Новости центра гражданского образования

Контакты: Центр гражданского образования ПОИПКРО, 180 000, г. Псков, ул. Гоголя, 14, каб. 214, телефон 8(8112)72-10-08, факс 8(8112)66-25-04.

Сотрудники Центра

Должность ФИО Дни и часы консультаций Телефон e-mail
Заведующий Михаил Ефимович Жихаревич  кандидат философских наук,доцент, действительный член Академии гуманитарных наук Понедельник 14.00-16.00 Среда 10.00-13.00 72-18-08 zhikharevich-mikhail@rambler.ru
координатор  образователь­ных программ Татьяна Борисовна Пасман методист по истории, обществознанию и праву  ПОИПКРО Вторник 14.00 — 16.00 Пятница 11.00-13.00 72-18-08 tpasman@rambler.ru

 

История ЦГО

Центр гражданского образования был создан в 1999 г. в рамках проекта «Школа – правовое пространство» при поддержке Института «Открытое общество». В том же году ЦГО стал структурным подразделением ПОИПКРО. С начала своего существования ЦГО вел работу по внедрению идей гражданского образования в процесс повышения квалификации педагогов, а также по распространению гражданских ценностей в образовательном пространстве Псковской области. Проводились курсы для  различных категорий работников образования, формировались целевые группы, осуществлялась экспериментальная работа с пилотными школами. Практическая деятельность велась одновременно с научными исследованиями, благодаря которым была создана собственная методологическая  и научно-методическая база. Сотрудники ЦГО активно участвовали в различных  российских и международных проектах, что способствовало повышению их квалификации, а также интенсивному обмену опытом с коллегами. Повышение квалификации педагогов идет  в направлении реализации межпредметной, институциональной и проектной моделей гражданского образования. Стала регулярной консультационная и экспертная работа в рамках регионального этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России» и Всероссийского конкурса «Лидер XXI века».  С 1999 г. Центр ежегодно организует и проводит областную Семейную олимпиаду по правам человека.  Тема состоявшейся 2 февраля 2013 года пятнадцатой по счету Олимпиады —  «Права и свободы человека и гражданина:  конституционные гарантии и их реализация в современной  России» (к 65-летию принятия Всеобщей декларации прав человека и 20-летию Конституции РФ). Hаш опыт реализации этой формы гражданского образования, объединяющей всех участников образовательного процесса,  востребован другими регионами РФ. Центр принимал участие в разработке проекта Государственной программы гражданского образования населения РФ, в организации и проведении Международного педагогического форума «Гражданственность через образование». Теоретические разработки и практический опыт ЦГО представлены на многочисленных международных, российских и региональных конференциях, в том числе, на Всемирном философском конгрессе в Стамбуле, пяти Российских философских конгрессах, трех Всероссийских конгрессах политологов. В 2012 г. опыт работы ЦГО по противдействию ксенофобии был представлен на Генеральной Ассамблее Международного правозащитного движения «Мир без нацизма» в Страсбурге (Франция). 29 апреля 2013 года состоялось заседание Совета по межнациональным и межрелигиозным отношениям при Администрации области, на котором было принято решение (в виде рекомендации Государственному управлению образования) распространить использование пособия «Противодействие ксенофобии» в учебном процессе и во внеучебной деятельности всех  образовательных учреждений области. Отмечена необходимость во втором, переработанном и дополненном издании, которое должно опираться на Стратегию государственной национальной политики РФ до 2025 г. Такое переиздание предусмотрено Комплексным планом действий по гармонизации межэтнических отношений, взаимодействию с национальными культурными объединениями, религиозными организациями, общинами и землячествами в Псковской области на 2013-2014 годы (Распоряжение Администрации Псковской области от 30.10.2012 № 236-р) в 2014 году. В настоящее время мы начали работу по размещению текста пособия на сайтах ОУ области. Возможность аналогичной рекомендации, связанной с антикоррупционным просвещением обучающихся с использованием учебно-методического пособия «Противодействие коррупции», будет рассмотрена в сентябре на Пленарном заседании Общественной палаты Псковской области.

