ПОЛОЖЕНИЕ об областной Семейной олимпиаде 2019 года

Вовлечение в гражданское образование всех участников образовательного процесса – школьников, педагогов, родителей – является необходимым условием его эффективности. Одной из наиболее интересных и перспективных форм такого взаимодействия являются Семейные олимпиады с общим названием «Права человека твои и мои», которые с 2000 года регулярно проводятся в Псковской области. Олимпиада-2019, как и предыдущие олимпиады, является составной частью деятельности системы образования по формированию российской гражданской идентичности.

 

Тема Олимпиады – «Народоправство в России и в Европе: традиции и современность. К Ганзейским дням в Пскове».

Ее выбор обусловлен необходимостью расширения и углубления знаний взрослых и школьников об истории и традициях народного самоуправления в России в целом и на Псковской земле в частности, о механизмах власти и управления в нашей стране. Знание своей страны, богатейших культурных традиций является важной компетенцией современного молодого человека. Подготовка к Олимпиаде стимулирует школьников и взрослых участников (родителей и других членов семей) к изучению большого массива информации, содержащейся в Конституции РФ, других исторических, краеведческих и политико-правовых документах,  в научной и учебной литературе.

  1. Цели и задачи Олимпиады

Цель — объединение усилий всех участников образовательного процесса в  распространении исторических и гражданско-правовых знаний, направленных на освоение исторического наследия России, роли Псковской земли в истории нашей страны, традиций народного самоуправления, на демократизацию и гуманизацию взаимоотношений семьи и школы.

Задачи:

  • формирование правовой и политической культуры, навыков и умений активно и ответственно реализовывать гражданские права и обязанности в демократическом обществе, критического мышления
  • стимулирование взаимодействия и диалога общественных и государственных структур, семьи и школы по формированию гражданской идентичности
  • содействие диалогу между участниками Олимпиады – взрослыми и детьми
  • развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса.

 

  1. Участники олимпиады

Прямыми участниками Олимпиады могут быть только семьи (старшеклассники, вместе со своими родителями или просто родственниками). На заключительном этапе Олимпиады выступают семейные команды из трёх человек. При этом в команде не должно быть профессиональных юристов.  Других ограничений нет. Команда самостоятельно выбирает тренера-консультанта (как правило, таковым является учитель общественных дисциплин).

Принять участие в олимпиаде могут учащиеся учреждений общего и среднего профессионального образования Псковской области.

  1. Организация проведения олимпиады

Устанавливаются следующие этапы олимпиады:

Первый — на уровне образовательного учреждения. Проводится педагогическим коллективом образовательного учреждения на основании собственного положения. Итоги подводятся по собственным критериям. На следующий этап направляется семья – победитель школьного тура.

Второй – районный (городской) – проводится методической службой по вопросам и заданиям, разработанном районным (городским) жюри в рамках тематики областного финального тура.

Третий – областной — проводится   жюри по вопросам и заданиям  по согласованию с оргкомитетом.

Место проведения: МБОУ «Лицей № 4 «Многопрофильный» (г. Псков, ул. Коммунальная, д. 30). Проезд автобусами №№ 2, 3, 4, 17, 22, 30 — до остановки «Маяк»; № 14 – до остановки «Городская больница».  Регистрация – 9.30 -10.00, открытие Олимпиады – 10.00.

В областном этапе олимпиады возможно участие на основе самовыдвижения или выдвижения школы, муниципалитета, минуя I и II этапы.

Заявки на участие в заключительном туре олимпиады направляются до 18 марта 2019 г. в оргкомитет по электронной почте:

МБОУ «Лицей № 4 «Многопрофильный» г. Пскова — org23@pskovedu.ru

ПОИПКРОtpasman@rambler.ru

            Комитет по образованию Псковской областиedu-ook1@obladmin.pskov.ru

 

Сроки проведения

Первый этап – до «15» февраля 2019 г.

Второй этап — до «10» марта 2019 г.

Третий этап — «23» марта 2019 г.

 

  1. Руководство олимпиадой

Ответственными за проведение областного этапа являются Комитет по образованию Псковской области, Избирательная комиссия Псковской области, Центр гражданского образования ПОИПКРО, МБОУ «Многопрофильный лицей № 4» г. Пскова.

Для подготовки и проведения олимпиады создается оргкомитет.

