_________________________________________________________________________________________________________

 

Анализ проведённых мероприятий в 1-ой половине 2019 года

В первом полугодии 2019 года Центром практической психологии были проведены:

Учебное мероприятие (1) по теме «Распознавание фактов жестокого обращения с ребенком или насилия со стороны взрослых, детей» в ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Пскова» для специалистов учреждений социальной защиты Псковской области.

Семинары (2) в рамках внедрения в учебный процесс образовательных организаций результатов разработки научно-методических проектов ПОИПКРО, распространение инновационного педагогического опыта проведены:

— «Медиация в практике работы образовательной организации»

— «Оценка деятельности педагога-психолога в  условиях профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”»

Выездные мероприятия (2):

— семинара по теме «Особенности современной семьи и семейного воспитания: содержание, формы, методы» для педагогов МБУ ДО «Детский центр «Надежда»

— консультация по теме «Медиативный подход в разрешении конфликтных ситуаций между обучающимися» для педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Л. М. Поземского» города Пскова.

Одна из задач центра, определенная на этот год, связана с актуализацией содержания профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Принятый в 2016 году профстандарт проходил апробацию и с января 2020 года должен применяться в практике работы образовательных организаций повсеместно. Однако, как показывает практика, школьные педагоги-психологи и педагоги ДОУ не до конца представляют себе, как должна измениться их деятельность в связи с применением стандарта. Семинар «Оценка деятельности педагога-психолога в условиях применения профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», организованный с целью актуализации проблемы формирования готовности специалистов работать в новых условиях, показал важность и своевременность этого учебного мероприятия. На семинаре состоялось заинтересованное профессиональное обсуждение проблемы. Присутствие на семинаре представителей администрации образовательных организаций выявило такую проблему, как необходимость ознакомления директоров школ и ДОУ с современными требованиями к организации деятельности педагога-психолога. С этой целью в сентябре 2019 года будут проведены встречи с директорами школ и заведующими ДОУ г. Пскова.

Участившиеся случаи жестокого обращения с детьми, а также факты жестокости и насилия детей и подростков по отношению друг к другу актуализировали задачу обучения педагогических работников умению распознавать эти факты и проводить работу, способствующую своевременной профилактике этих явлений в образовательной среде. Адресный запрос от педагогических работников  социальной сферы  ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Пскова», был реализован  учебным мероприятием в очно-заочной форме на 48/24 часа «Распознавание фактов жестокого обращения с ребенком или насилия со стороны взрослых, детей».  Очные занятия, проходившие в форме тренинга, вызвали живой отклик у участников обучения, развили их умения видеть проблему и оказывать детям действенную помощь. Работы, подготовленные по итогам обучения, были выполнены ответственно и добросовестно, показали значимость проблемы и личную заинтересованность работников Центра.

На решение задачи профилактики жестокости в образовательной среде были направлены курсы, проведенные в рамках реализации подпрограммы 1 «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2014-2020 годы» Государственной программы Псковской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области на 2014-2020 годы».

Целевые курсы «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь», проведенные по инициативе сотрудников центра практической психологии и при поддержке Комитета по образованию Псковской области, были адресованы социальным педагогам. Занятия проводились представителями института практической психологии «Иматон»  (Санкт-Петербург), являющегося авторитетным центром повышения квалификации для психологов и социальных педагогов России. Следует отметить, что процесс подготовки курсов был крайне сложным не только по причине его обусловленности финансовыми проблемами. Сложность вызвало комплектование группы. Несмотря на подробные инструкции и соответствующие письма, отделы образования муниципалитетов проявили незаинтересованность и не обеспечили своевременную явку специалистов на занятия. Таким образом, финансовые затраты на проведение мероприятия были использованы недостаточно эффективно.

Продолжая работу по поддержке процесса организации и деятельности служб школьной медиации, сотрудниками центра было проведен семинар «Медиация в практике работы образовательной организации». На семинаре подводились итоги деятельности существующих служб медиации и обсуждались насущные проблемы этого направления деятельности специалистов службы сопровождения. На семинар были приглашены команды, включающие в себя заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов. Именно эти специалисты занимаются продвижением школьных служб медиации. Выявленные проблемы связаны с перегрузками специалистов. Даже понимая важность работы по медиативному подходу в разрешении школьных конфликтов, педагоги не имеют достаточного времени, например,  на обучение этим навыкам учащихся.

На современном этапе развития образования серьезной проблемой в деятельности педагогов стало взаимодействие с родителями. Возросло число конфликтов, растет уровень требований родителей к школе. В следующем году это направление должно быть учтено в работе со специалистами службы сопровождения, чтобы они могли опосредованно влиять на педагогов своих образовательных организаций, обучая их новым приемам и формам работы с родителями. С этой целью программы необходимо дополнить модулем, связанным с обновлением содержания и форм взаимодействия педагогов с родителями.