[свернуть]

Цель создания ЦГО: разработка и развитие в Псковской области целостной  системы гражданского образования, основывающейся на достижениях мирового и отечественного педагогического опыта и учитывающей национальную и региональную  специфику.

Основные направления деятельности:

1. Разработка теории гражданского образования

2. Повышение квалификации учителей в области гражданского образования

3. Содержательная, методическая и организационная интеграция гражданского образования в учебный процесс ПОИПКРО

4. Участие в российских и международных образовательных программах и проектах

5. Сотрудничество со школами области по развитию гражданско-патриотического и гражданско-правового образования

6. Методологическое обеспечение разработки концепций  развития ОУ: «Школа гражданского образования»,  «Становление школы как центра социокультурных связей местного сообщества», ОУ «Общественно активная школа».

7. Консультирование образовательных учреждений по реализации проектной            модели гражданско-патриотического воспитания школьников.

8. Консультирование образовательных учреждений по проектированию правового, демократического пространства ОУ. (Институциональная  модель гражданско-патриотического воспитания школьников).

9. Подготовка и проведение Семейных олимпиад «Права человека: твои и мои» (школьный тур, участие школы в районных и городских турах, участие школы в областном  туре).

10. Формирование  толерантного сознания и поведения обучающихся, противодействие ксенофобии и экстремизму как направление духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина (совместно с кафедрой методологии постдипломного педагогического образования): обучение и тренинги целевых групп с использованием учебно-методического пособия «Противодействие ксенофобии», М., 2011 г., конкурсы (Неделя толерантности; «Память о Холокосте – путь к толерантности» и др.). В январе-феврале 2013 г. проведена экспертиза материалов конкурса детских исследовательских и творческих работ и методических разработок учителей «Путь к толерантности» в образовательных учреждениях Псковской области. Проведенный конкурс, который является составной частью Комплексного плана действий по гармонизации межэтнических отношений, взаимодействию  с национальными культурными объединениями, религиозными организациями, общинами и землячествами в Псковской области на 2013-2014 г, утвержденного Распоряжением Администрации Псковской области (№ 236-р от 30.10.2012), имеет целью активизацию деятельности образовательных учреждений по противодействию ксенофобии, воспитанию толерантности, преодолению этнических стереотипов, приобщению обучающихся к ценностям совместного проживания различных народов многонациональной России, развитию политической и правовой культуры молодежи Псковской области. На конкурс было представлено 48 работ педагогов (65 участников), 7 исследовательских и 8 конкурсных работ обучающихся.

11. Антикоррупционное просвещение, противодействие коррупции как направление духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина (совместно с кафедрой методологии постдипломного педагогического образования): обучение и тренинги целевых групп с использованием учебно-методического пособия «Противодействие коррупции», 2-е издание, М., 2013 г.

12.  Противодействие фальсификациям истории России  как фактор воспитания гражданской идентичности школьников (повышение квалификации и консультирование педагогов).

Формы деятельности Центра:

—    Повышение квалификации и переподготовки учителей социальных дисциплин, учителей естественнонаучных дисциплин, воспитателей и администраторов образования (курсы повышения квалификации и обучающие семинары);

—     Консультирование и другие виды научно-методического обеспечения школ, работающих в области гражданского образования;

—     Разработка, координация и реализация программ и проектов в области гражданско-правового образования.

Основные методологические идеи:

Гражданское образование — образовательная, воспитательная, управленческая и иная деятельность, направленная на формирование гражданина, способного, умеющего и желающего жить в гражданском обществе и правовом государстве. Цель гражданского  образования  — воспитание у учащейся молодежи развитого правосознания и политической культуры на  основе  взаимной адаптации ценностей демократии и отечественной культуры с учетом региональных особенностей  и традиций народного самоуправления.  Результат осуществления указанной цели представляет собой сознательную личность гражданина, патриота России,  сочетающего  свободное  критическое мышление и автономию с законопослушанием и принятием общественных институтов.  Деятельность по гражданскому образованию представляет собой важнейшее направление реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», которая является методологической основой ФГОС нового поколения.

