Каждый год в школы приходят молодые специалисты. Сентябрь этого года не станет исключением, и вчерашние студенты переступят пороги школ в качестве педагогов. Очень много говорится о нехватке кадров или о том, что они не задерживаются надолго. Но наша статья будет не об этом. Мы хотим рассказать о тех молодых специалистах, кто не побоялся трудностей, остался в школе, привязался к детям и коллегам. Это было трудно, но что удержало? О наставничестве со стороны старших учителей и о системе в целом, о курсах повышения квалификации, о любви детей и родителей — в разговоре с молодыми учителями региона.

Анастасия Димитриева: Дети не любят только тех, кто не умеет признавать ошибки

Учитель русского языка школы №2 Пскова Анастасия Владимировна Димитриева шла на филологический факультет ПсковГУ с мыслью, что будет либо журналистом, либо учителем. Но педагогическая практика поставила все на свои места. “С третьего курса была уверена, что буду учителем, очень переживала, что не получится”, — вспоминает Анастасия. Рассказывает, если бы была возможность вернуться к себе-выпускнице, то пожелала бы ничего не бояться: ни профессиональных, ни финансовых затруднений, потому что с опытом придет все.

“Ошибаться можно и нужно, дети к этому относятся лояльно. Ребята не любят только тех, кто не умеет признавать ошибки. Я бы пожелала всем выпускникам идти во вторую школу, потому что ее коллектив воспитывает творческих, инициативных и ответственных учителей. В своей школе я встретила педагогов и наставников, которые не только могут показать пример, но и готовы буквально «удочерить» нового учителя — каждый готов ответить на все вопросы, помочь, да и просто выслушать, а это тоже важно!”, — говорит специалист.

Анастасия участвует во многих профессиональных конкурсах и постоянно повышает квалификацию с помощью курсов Псковского областного института повышения квалификации работников образования (а недавно она сама стала методистом института) и других ресурсов. Считает, что такой опыт помогает учителю провести этап промежуточной рефлексии, понять, что делается хорошо, а над чем еще можно поработать. Обучение и конкурсы отнимают время на подготовку к занятиям, но это, успокаивает Анастасия, очень восполняемо — после такой “встряски” учитель возвращается с новыми силами, идеями и горящими глазами, а после этого уроки становятся еще продуктивнее и интереснее.

Антон Вадимович Петров: Если бы заново проходил этот путь, то постарался быть делать свои уроки не только информативными, но и интерактивными

Антон Вадимович Петров работает учителем истории и обществознания в Инженерно-лингвистической гимназии. Рассказывает, что с самого начала работы ощущает поддержку своих коллег: молодых педагогов ведут с помощью системы наставничества (о ней подробнее чуть позже). Другие учителя всегда готовы поддержать и найти за что похвалить, корректно указать на ошибки.

“ Если бы не сопровождение и грамотное наставничество, то в первые месяцы своей педагогической карьеры социализироваться в новом коллективе было бы сложнее”, — рассказывает Антон Вадимович.

О выбранной профессии, признается молодой педагог, никогда не жалел.

“Каждый день хожу на работу с отличным настроением, не жалею, что выбрал трудную, но крайне интересную профессию. Если бы заново проходил этот путь, то постарался быть делать свои уроки не только информативными, но и интерактивными”, — говорит он.

Система наставничества

Систему наставничества сложно назвать новшеством, скорее это “хорошо забытое старое”, рассказывает руководитель регионального наставнического центра ПОИПКРО Николаева Людмила Михайловна. Наставником может быть не только опытный коллега над новичком, среди школьников могут быть наставники и наставляемые, у детей и молодых специалистов может быть такая роль по отношению к старшему поколению и т.п.

В настоящее время в системе образования тема наставничества объединяет все направления национального проекта “Образование”, проходит как сквозной показатель через многие федеральные проекты, эта история применима в сфере экономики, бизнеса.

“В образовании эта тема необходима, потому что педагоги эмоционально уязвимые люди, цель наставника — оказать помощь, поддержать инициативу, просто выслушать — это важно”, — рассказывает Людмила Михайловна.