Функции оргкомитета:

  • определяет конкретные сроки проведения олимпиады, раз­рабатывает и утверждает положение о проведении олим­пиады;
  • организует проведение олимпиады в соответствии с Поло­жением;
  • назначает председателя жюри;
  • утверждает проблематику олимпиады, тексты заданий для второго и третьего этапов;
  • совместно с жюри подводит итоги, награждает победите­лей;
  • составляет отчеты о проведенной олимпиаде и представ­ляет их соответствующим органам образования;
  • организует широкую пропаганду олимпиады через местную печать, радио, телевидение.

 

  1. Подведение итогов и награждение.

Итоги по первому и второму этапам подводятся на основании собственных положений школ и районов (городов).

При подведении общих итогов олимпиады победитель определяется по результатам третьего этапа в личном первенстве, исходя из суммы баллов, полученной за выполнение заданий третьего тура. Командное первенство среди школ, районов (городов) не определяется.

 Формы проведения и оценка конкурсов третьего этапа олимпиады:

Первый тур соревнований

Форма проведения – регламентированная дискуссия (игра) «Дебаты».
Тема: «Муниципальные органы самоуправления в Псковской области эффективно решают проблемы местного сообщества».

Выбор позиции (отрицание или утверждение) происходит в результате жеребьевки за 10 минут до начала тура. Оценка выступления команд осуществляется по стандартному протоколу игры «Дебаты»        

 Максимальное количество баллов за дебаты –30.

Второй тур соревнований

Форма проведения – письменная.

Эссе на одну из тем (по жребию):

Народное самоуправление в Псковской земле имеет глубокие традиции

Псковская Судная грамота – выдающийся источник отечественного права

Демократические традиции Средневековья в ганзейских городах России и Европы: общее и особенное

Нормативно-правовая база местного самоуправления в Псковской области

Проблемы взаимодействия граждан с органами местного самоуправления

 

По итогам второго (письменного) тура члены жюри оценивают выполнение участниками письменного проблемного задания.

При этом учитываются:

  1. Умение определить и вычленить проблему.
  2. Умение критически мыслить.
  3. Умение делать выводы и заключения.
  4. Умение логично и кратко излагать свои суждения.
  5. Соблюдение регламента.

За выполнение этого задания предусмотрено максимальное количество баллов –25.

Время, отведенное на написание эссе – не более 30 мин.

Третий тур соревнований

Форма проведения – устная. Команды представляют конкретные ситуации возникновения проблем взаимодействия граждан с органами местного самоуправления и способы их разрешения.

Продолжительность выступления – не более 10 мин. Вопросы и ответы – не более 5 минут.

По итогам третьего тура члены жюри оценивают две составные части соревнования: устное выступление команды по теме, ответы на вопросы команды-партнера.

При оценке устного выступления команды и ответов на вопросы команды-партнера учитываются:

  1. Умение раскрыть основную идею.
  2. Умение обосновывать свою позицию нормами права.
  3. Умение быть корректными в отношении других участников Олимпиады.
  4. Умение работать в команде.
  5. Умение дать точный ответ на вопросы команды-партнера.
  6. Соблюдение регламента.

За выполнение этого задания предусмотрено максимальное количество баллов –30.

 

Определение победителей:

Каждый член Жюри заполняет протоколы, где оценивает выступление каждой из команд, сдает их секретарю Олимпиады, производящему подсчет баллов.

Члены жюри имеют возможность (при соответствующей аргументации) дать дополнительные 5 баллов одной из команд по любой номинации. Соответствующее решение также оформляется протоколом.

Если по итогам устного и письменного туров две команды набрали одинаковое количество баллов, жюри формулирует задачу по решению конкретной правовой ситуации и по итогам ответов определяет победителя.

По итогам соревнований в трех турах определяются команды, занявшие призовые места:

  • одно первое место;
  • одно второе место;
  • два третьих места. Все участники Семейной олимпиады получают памятные подарки. Дипломом I степени награждается команда, имеющая наибольшее количество баллов (не менее 70% от максимального количества баллов). Дипломами II и III степени награждаются команды, набравшие количество баллов по ниспадающей шкале.         

Решение Жюри оглашается в торжественной обстановке.

 

Приложение 1.