Задачи:

распространение среди учителей и администраторов образования гражданских ценностей, приобщение к личностно-ориентированным образовательным технологиям,  повышение их политической и правовой культуры;

—     создание условий для формирования гражданских компетентностей, освоения учащимися гражданско-патриотических и гражданско-правовых знаний и ценностей, как составной части общей культуры, выработка установок правового поведения в учебном процессе и овладение их  нравственным смыслом;

—   воспитание демократических потребностей учащейся  молодежи  в условиях демократизации жизни образовательных учреждений.

Гражданское образование предполагает  создание условий для формирования патриотического сознания, демократических потребностей, высокой правовой и политической культуры, и в этом смысле является предпосылкой демократических преобразований в российском обществе. Оно строится на основополагающих принципах гуманистической педагогики и предполагает создание  демократического пространства в образовательных учреждениях.

В настоящее время ЦГО рассматривает в качестве важнейших задач своей деятельности участие в релизации Федеральной целевой программы развития образования и внедрению ФГОС нового поколения.

Теоретические достижения:

  • Постановка гражданского образования в контекст философии образования.
  • Разработка категориального аппарата философии гражданского образования.
  • Поиск исторических оснований гражданского воспитания в России в целом и в Псковском регионе, в частности.
  • Разработка ценностных аспектов гражданского образования, создание концепции взаимной адаптации ценностей.
  • Определение возможностей учебного процесса в реализации ценностных аспектов гражданского образования.
  • Создание концепции развития гражданско-правового образования в Псковской области.
  • Выдвижение и обоснование идеи повышения статуса провинциальной школы как института гражданского общества через реализацию ее интегративной роли в локальном социуме, на основе чего формулируется проблема становления  провинциальной школы как института гражданского общества.
  • Разработка перечня ключевых понятий, которые учащиеся должны усвоить в процессе гражданского образования.
  • Обоснование включения противодействия ксенофобии, коррупции и фальсификации истории России как направлений формирования гражданской идентичности, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
  • Постановка гражданского образования в контекст  реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

Результаты работы ЦГО:

  • Разработан (при участии ЦГО) проект Государственной программы гражданского образования населения Российской Федерации.
  • Реализованы (с участием сотрудников ЦГО в качестве экспертов) международные  проекты  по гражданскому образованию.
  • Разработан и реализуется проект «Областная Семейная олимпиада по правам человека “Права человека – твои и мои”
  • Созданы учебно-методические пособия «Противодействие коррупции»(первое издание — Псков, 2010 г., второе издание — Москва, 2013 г.) и «Противодействие ксенофобии» (Москва, 2011).
  • Сотрудники ЦГО приняли участие (как организаторы и партнеры) в международных, российских и региональных проектах «Школа – правовое пространство», «Гражданское образование», «Живые голоса истории», «Школа омбудсмена», «Учимся толерантности», «Толерантность – ресурс гражданской активности», Турнир дебатов «Школа толерантности», «Молодежь+», «Противодействие коррупции», «Противодействие ксенофобии» и др.
  • Создан банк информации по гражданскому образованию: творческие работы учителей (в том числе и по коррекционно-развивающему обучению); УМК по всем направлениям гражданского образования; библиотека, видеотека; компьютерные дискеты с учебными пособиями; информация о российских и международных фондах, занимающихся проблемами гражданского образования.
  • Организованы и ежегодно проводятся региональные конкурсы «Проблемы взаимоотношения общества и власти в России», «Память о  Холокосте – путь к толерантности», » конкурса детских исследовательских и творческих работ и методических разработок учителей «Путь к толерантности».

