Источник: журнал «Вестник образования», № 2, январь 2012.

«Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

C 1 сентября 2012 года по мере готовности образовательных учреждений может быть осуществлён переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО). 7 сентября 2010 года распоряжением Правительства РФ утверждён план действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы. В соответствии с этим документом право перехода предоставлено всем российским школам. На страницах нашего журнала один из разработчиков новых образовательных стандартов заместитель директора Института стратегических исследований в образовании, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Любовь Николаевна ФЕДЕНКО рассказывает об особенностях и проблемах введения и реализации ФГОС ООО.

Особенности введения ФГОС ООО я бы разделила на две составляющие – обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо во вне, либо в самой системе образования.
Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития, которые реализуются в трёх компонентах стандарта.
ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, – это преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример, выпускник начальной школы – владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы – умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, в среднем звене – быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ – первом компоненте стандарта, который мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, которые отражены в трёхкомпонентной структуре, а после их конкретизации и операционализации – в планируемые результаты. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и др.). Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене мы добавляем способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов

Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Причём результаты промежуточной аттестации (в том числе накопленная оценка – портфель достижений, или портфолио) свидетельствуют о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая составляющая фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования – преемственность и развитие

Все компоненты основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП) объединены в три раздела: целевой, содержательный, организационный. Первый включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения. В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП – организационный, который содержит учебный план и совершенно новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов обучающихся, что полностью поддерживается проектом нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Добавлено только психолого-педагогическое обеспечение, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования. Однако в каждом компоненте есть новые позиции. Кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.
Требования к финансово-экономическим условиям приведены в соответствие с Федеральным законом № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В стандарте дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения). Зафиксировано, что норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность и должен обеспечивать соответствие условий требованиям стандарта. Всё, что нужно для реализации ООП с точки зрения финансово-экономического обеспечения, в ФГОС ООО зафиксировано.

Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям

Прежде всего, нужно отметить усиление требований к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационно-образовательной среде. Если их разделить на два блока, то в первом конкретно указано, что должно иметь образовательное учреждение: информационно-библиотечные центры с медиатекой, учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности, техническое оснащение и полные комплекты оборудования для всех предметных областей и внеурочной деятельности, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы. Во втором блоке прописано, что должны обеспечивать созданные в образовательном учреждении условия: возможность реализации ООП, достижения требований к результатам, осуществления управления, выполнения новых СанПиН. При этом учитываются ориентиры, характерные для основной ступени, – формирование ИКТ-компетенций, подготовка к профильному обучению, профориентация.

Внешние условия и факторы, определяющие особенности введения стандарта основного общего образования

Завершается подготовка нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», применительно к каждому образовательному учреждению будет введён в действие Федеральный закон № 83ФЗ, приём образовательных учреждений к новому учебному году будет осуществляться в соответствии с новыми СанПиН. Продолжается реализация постановления Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».

Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» – изменения, поддерживающие ФГОС

Хочу обратить внимание читателей на те позиции в проекте Федерального закона, которые, на мой взгляд, содержательно поддерживают ФГОС ООО:
— возможность выбора учебных курсов как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта);
— аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов;
— нормативно-подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и т. д.);
— учёт особенностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программ;
— оценка качества образования – переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования;
— общественное участие – расширение полномочий, наличие компетенций.

Вызовы и проблемы, на которые при введении стандартов необходимо обратить особое внимание и которых нужно постараться избежать

На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях (далее – ОУ) наблюдается так называемое образовательное неравенство – значительное отставание слабых групп учащихся от наиболее успешных. К великому сожалению, следует признать, что становится тенденцией двойной негативный отбор педагогических кадров: не лучшие выпускники школ приходят в педагогические вузы и самые успешные из них не возвращаются в школу. По итогам международных исследований только 5% студентов-математиков планируют работать в школе. Не развивается система внешкольного образования, в настоящее время только немногим больше 20% детей занимаются дополнительно по бесплатным программам. Хочу также отметить, что зачастую сеть ОУ в регионах не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам населения. Начатые в регионах реформы не получают институциональных завершений.
Какие системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО, чтобы избежать рисков имитации деятельности. Прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя (об этом в последнее время очень много говорится). Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.
Качественное образование невозможно без создания новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной), без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе индивидуальных достижений учащихся. Должна завершиться трансформация механизмов финансирования – эти механизмы ещё не запущены в полной мере.

Нормативное обеспечение

— Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
— План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
— ФЦПРО на 2011–2015 годы.
— Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
— Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
— Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
— Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
— Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
— Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
— Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
— Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
— Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Научно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС ООО

— Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.
— Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:
О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03-255).
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296)11.
Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08.2010 № 0352/4612 и от 15.08.2011 № 03515/5913).
О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010 № 0333914).
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений15.
Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
Это те документы федерального значения, которыми необходимо руководствоваться при введении ФГОС ООО.