[свернуть]

 

Оценка эффективности деятельности педагога-психолога

(подготовлено Н.А. Алексеевой,  зав. центром практической психологии
ГБОУ ДПО ПОИПКРО, к.п.н., )

Оценка эффективности деятельности психолога в условиях регулярного образования детей до сих пор является наименее разработанной. В отличие от педагогической деятельности, где имеются собственные критерии оценки эффективности усвоения знаний, навыков, умений, надежных критериев эффективности психологической деятельности до настоящего времени найдено не было.
Большинство предлагаемых критериев носят откровенно субъективный характер (например, оценка эффективности работы с ребенком по анкетированию родителей). Это не позволяет психологу сопоставить результаты собственной деятельности в различных условиях, с применением разных технологий. У него нет критериев для сравнения своей работы и работы других специалистов образования. Все это значительно снижает технологичность и, может быть, даже качество психологической работы.
В то же время в оценке любой деятельности руководствоваться какими-либо критериями крайне необходимо.
Системообразующими  критериями оценки эффективности деятельности педагога-психолога могут стать:

  1. Успешность адаптации учащихся.

Сюда относятся показатели благоприятного психологического климата в школе:
— характер взаимоотношений между учителями и учени­ками, учителями и родителями;
— эмоциональное самочувствие педагогов и учащихся;
— успешность адаптации школьников к условиям образователь­ного процесса;
— уменьшение числа конфликтных ситуаций;
— удовлетворен­ность протеканием школьной жизни.

  1. Удовлетворенность всех субъектов (педагогов, учащихся, родителей) результатами деятельности педагога-психолога:

— рост востребованности педагога-психолога;
— положительные отзывы о работе.

Субъективные и объективные критерии оценки деятельности психолога

Критерии оценки деятельности психо­лога можно сгруппировать на основании выделения субъекта оценочной деятельности, т.е. на том основании, кем производится эта оценка. Нормативные критерии оценки деятельности психолога разрабатыва­ются различными официальными органами, в ведении которых находятся учреждения психологической службы, рабочие места психологов.

Харак­теристика основных квалификационных требований к психологу включает:

 — требова­ния к уровню образования психолога, в том числе и к последипломному образованию и повышению квалификации;
— к стажу работы по профессии;
— описание знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
—  знание нормативных документов (основных законов, положений, инструкций, методических рекомендаций и т.п.);
— владение новыми (в том числе, информационными) технологиями в сфере своей профессиональной деятельности.

            К  основным критериям оценки деятельности педагога-психолога относят следующие:

  1. Деятельность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы (оборудование и методическое оснащение кабинета, сохранность вверенного ему имущества).
  2. Регулярное и четкое ведение документации, ее качество.
  3. Участие в научно-исследовательской и методической работе.
  4. Качественные изменения в работе с посетителями (детьми, учащимися, студентами, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов обследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках, решения конфликтов.
  5. Обоснованность индивидуальных и групповых психодиагностических обследований, тестирований, их качество, соответствие требованиям. Качество психологических заключений и рекомендаций.
  6. Качество психокоррекционных программ и занятий, их эффективность.
  7. Наличие системы психологического просвещения учащихся, студентов, педагогов, родителей, формы и активные методы этой работы (семинары, факультативы, деловые игры, стенд психолога и т.п.).
  8. Отзывы руководителей, педколлектива, учащихся, студентов, родителей о работе педагога-психолога (определяется с помощью анонимного анкетирования).
  9. Участие педагога-психолога в психологических экспертизах педагогических решений программ, конкурсных комиссиях, выпускных и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестации педкадров.
  10. Взаимодействие с диагностико-реабилитационными и другими центрами помощи детям, психодиагностическими общественными организациями, кафедрами психологии, институтами повышения квалификации.

Критерии эффективности психологической службы образования складываются из следующих показателей:

  1. Кадровый состав педагогов-психологов: процент обеспечен­ности учреждений образования педагогами-психологами в соответ­ствии со штатным расписанием; уровень образования (высшее психологическое образование, высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки); квалификационная категория; процент те­кучести кадров.
  2. Материально-техническое и методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов (наличие оборудования в соответствии с требованиями к кабинету психологической службы, методического инструментария, библиотеки педагога-психолога, научно-методических журналов, обязательной документации).
  3. Повышение квалификации педагогов-психологов и инспекторов, курирующих психологическую службу (курсы, стажировка, семинары, конференции, методические объединения, научно-методические публикации, магистратура, аспирантура, научно-исследовательская работа, пропаганда психологических знаний).
  4. Подготовка и принятие управленческих решений по психологической службе на уровне отдельного учреждения образования района, города, области (планирование, анализ деятельности педагогов-психологов, разработка перспективной программы развития психологической службы с учетом современных требований).
  5. Наличие информационного банка данных о психологической службе (статистические отчеты, анализ планов, приказов, решений, критических замечаний, писем, жалоб).
  6. Наличие банка данных о детях, нуждающихся в коррекционной помощи педагога-психолога. Совместная работа педагога-психолога с комиссией по делам несовершеннолетних, его работа по профилактике правонарушений.
  7. Рассмотрение вопросов организации психологической служ­бы на заседаниях райисполкомов, советах отделов образования, совещаниях руководителей учреждений образования.
  8. Система работы отделов образования по изучению, обобщению, распространению лучшего опыта работы в районе, городе, области. Внедрение передового республиканского и зарубежного опыта.
  9. Выполнение педагогами-психологами санитарно-гигиенического режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей.
  10. Наличие (и знание) документации, нормативных документов по психологической службе у руководителей учреждения образования, правильность и регулярность ее оформления.
  11. Работа руководителей учреждений образования по созданию условий для эффективной и творческой деятельности педагогов-психологов.
  12. Участие педагогов-психологов в управленческой деятель­ности, педагогических советах.
  13. Формы и методы контроля со стороны администрации, отделов образования за работой педагогов-психологов.
  14. Работа педагогов-психологов в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействие с родителями, опекунами, спе­циалистами, организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность ребенка, учащегося и студента).

