Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направил для использования в работе методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.

Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей

Приложение

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод. Формирование высокого уровня правовой культуры, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности — основные направления деятельности образовательных организаций по формированию основ гражданственности и правовой культуры. Достижение указанных целей возможно лишь при грамотной организации, в первую очередь в образовательных организациях, работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.

Данные методические рекомендации разработаны в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р совместно с Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

Рекомендации направлены на оказание информационной и методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных организаций в организации работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Основными направлениями деятельности образовательных организаций в рамках повышения правовой грамотности должны являться:

— разработка программ, методических пособий, включающих правовую тематику;

— обучение обучающихся основам правовой культуры с целью повышения гражданской активности и формирования навыков ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в том числе, соблюдая социальные обязанности и отстаивая собственные права;

— реализация программ повышения правовой грамотности для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;

— повышение уровня правовой грамотности педагогов.

В соответствии с этим, всю работу в образовательных организациях по повышению правовой грамотности целесообразно разделить на три целевые группы, с учетом их особенностей, различных ролей и соответственно требуемых различных подходов при организации мероприятий:

  1. Дети, обучающиеся в образовательных организациях.
  2. Родители (законные представители).
  3. Педагоги, участвующие в воспитании детей.Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей.

Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности:

— формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений;

— профилактические работы со школьниками всех возрастов;

— формирование правовая культура каждого обучающегося.

Задачи:

— формирование терминологического аппарата;

— закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;

— формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства -необходимая часть жизни в обществе;

— прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;

— формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства;

— социализация личности школьника.

Мероприятия по правовому воспитанию учащихся должны проводиться не только чтобы дать детям знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.

Основные формы и методы повышения правовой грамотности детей

Основные методы для накопления обучающимися теоретических знаний — лекции, беседы. Используются в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах.

Использование различных интерактивных форм мероприятий (конкурсы, викторины, конференции, семинары и другие) обеспечивает высокий уровень усвоения и запоминания информации.

Отдельные формы мероприятий (практикумы, деловые игры, дискуссии и т.п.) способствуют формированию навыков использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Важным является выстраивание единой содержательной линии, при которой внеклассные мероприятия дополняют и закрепляют материал, полученный на уроках.

Примерные темы мероприятий для детей

— Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.

— Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Семья и брак. Добрачное поведение. Проблема неполных семей.

— Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.

— Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные правоотношения. Права потребителя.

— Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность.

— Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.

— Религия и ее роль в обществе. Религии и конфессии России. Традиционные и нетрадиционные верования. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.

— Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль.

— Народность, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм. Национальная политика России.

— Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и административные взыскания.

— Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.

— Социальная стратификация и социальные отношения.

— Демографическая политика России.

— Конфликт и основные способы его разрешения.

— Социальное и протестное движения, их характеристика и масштабность.

— Мораль и нравственность. Нравственные категории и добродетели. Милосердие. Долг. Справедливость и равенство. Духовная жизнь человека и общества.

Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей)

При проведении мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей) важнейшее значение имеет семейно-правовой аспект, в связи с чем участники образовательного процесса — родители обучающихся — должны получить более глубокие знания в области семейного права, бесплатные юридические консультации по вопросам детско-родительских правоотношений, знания и навыки по урегулированию детско-родительских конфликтов. Важнейшим требованием к проведению мероприятий является активная, творческая форма проведения занятий, направленная на формирование родительских компетенций посредством приобретения теоретических знаний, их закрепления и применения в конкретных жизненных ситуациях. Должно быть предусмотрено использование online вещания, других дистанционных технологий, работу со справочно-правовыми системами.

Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей):

— получение базовых юридических знаний в сфере детско-родительских правоотношений;

— получение правовых знаний родителями обучающихся как участниками образовательного процесса;

— поддержка и формирование традиционных семейных ценностей как основы развития и сохранения семьи;

— воспитание ответственного отношения к своим родительским правам и обязанностям;

— профилактика детско-родительских конфликтов, семейного неблагополучия;

— поддержка семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и в социально опасное положение.