Министерство просвещения и Академия Минпросвещения очень плотно работают над этой темой, есть специальный сайт, на котором находятся все необходимые документы, приказы, положения и методические рекомендации.

Конечно, наставниками становятся только те люди, у которых есть к этому стремление, силы и желание. Многие руководители школ находят возможности поощрять такие инициативы, успехи тьюторов-наставников отмечаются в социальных сетях и в информационных ресурсах, у специалистов появляется возможность пройти дополнительное обучение, расширяется перечень профессиональных навыков. Система наставничества помогает расширять кадры, мотивирует их оставаться. А еще — это отличная профилактика профессионального выгорания.

Псковский областной институт повышения квалификации оказывает большую поддержку образовательным учреждениям, решившим внедрять у себя эту систему. Организовываются специальные курсы, где уделяется внимание развитию необходимых компетенций (психологические, педагогические, компетенции в сфере антропологии), лекции и занятия организуются совместно с кафедрами воспитания, психологии.

“В качестве примера успешной практики реализации этой системы могу выделить Многопрофильный лицей Пскова, там работает группа специалистов под началом завуча школы, введена штатная единица “педагог-наставник”, мы стараемся транслировать их опыт на различных площадках. В школе №6 Великих Лук завуч является куратором наставнической деятельности, Псковская инженерно-лингвистическая гимназия — устойчивая база наставничества”, — отметила Людмила Михайловна.

Стоит отметить, что и на базе Многопрофильного Лицея №4 в рамках наставничества активно действует «Совет молодого педагога города Пскова». Председателем этого совета является учитель начальных классов лицея. В штате появились тьюторы-наставники трёх направлений: сопровождающие обучающихся с ОВЗ, сопровождающие одарённых детей (проектно-исследовательская деятельность), сопровождающие детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Алена Игоревна Николаева: Педагог, начинающий работать в школе, подкован методически, но реальная картина работы в школе все же немного отличается.

Педагог английского языка Алена Игоревна Николаева как раз работает в Инженерно-лингвистической гимназии, и эту систему смогла проверить на себе.

“Когда я пришла работать в школу, то чувствовала себя немного растерянно, ведь в университете нас готовили больше к методической и предметной работе. А на рабочем месте в школе есть и другие задачи, которые вызывают затруднения. Я получила поддержку как от моих школьных учителей, а сейчас коллег, так и от педагогов, которых встретила впервые”, — рассказывает Алена.

Система наставничества в ее школе организовывается так: для молодого специалиста назначается педагог-наставник, который посещает уроки подопечного, дает комментарии и свои наставления, помогает, разъясняет. Отметим, что к этой работе в некоторых школах подключается и психолог, помогая с адаптаций.

“Безусловно, такая система необходима школам. Педагог, начинающий работать в школе, подкован методически, но реальная картина работы в школе все же немного отличается от того, чему учат в университете. Например, работа с журналом и иными документами, работа с родителями — эти вопросы новы, и неопытный педагог нуждается в помощи”, — объясняет Алена.

Анастасия Евгеньевна Маронова: всегда находится место для вдохновения

Если говорить о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, то начинающие специалисты сходятся во мнениях, что основная проблема — нехватка времени и “бумажная работа”, которая иногда съедает качество подготовки к урокам и мероприятиям. С этим соглашается и учитель географии школы №2 Пскова, эксперт по проверке ОГЭ Анастасия Евгеньевна Маронова.

“Но это мелочи, главное, что всегда находится место для вдохновения: ученик задал интересный вопрос, пусть он был и не по теме, или идешь по школе, а с тобой здороваются с другого конца коридора. Это радует”, — говорит Анастасия.

Найти поддержку и мотивацию для работы всегда можно и на курсах Псковского областного института повышения квалификации работников образования. Учитель географии псковской школы рассказывает, что проходит обучение регулярно.

“Множество раз повышала квалификацию в ПОИКПРО. Это полезно по нескольким причинам: передаваемый опыт по подготовке к различным оценочным процедурам, заполнение портфолио учителя, общение с коллегами”, — говорит специалист.

Мы желающим начинающим педагогам не бояться трудностей, искать поддержки и смотреть на мир открыто. Все получится!

61 queries in 0,134 seconds.