Официальную оценку степени квалификации психолога и его профессиональной деятельности может дать только специалист-психолог (психолог-методист отдела образования, специалисты факультетов, кафедр и научно-исследовательских институтов в области психологии, методические объединения психологов, экспертные советы психологических обществ и ассоциаций).

Оценка профессиональной квалификации практического психолога включает, как правило, анализ его методической и теоретической подготовки, оценку овладения практическими профессиональными методами работы.  Квалификационная комиссия может давать рекомендации администрации учреждения по установлению квалификационного разряда психолога в зависимости от уровня его образования, стажа работы, владения психологическими знаниями и практическими методами.
Помимо нормативных официальных критериев, существуют и другие, неофициальные подходы к оценке работы психолога в учреждении. Психолог оценивается со стороны администрации и своих коллег-психологов скорее не на основании должностных требований и инструкций, а по отдельным эмпирическим показателям его деятельности, значимым для работы в данной сфере.
Администрация учреждения опирается в оценке деятельности психо­лога на нормативные акты и показатели, а при отсутствии их в той отрас­ли, к которой принадлежит организация, может разработать должностные инструкции и требования к работе психолога на основе общих положений и существующих аналогичных документов. Помимо нормативных критериев, со стороны руководства организации выдвигаются, как правило, и дополнительные требования к психологу – это, прежде всего, различные количественные показатели его работы, которые отражены в официаль­ных отчетах, задокументированы, имеют какую-либо материальную вы­раженность.
В связи с этим администрация учреждения обращает внима­ние на следующие стороны работы психолога:

  • соответствие содержания работы психолога плану и перспективным направлениям работы организации, учреждения, в котором он трудится;
  • количество проведенных психодиагностических методик и обследованных клиентов, сотрудников;
  • разного рода выступления психолога перед работниками организации;
  • психологические мероприятия (тренинги, обучающие сессии), проведенные психологом, и число охваченных ими сотрудников;
  • подготовленные доклады, отчеты, сообщения, рекомендации, резюме, проспекты, презентации, посвященные важным и актуальным для данного учреждения проблемам, датам, персоналиям;
  • оформленные психологом стенды, «стенгазеты», информационные бюллетени и другие наглядные материалы.

Данные критерии характеризуют объем работы, выполненный пси­хологом, в какой-то степени отражают трудовой вклад и интенсивность, напряженность труда психолога.

Со стороны коллег-психологов, как работающих в данном учрежде­нии, так и взаимодействующих с психологом в рамках профессиональ­ного сообщества, оценка осуществляется прежде всего по качественным особенностям и результатам деятельности, таким как:

  • владение профессиональными навыками практической работы с людьми: валидными психодиагностическими методиками, раз­ного рода коррекционными и консультативными техниками и приемами, методами современной тренинговой работы в различ­ных областях;
  • уровень профессиональной теоретической подготовки: наличие базового психологического образования; тип учебного заведения, которое закончил психолог, и форма его подготовки (очное, очно-заочное, заочное обучение); специальные сертификаты и дипломы послевузовской переподготовки и повышения квалификации;
  • участие в научно-исследовательской работе: умение организовать и провести психологический эксперимент; владение современными методами обработки результатов психологического исследования, в том числе статистическими; количество публикаций, участие в научных семинарах, конференциях, в работе научных психологических обществ;
  • личная профессиональная репутация и известность: отзывы коллег, клиентов, администрации учреждения, в котором трудится психолог.

Психологи-профессионалы настороженно относятся к тем своим кол­легам, которые считают, что являются специалистами в любом виде пси­хологической работы, владеют всеми необходимыми психологическими методиками, берутся за решение любых психологических проблем.
В настоящее время при оценке деятельности педагогов-психологов, в частности при аттестации, используют оценочные листы (см. Приложение)

[свернуть]