Задачи мероприятий:

— поддержка, обучение и семейно-правовое просвещение родителей в сфере детско-родительских правоотношений;

— формирование позитивного правового сознания родителей в детско-родительских правоотношениях;

— воспитание «ответственного родительства» посредством реализации мероприятий программы и оказания бесплатной правовой помощи родителям обучающихся колледжа.

Основные формы работы с родительской аудиторией.

Лекции (лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция).

Практические занятия (дискуссия, тренинги, case-study — решение ситуативных задач, выполнение контрольных заданий, индивидуальные и групповые юридические консультации, выполнение творческих заданий, ролевые игры, тестирование, анкетирование, просмотр и обсуждение фрагментов фильмов семейно-правовой тематики, викторина, конкурсы, консультации специалистов, выступления сотрудников правоохранительных органов, «круглые столы» и др.)

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

— получение и углубление знаний в области семейного права, повышение правовой культуры детско-родительских правоотношений, ответственности родителей за воспитание своих детей;

— улучшение взаимодействия и взаимопонимания детей со своими родителями;

— формирование конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем;

— повышение активности участия родителей в учебно-воспитательном процессе, повышение заинтересованности родителей в успехе своих детей.

В результате семейно-правового просвещения родители должны знать права и гарантии, обязанности и ответственность родителей и детей, должны уметь:

— выступать представителями интересов своих детей в административных и судебных процедурах;

— предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации;

— научить ребёнка правилам личной безопасности;

— уметь правильно оформлять социальные пособия на детей и других членов семьи.

Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей

Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников:

— развитие правовой компетентности педагогов в области воспитания несовершеннолетних;

— совершенствование системы правоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса организаций образования Российской Федерации.

Задачи:

— повышение квалификации педагогов в области гражданско-правовых знаний;

— объединение усилий школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;

— совершенствование системы воспитательной деятельности в образовательной организации;

— развитие гражданско-правового образования в школах.

Мероприятия по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей должны обеспечивать:

— систематическое изучение нормативных правовых документов различного уровня, обеспечивающих защиту, реализацию прав и свобод детей;

— информирование о международных, федеральных, региональных документах, касающихся прав, обязанностей, ответственности детей и их родителей,

— изучение методик и технологий;

— обучение использованию в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов правового просвещения;

— поддержку поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

— разработку и реализацию программ освоения основ права;

— мониторинг правовых знаний и поведения учащихся.

Основные формы мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей:

— лекции, беседы;

— консультации, тренинги, семинары-практикумы;

— другие формы просветительских мероприятий.

Формы работы по повышению правовой грамотности педагогических работников должны предполагать высокий уровень правовых знаний и правового поведения педагогов, воспитателей, социальных работников, руководителей кружков и секций, тренеров и др.

Примерные темы мероприятий для педагогов:

— формы государственно-общественного управления;

— основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— административная, гражданско-правовая дисциплинарная, уголовная ответственность педагогов;

конвенция о правах ребенка;

— основные гарантии прав ребенка в РФ;

— право ребенка на летний отдых; правовые аспекты организации летней оздоровительной работы с детьми.

Список нормативно-правовых актов, рекомендуемых для использования при проведении мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);
  2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.);
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 04.11.1950);
  4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  5. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.);5*. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
    _______________
    * Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
  6. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ;
  8. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ;
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 30.12.2001 г.

Список литературы

  1. Главный закон нашей жизни: по страницам Конституции Российской Федерации//Детская энциклопедия. — 2013. — N 8.
  2. Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
  3. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности/И.И.Евтушенко//Социально-гуманитарные знания. — 2011. — N 4.
  4. Ишеков К.А. Теоретико-правовые основы реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти: монография/под общ. ред. П.П.Сергуна; РПА Минюста России, Поволжский (г.Саратов) юридический институт (филиал). М.: Саратов: РПА Минюста России, 2012. 97 с.
  5. Певцова Е.А. О некоторых аспектах формирования правового сознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе//Основы государства и права. — 2005. — N 1. — С.49-61.
  6. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебно-методическое пособие/Е.А.Певцова. — М., 2003.
  7. Рассолова Е.А. Правовое воспитание старшеклассников//Вестник Университета Российской Академии Образования. — 2007. — N 1. — С.45-47.
81 queries in 1,001 seconds.