Партнеры ЦГО:

Общественные организации: Общественная палата Псковской области, , Псковская региональная общественная организация «Центр устойчивого развития Псковской области», Американская ассоциация юристов в России», Псковское отделение Ассоциации юристов России, факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета, Международный институт образовательных инноваций РГПУ им. А.И. Герцена, Межрегиональная общественная организация «Научно-просветительный Центр “Холокост”» , Музей и Общественный Центр им. Андрея Сахарова, Псковская областная детская общественная организация «Радуга», Международный Комитет Красного Креста, АНО «Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи»Центр гражданского образования Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Центры гражданского образования в регионах РФ.

Школы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова», МБОУ «Kрасногородская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — “Агрошкола”», МБОУ «Лицей “Развитие”»,МБОУ «Многопрофильный лицей № 4», г. Псков, МБОУ «Палкинская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Писковская средняя общеобразовательная школа»  Псковского района, МБОУ «Псковский технический лицей», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», г. Псков, МБОУ «Струго-Красненская средняя общеобразовательная школа»,

Публикации М.Е. Жихаревича (с 1999 г.):

1. Ценности открытого общества// В кн.: Культура: политика модернизации. Псков, 1999 (в соавт.).
2. Региональная политическая культура: Псковская традиция и современность//В кн.: Второй Российский философский конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении». Т. 2. «Социальная философия и философия политики». Часть 2. Екатеринбург, 1999.
3. Гражданское образование: необходимость, цели и задачи// В кн.: Молодежная политика XXI века: стратегия выбора. СПб, 1999.
4. Кафедра философии и социологии образования – учителю// В сб.: Педагогический поиск: традиции, инновации, результативность. Вып. III, Псков, ПОИПКРО, 1999.
5. О формировании политической культуры педагога в постсоветской России// В сб.: Педагогический поиск: традиции, инновации, результативность. Вып. III. Доклады пленарных заседаний Псков, ПОИПКРО, 1999.
6. Региональная политическая культура: псковская традиция и современность// В кн.: Второй Российский философский конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении. Т.2 «Социальная философия и философия политики». Часть 2. Екатеринбург, 1999 .
7. Традиции и современность // Граждановедение. Еженедельное приложение к «Учительской газете», № 50(206), 9 декабря 1999 г.
8. Местное самоуправление как источник формирования региональной политической культуры (Псковская традиция и современность). – Труды Псковского политехнического института, вып. 3, СПб-Псков, 1999.
9. Гражданское самоуправление и политическая культура // В сб.: Развитие гражданского образования в Псковской области. Псков, ПОИПКРО 2000.
10. Проект концепции развития гражданско-правового образования в Псковской области в 1999 – 2005 гг. – Там же (в соавт.).
11. Разработка содержания повышения квалификации преподавателей социальных дисциплин в области гражданского образования//В кн.: Гражданское образование: Материалы международного проекта. СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 (в соавт.).
12. К проблеме философии гражданского образования//В сб.: Труды Псковского политехнического института. Вып. 4. СПб — Псков, ППИ, 2000.
13. Через развитие провинциальной школы – к гражданскому обществу – Там же.
14. Демократия и гражданское образование//В сб.: Педагогический поиск. Традиции. Инновации. Результативность. Вып. 4.- Псков, ПОИПКРО, 2000.
15. Концептуальные основы гражданского образования// В кн.: Качество высшего профессионального небюджетного образования: современное состояние и перспективы. М., МОСУ, 2000.
16. Философия и гражданское образование//В кн.: Философия преподавания философии. Калуга, КГПУ, 2000 (в соавт.).
17. Философские и культурологические проблемы гражданского образования// В кн.: Преподавание философии: проблемы дидактики и содержания. – Калуга, КГПУ, 2000. (В соавт.).
18. Гражданское образование как диалог культур//В кн.: Восток- Запад: диалог культур. Владимир, ВГПУ, 2000.
19. Ценностный аспект гражданского образования//В кн.: Философия ХХ века: школы и концепции. СПб, СПбГУ, 2000.
20. О новом учебнике философии. – Вестник Российского философского общества, № 4, 2000 ( в соавт.).
21. Гражданско-правовое образование как фактор обновления российской школы // В сб.: Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность». Вып. 3, Псков, 2001.
22. Гражданское образование и модернизация российской школы // В сб.: воспитание и обучение. Традиции, инновации, результативность. Вып. 5, Псков, ПОИПКРО, 2001.
23. Гражданское образование: проблемы и перспективы// В сб.: Воспитание и обучение. Традиции, инновации, результативность. Вып. 5, Псков, 2001.
24. Гражданское образование и русская национальная культура// В кн.: Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. М., АПКПРО, 2001 (в соавт.).
25. Современный менеджмент и проблемы государственной службы в Российской Федерации. – Труды Псковского политехнического института. Вып. 5, СПб-Псков, 2001.
26. Гражданское образование: в поисках механизма взаимной адаптации ценностей//Труды Псковского политехнического института. Вып. 6. СПб — Псков, ППИ, 2002/
27. Теория и практика гражданского образования// В сб.: Научно-практическая конференции преподавателей МОСУ. М., МОСУ, 2002/
28. О гражданском образовании в Псковской области/Псковская школа, № 4, 2002.