Задачи, стоящие перед регионами

В первую очередь схематично остановлюсь на нормативном обеспечении. На данном этапе очень важна работа по созданию нормативных правовых актов, регламентирующих:
— финансовые и организационные механизмы взаимодействия ОУ с УДОД для реализации внеурочной деятельности;
— расчёт нормативов финансирования, формирование муниципальных заданий;
— модернизацию системы повышения квалификации и проведение аттестации кадров;
— сетевой образовательный процесс, дистанционное образование, реализацию индивидуальных образовательных программ;
— внедрение новых организационно-правовых форм ОУ;
— проведение мониторинга готовности ОУ к введению и реализации ФГОС ООО.
Кроме того, необходима разработка региональной модели системы оценки качества образования, включающей результаты освоения основных образовательных программ.
Говоря о задачах и проблемах регионального уровня при введении стандарта, хочется ещё раз остановиться на финансово-экономическом обеспечении. Всем понятно, что в настоящее время непременным условием введения ФГОС ООО, а в дальнейшем и ФГОС старшей ступени образования является совершенствование финансово-экономических механизмов. Вот те позиции, которые подлежат обновлению и разработке:
— обновление методики расчёта размера субвенций муниципальным образованиям, разработка и введение муниципальных нормативов;
— создание (закрепление, отработка) методики расчёта величины и структуры учебных расходов в подушевом нормативе;
— формирование (закрепление, отработка) финансовых механизмов развития инфраструктуры, учёт в структуре подушевого норматива;
— закрепление на всех уровнях оптимальной структуры ФОТ в ОУ;
— доведение средств по нормативу до всех без исключения школ региона;
— разработка модели перехода и деятельности ОУ в новых организационно-правовых формах;
— разработка методики формирования перечня базовых и государственных услуг;
— разработка моделей привлечения инвестиций в сферу образования.

Финансовые условия: основные критерии готовности ОУ к введению ФГОС ООО

Финансирование ОУ в части оплаты труда и учебных расходов осуществляется в расчёте на одного ученика по нормативу.
В структуру норматива включено обеспечение создания условий для реализации ФГОС ООО.
В «Положение об оплате труда» включён пункт о распределении стимулирующей части заработной платы в зависимости от результата.
В базовую часть оплаты труда учителей ОУ введены механизмы оплаты урочной и внеурочной деятельности.
В норматив финансирования ОУ включена оплата часов внеурочной деятельности.
Финансовое обеспечение ОУ на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества осуществляется согласно нормативу, принятому на уровне муниципалитета.
Продолжая разговор о задачах регионального уровня, ещё раз остановлюсь на кадровом обеспечении, хотя руководители органов образования на местах прекрасно знают проблемы этого направления и понимают, с какими сложностями придётся столкнуться при модернизации системы повышения квалификации кадров: проектирование и внедрение новых организационных моделей, разработка и введение новых финансово-экономических механизмов (направление средств в ОУ, учителю, влияние ПК на зарплату), разработка и введение нового содержания ПК, создание стажировочных площадок, тьюторских центров, создание и реализация инновационных моделей аттестации кадров, создание и отработка инновационных программ и форм подготовки кадрового управленческого резерва. На последнюю составляющую хотелось бы обратить особое внимание. Когда-то у нас была практика подготовки управленцев, может быть, во многом формальная, но определённо дающая некоторые положительные результаты. Сегодня она полностью утрачена. А жаль!
Что касается материально-технического обеспечения, то здесь регионам также предстоит большая работа: разработка региональных рекомендаций по оснащённости образовательного процесса, разработка региональных требований к информационной среде ОУ, разработка планов по поэтапному оснащению школ материально-техническими и информационными ресурсами. Рекомендации по последней составляющей были даны в одном из писем Департамента общего образования Минобрнауки России (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03255 опубликовано в журнале «Вестник образования» № 10 май 2011 года). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 (опубликован в журнале «Вестник образования» № 5 март 2011 года). Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО по этому направлению видятся нам таковыми:
— в здании проведён необходимый текущий (капитальный) ремонт, имеется необходимый набор помещений, предусмотренный стандартом;
— ОУ располагает полным комплектом средств обучения по всем учебным предметам;
— в ОУ выполняются требования СанПиН 2.4.2.282110;
— образовательное учреждение обеспечено необходимыми учебниками в соответствии с федеральными перечнями и учебно-методическими пособиями;
— обеспечен свободный доступ в Интернет для педагогов и обучающихся;
— имеется электронный классный журнал и электронный дневник учащегося;
— используется интернет-сайт для публикации и размещения образовательных продуктов (система электронного портфолио);
— имеется в публичном отчёте ОУ раздел, содержащий информацию о ходе введения ФГОС ООО.
И последний момент, на котором я хотела бы остановиться, – это организационное обеспечение введения ФГОС ООО. Несколько важнейших моментов, которые, на мой взгляд, не являются очевидными:
— координация межведомственного и межбюджетного взаимодействия ОУ;
— создание региональной системы электронного мониторинга введения и реализации ФГОС ООО;
— создание системы распространения инновационных моделей реализации стандарта;
— создание технологий ресурсосберегающего менеджмента в образовании;
— создание технологий управления реализацией ФГОС ООО на основе стимулирования саморегулирования;
— создание образовательных моделей для обучающихся с особыми потребностями.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но её конечный результат, я уверена, принесёт радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное – мы вырастим образованного и достойного человека.»

Метка:

59 queries in 0,141 seconds.