  Состав оргкомитета:

  1. Барышников Геннадий Иванович – сопредседатель, первый заместитель председателя Комитета по образованию Псковской области.
  2. Ковальчук Сергей Владимирович – сопредседатель, секретарь Избирательной комиссии Псковской области.
  3. Цецерский Иван Николаевич – Глава города Пскова
  4. Жихаревич Михаил Ефимович – зам. председателя, кандидат философских наук, доцент, заведующий Центром гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования (далее ПОИПКРО).
  5. Озерова Светлана Алексеевна – директор МБОУ «Псковский технический лицей»
  6. Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву, координатор образовательных программ Центра гражданского образования ПОИПКРО.
  7. Платонова Валентина Николаевна – директор МОУ «Многопрофильный лицей № 4» г. Пскова.

Состав жюри:          

  1. Жихаревич Михаил Ефимович – председатель, кандидат философских наук, доцент, заведующий Центром гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования.
  2. Ковальчук Сергей Владимирович – секретарь Избирательной комиссии Псковской области.
  3. Лапицкая Ольга Домионовна координатор научно-методической работы ПОИПКРО, кандидат философских наук, доцент.
  4. Мотин Антон Юрьевич – директор Автономной некоммерческой организации «Псковский областной центр реализации семейных проектов «Современная семья».
  5. Никонов Семен Юрьевич, председатель Псковской областной общественной организации «Центр устойчивого развития Псковской области», член Общественной палаты г. Пскова.
  6. Озерова Светлана Алексеевна – директор МБОУ «Псковский технический лицей»
  7. Павлов Валерий Федорович – доцент Псковского государственного университета, Почетный гражданин г. Пскова, член Общественной палаты Псковской области.
  8.  Пасман Татьяна Борисовна – координатор образовательных программ Центра гражданского образования ПОИПКРО.

 

 

Приложение 2.

Основные источники для подготовки к Олимпиаде: 

  1. Конституция Российской Федерации — http://www.constitution.ru/
  2. Устав муниципального образования «Город Псков» — http://docs.cntd.ru/document/924001554; https://informpskov.ru/news/281098.html
  3. Псков и Ганза в эпоху средневековья. Видеолекция доктора исторических наук В.А. Аракчеева — http://pskoviana.ru/istoriya/persony/104-pskovhistory/i-obraz-i-zvuk-v-drevnem-imeni-pskova/497-arakcheev-v-a
  4. Баранов Н.А. «Демократические традиции Средневековья — http://nicbar.ru/politology/study/kurs-demokratiya-istoriya-i-sovremennost/326-lektsiya-2-demokraticheskie-traditsii-srednevekovya
  5. Бородай И.А. Анализ процесса взаимодействия населения и органов местного самоуправления псковского района псковской области/[Электронный ресурс] http://ind.pskgu.ru/projects/pgu/storage/wt/wt102/wt102_08.pdf. Дата последнего посещения 10.12.2018
  6. Ганза. История и современность — http://pgmcpskov.ru/news/5268
  7. Из истории становления органов городского и земского самоуправления в Псковской губернии. / Подборка документов подготовлена начальником отдела информации, публикации и научного использования документов ГКУ ПО «Государственный архив Псковской области» Н.И. Исаковой. [Электронный ресурс] http://archive.pskov.ru/node/1734. Дата последнего посещения 10.12.2018
  8. Костомаров Н.И. Русская республика (Северорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки) — https://history.wikireading.ru/114541
  9. Псковский край в истории России — Псков, 1996. Иванов Е.П. http://fedoroff.net/load/books/history/pskovskij_kraj_v_istorii_rossii_pskov_1996_ivanov_e_p/41-1-0-128
  10. Органы государственной власти и местного самоуправления в Псковском крае (конец XVIII — XX вв.) : очерки истории : [12+] / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Псков. фил. ; [авт. коллектив: Л. В. Алиева и др. ; рук. авт. коллектива и науч. ред. А. В. Филимонов]. — Псков : Псковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, 2014/[Электронный ресурс] http://gosakpskov.ru/store/NAUKA/Trudj/Organ-vlast.pdf . Дата последнего посещения 10.12.2018
  11. Псковская вечевая республика — Псковская судная грамота/ Проект «100 главных документов российской истории» [Электронный ресурс] http://doc.histrf.ru/10-16/pskovskaya-sudnaya-gramota/ . Дата последнего посещения 10.12.2018
  12. Ассоциация «Совет муниципальных образований Псковской области» — сайт http://amopsk.ru/
90 queries in 1,196 seconds.