29. Философия гражданского образования// В кн.: Материалы III Российского философского конгресса, Т. 3, Ростов-на-Дону, 2002.
30. Идея толерантности в гражданском образовании// В кн.: » Профессиональное развитие педагога в системе постдипломного образования»- Псков, 2002.
31. Надежды оправдались.- Вестник Российского философского общества. № 3, 2002.
32. Рецензия на альманах «Философская жизнь Урала. Проблемы общей и социальной онтологии//В кн.: Эпистемы 2. Альманах. Екатеринбург, 2002 (в соавт.).
33. Предисловие к сборнику ПФ МОСУ «Третья студенческая научная конференция. 26 апреля 2001 г.» — М. – Псков, 2002.
34. Политическое манипулирование и критическое мышление// В сб.: Труды Псковского политехнического института. № 7.1, СПб, 2003.
35. Гражданское образование. Учебно-методическое пособие. Под ред. Бордовского Г.А., Гороховатской Н.В., Морозовой С.А.. Жихаревича М.Е. — СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 (в соавт.).
36. Гражданское образование в контексте глобальных проблем// В сб.: Антропологическое измерение глобальных процессов. — Владимир, ВГПУ, 2003.
37. Образовательный аспект политической социализации// В сб.: Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность. Сборник научных статей. Псков, 2003.
38. Гражданское общество и гражданское образование// В сб.: «Профессиональное развитие педагога в системе постдипломного образования». Псков, ПОИПКРО, 2003.
39. Гражданское образование в контексте профильной школы – Псковская школа, №5, 2003.
40. Размышления о философском пароходе. — Вестник Российского философского общества, 2003, №3.
41. Проблемы теории гражданского образования. — Философия образования», № 7, 2003.
42. Гражданское образование. Практикум. – СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 (в соавт.).
43. Псковская политическая культура: традиции и современность. Монография. — Псков, 2004. (в соавт.).
44. Гражданское образование в гражданском обществе// В сб.: Повышение квалификации педагогов в контексте постдипломного образования. Псков, 2004.
45. Формирование гражданских качеств личности студента вуза.// В сб. «Теоретико-методические проблемы качества подготовки специалиста в вузе» М., 2005.
46. Проблема ценностей в гражданском образовании// В кн.: «Философия и будущее цивилизации. IV Российский философский конгресс». Т., 4. – М., МГУ, 2005.
47. Проблемы становления гражданского общества: теоретический и образовательный аспекты// В сб.: Труды Псковского филиала Московского открытого социального университета. Псков, 2005.
48. Гражданское образование в системе повышения квалификации педагогов// В сб.: «Концептуальные основы повышения квалификации педагогов. Вып. 2. Псков, 2005.
49. Программа повышения квалификации «Гражданское образование в современной школе». — Псков, 2005.
50. Профессионализм руководителя школы в условиях модернизации образования// В сб.: «Концептуальные основы повышения квалификации педагогов. Псков, 2005.
51. Молодежная политика и гражданское образование// В сб.: Молодежь и семья: проблемы и перспективы развития. СПб., СПБГУТД, 2005.
52. Меморандум Педагогического форума «Гражданственность через образование» — на сайте АПКППРО, 2005.
53. Программа «Общие основы повышения квалификации работников образования» — Псков, 2005 (в соавт.).
54. Философско-правовые воззрения П.И. Новгородцева. – Труды Псковского политехнического института. Псков, 2006.
55. Философско-правовая концепция Б.Н. Чичерина. – Труды Псковского филиала Московского открытого социального университета. Вып. 2. Псков, 2006.
56. Гражданское образование и диалог культур// В кн.: «Образование и культура России в изменяющемся мире», Новосибирск, НГПУ,2007.
57. Роль гражданского образования в становлении гражданского общества в России//В кн.: Проблемы становления гражданского общества в России. М., 2007.
58. Становление гражданина. Гражданское образование: попытка философского анализа. – Право в школе, № 1, 2008.
59. Проблема формирования гражданской идентичности в процессе преподавания общественных дисциплин: методологический аспект// В сб.: «Первая мировая война: геополитика, уроки истории и современность (к 90-летию окончания Первой мировой войны)». Материалы международной научно-теоретической конференции. Витебск. 2008 (в соавт.).
60. Модульные программы повышения квалификации учителей. – Псков, 2008 (в соавт.).
61. Проблемы правового, социального государства в вузовском курсе политологии//Труды Псковского филиала Московской открытой социальной академии. Вып. 3, Псков, 2008.
62. Концептуальные основы сетевого образования// В сб.: «Проектная организация исследований: сетевая организация взаимодействия с учреждениями образования». Псков, 2009.
63. Гражданское образование как условие становление гражданского общества в России. – В кн.: «В поисках гражданского общества». Коллективная монография. Великий Новгород, 2009.
64. Региональная политическая культура и гражданское образование. — В кн.: «V Всероссийский конгресс политологов. Научные доклады» — М., 2009.
65. Гражданское образование в Псковской области: теория и опыт. – В кн. «Политическое образование в современном мире». – СПб, 2009.
66. Кафедра философии образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования: история и современность// В кн.: Философия родного края. Роль провинциальной философии в развитии культуры и осмыслении региональных проблем. (Псковский контекст). – Псков, 2009 (в соавт.).
67. Нужно готовить человека к тому, что он свободен. — Там же.
68. Противодействие коррупции. Учебно-методическое пособие для проведения учебных занятий и классных часов по антикоррупционному просвещению. – Москва, 2010 (в соавт.).

