Цель. В ходе занятия с помощью игр и упражнений  познакомить детей с потенциальными рисками и угрозами, которые могут встретиться в Интернете, совместно выработать правила безопасного поведения в Сети, что будет способствовать формированию навыков реагирования на опасности в интернет-пространстве.

Ход занятия:

  1. Упражнение «ВСЕ НА БОРТ»

Цель: создать атмосферу, благоприятствующую общению детей, сформировать чувство общности, атмосферу сотрудничества и поддержки.

Задача участников: уместиться всей командой (обязательное условие) на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Для безопасного проведения можно использовать газету или листы А4, разложенные на полу и постепенно их убирать на каждом последующем этапе.

  1. Упражнение «ЛАЙК/ДИЗЛАЙК»

Цель: погружение в проблему обсуждения, актуализация опыта учащихся.

Вам буду озвучены утверждения, а вам нужно будет поставить им «лайк» (если согласны) или «дизлайк» (не согласны):

— мне помогает интернет в обучении

— постоянно зависать в гаджетах это круто

— я могу ругаться матом в сети

— перехожу по любым ссылкам

— я могу оскорблять людей в сети

— иметь несколько страниц в одной социальной сети это нормально

— нужно быть зарегистрированным во всевозможных социальных сетях

— снимать других и выкладывать можно и нужно

— ставлю лайки всем своим друзьям

— участвую во всех конкурсах, без разбора

— перевожу деньги друзьям, если они пишут мне об этом с просьбой

— делаю покупки через интернет

— описываю и рассказываю на своей страничке каждый свой шаг в жизни

— могу просидеть в гаджете до 2 ночи

 

Вопрос на актуализацию: Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?

 

Упражнение «ЧАТ»

Цель: выявить представления детей о возможных угрозах и опасностях, связанных с общением в сети Интернет.

Давайте сейчас в наш воображаемый чат напишем, какие опасности могут нас подстерегать в Сети?

(Заслушиваются и записываются на доске ответы ребят: нежелательные контакты; ненужные покупки; ложная информация; информация, не соответствующая возрасту; заражение вирусами; нападки и грубость в социальных сетях; формирование интернет-зависимости и др.)

 

  1. Игра «ВИРУСЫ»

Цель игры: эмоциональная разрядка, снятие напряжения.

Вспомогательные материалы: Листы А4 двух цветов и лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

Инструкция: листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например: вирусы, спам, зараженные файлы. Снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 м. В руках каждой команды снежки двух цветов, которые они по команде ведущего бросают другой команде.

Задача: как можно быстрее закидать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все «опасные» снежки и сохранять у себя все «безопасные». Ведущий засекает 10 секунд и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.

  1. Дискуссия «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ»

Цель: выработка правил поведения в интернете с опорой на представления учащихся, на их языковой контекст.

(Являются примерными и дорабатываются в ходе обсуждения самими учащимися. Те, которые одобряются всеми, записываются на доске).

 — Посещайте только те сайты, которые соответствуют вашему возрасту;

— Не сообщайте о себе никакой личной информации: свое имя, номер телефона, адрес проживания или номер школы, пароли или номера пластиковых карт, любимые места отдыха и пр.;

— Придумайте и используйте нейтральное имя, не выдающее ваших персональных данных;

— Используйте при работе на компьютере пароли и фильтры;

— Не допускайте в интернете агрессии в свой адрес, блокируйте виртуальных преследователей;

— Не добавляйте незнакомых людей в свои контакты, не доверяйте незнакомым людям; помните, что виртуальные друзья могут быть не теми, за кого себя выдают;

— Никогда не соглашайтесь на личные встречи с людьми, с которыми познакомились в Интернете – это может быть опасно; также не высылай никому свои фотографии без согласия на то своих родителей;

— Прекращайте любые контакты с людьми, которые кажутся вам подозрительными, и немедленно сообщайте об этом родителям;

— Соблюдайте культуру поведения и виртуальный этикет, уважайте других людей в интернет-пространстве, не привлекайте к себе негативного внимания

 

После того как вы прошли краткий курс «Кибердозора»,  вы можете получить значки и наклейки!

Во-первых, они очень красивые и стильные.

Во-вторых, на них спрятана важная информация.  Отсканировав QR-код, вы сможете обратиться ко многим сайтам, где расположена интересная и полезная информация для вас.

 На одном из сайтов вы сможете пройти тест и выяснить, насколько вы являетесь знатоком интернета.

На другом — есть видео, которые на практике демонстрируют особенности работы в открытом пространстве.

Также там указаны сайты, на которых есть возможность получить бесплатную и анонимную онлайн-помощь.

 

Теперь вы настоящие члены Кибердозора и сможете помочь другим ребятам избежать опасностей, связанных с интернетом!

  

Использованные материалы

  1. Горбунова Л.Н. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. — М.: Солон-Пресс, 2010. — 176 с.: ил.
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Департамент государственной политики в сфере общего образования. Письмо от 14 мая 2018 г. № 08-1184 “О направлении информации «Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организацийи органов, осуществляющих управление в сфере образования информации о безопасном поведении и использовании сети “интернет”.
  3. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ Авт.-сост. Т.А. Шишковец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2007. — 336 с.
  4. Психодиагностика девиантного поведения подростков в интернете [Электронный ресурс]. URL: — http://resurs-yar.ru/files/slujba/vkonf2019/6.pdf
  5. Менделевич В.Д. Психология и психопатология девиантного поведения в Интернет-пространстве. 2019. [Электронный ресурс]. URL:  —http://resurs-yar.ru/files/slujba/vkonf2019/15.pdf
59 queries in 0,164 seconds.