
– УМК: Бикулова И.А., Лейфман И.М. (профильный) (М.: «Русское слово»)
– УМК: Сухих И.Н. (базовый) (М.: «Академия»)

Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание регионального компонента литературного образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.
Распределение часов регионального компонента представлено выше, в таблице № 2.
Методическое обеспечение курса «Псковское Пушкиноведение»:
– Программа курса «Псковское пушкиноведение» (для 1-11 классов);
– Сборник методических материалов к разделу «Дополнительное образование» программы курса «Псковское пушкиноведение»;
– Сборник методических материалов «Пушкинские уроки» по программе курса «Псковское пушкиноведение» (для 5-11 классов общеобразовательной школы);
– Сборник методических материалов по программе курса «Псковское пушкиноведение» (для 1-4 классов общеобразовательной школы) — в стадии разработки.

Источники:

1. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с. – (Современное образование).
2. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/ Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год.
3. http://www.fcpro.ru/doc/conc-fcpro.pdf (Целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.)
Методист по русскому языку и литературе
центра инновационных образовательных
технологий ПОИПКРО М.В. Васильева

 

 

70 queries in 0,759 seconds.