69. Противодействие ксенофобии. Учебно-методическое пособие. – Москва, 2011 (в соавт.).

70. Политическая сеть как инструмент развития гражданского общества: методологический аспект. — В сб. «Проектная организация исследований: сетевая организация взаимодействия с учреждениями образования», Часть 2. Псков, 2010.

71. Знай свои права. Памятка-пособие для рабочих-мигрантов. М., 2011 (в соавт.).

72. Патриотизм и толерантность (доклад) — Сайт Института регионального развития Администрации Псковской области, Псков, 2011.

73. Противодействие ксенофобии как направление образовательного процесса: сущность и содержание. Доклад / В сб.: Содействие формированию толерантности в украинском и российском обществе. Материалы конференции. – Американская ассоциация юристов. Киев (Украина), 2012.

74.       Региональная Общественная палата как фактор становления  гражданского общества// в сб.: VI Всероссийский конгресс политологов «Россия в глобальном мире: Институты и стратегии политического взаимодействия». Материалы. Москва, 22-24 ноября 2012 г. – М.: Российская ассоциация политической науки, 2012.

75.      Региональная Общественная палата как фактор развития  гражданского общества// в сб.: Государство, бизнес, общество: теории и российские реалии. Под ред. проф. Л.Е. Ильичевой – М., Аналитик, 2012.

76. Противодействие коррупции. Учебно-методическое пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 2013

[свернуть]