В «Учительской газете» № 51 от 20 декабря за 2016 год в рубрике «Образовательное право» опубликован ответ на вопрос о законодательном урегулировании требований к макси­мальному объему домашнего задания для школьника в статье Татьяны Погореловой «Да не скоро дело делается»:

«В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) об­разовательная организация обязана обеспе­чивать реализацию в полном объёме обра­зовательных программ, соответствие каче­ства подготовки установленным требовани­ям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особеннос­тям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся.

В связи с многочисленными обращениями участников образовательных отношений по вопросу перегрузки учащихся в ходе освое­ния основных общеобразовательных про­грамм Минобрнауки России письмом от 18.06.2015 г. №НТ–670/08 направило Мето­дические рекомендации по организации са­моподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основ­ным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего обще­го образования, разработанные ФГАУ «Фе­деральный институт развития образова­ния».

В частности, в рекомендациях отмечено, что при разработке рабочей программы учебного предмета учитель может предус­мотреть задания для самостоятельной под­готовки учащихся (далее – домашнее зада­ние).

Содержание, объем, форма и периодич­ность домашних заданий учащихся опреде­ляются в том числе:

–          планируемыми результатами освоения изучаемого материала (темы, раздела, моду­ля и пр.) и его спецификой;

–          уровнем мотивации и подготовки уча­щихся по конкретному учебному предмету (одарённые, слабоуспевающие и др.);

–          уровнем сложности домашнего задания (репродуктивный, конструктивный, твор­ческий).

Выполнение заданий учителя, в том числе домашних, предусмотрено Законом: учащи­еся обязаны добросовестно осваивать обра­зовательную программу, осуществлять са­мостоятельную подготовку к занятиям, вы­полнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

При реализации утверждённых рабочих программ учебных предметов и планирова­нии домашнего задания учителю необходи­мо учитывать:

–          ранг трудности учебного предмета в со­ответствии со шкалой трудности учебных предметов;

–          суммарную дневную учебную нагрузку учащихся (плотность и эффективность уро­ка; количество уроков; проведение конт­рольных работ, мониторинга и пр.);

–          день недели (начало/конец недели);

–          плановые перерывы для отдыха (пред­праздничные, праздничные, выходные дни; каникулы и пр.);

–          особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.

При организации выполнения домашнего задания учащимися в образовательной организации педагогические работники также должны учитывать рекомендации СанПиН:

–          обучение в первом классе проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий;

–          объем домашних заданий (по всем учеб­ным предметам) должен быть таким, что­бы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2–3-х классах – 1,5 часа, в 4–5-х классах – 2 часа, в 6–8-х классах – 2,5 часа, в 9–11-х классах – до 3,5 часа. Учебные предметы, требующие больших затрат времени на до­машнюю подготовку, не должны группиро­ваться в один день;

–          начинать самоподготовку целесообразно в 15–16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспо­собности;

–          приготовление уроков проводить в закреплённом помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащегося;

–          предоставлять выбор очерёдности выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с учебного предмета средней трудности; предоставлять возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определённого этапа работы;

–          проводить «физкультурные минутки» длительностью 1–2 минуты.

Рекомендовано организовать разъяснительную работу среди учителей и родителей (законных представителей) учащихся по вопросам организации выполнения домашнего задания.

Кроме того, для осуществления контроля  внутри образовательной организации может быть применён встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учёта объёма домашних заданий, фиксирующий предполагаемое время выполнения каждого задания и отражающий его суммарное значение.

В случае необходимости на основе полученной информации администрацией образовательной организации должны быть приняты меры по его оптимизации.»

Источник: «Учительская газета» № 51 от 20 декабря за 2016 год

91 queries in 1,225 seconds.