25 – 28 января 2016 г. в Москве состоялись два значимых исторических мероприятия, посвященных истории Холокоста: Шестнадцатая ежегодная Международная конференция школьников и X  Международная конференция студентов и молодых ученых «Холокост: память и предупреждение», организованные Научно-просветительным Центром «Холокост» совместно с Центром «Изучение и преподавание истории Холокоста и геноцидов» РГГУ при поддержке Правительства Москвы, Российского еврейского конгресса, Музея Холокоста и еврейского наследия и Института «Справедливый мир». Псковскую область на данной конференции представляли Пузыня Екатерина, учащаяся 8 класса МБОУ «Гимназия» г. Невеля и Пасман Татьяна Борисовна, координатор образовательных программ Центра гражданского образования ПОИПКРО. 

Более 80 участников (школьников, педагогов, студентов и аспирантов) из разных городов России, Армении, Беларуси и Германии выступали с докладами и принимали участие в мемориальных и официальных мероприятиях. Конференции стали одним из ключевых событий «Недели памяти», посвященной 71-ой годовщине освобождения Красной Армией узников лагеря смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим) и Международному дню памяти жертв Холокоста, отмечаемому во всем мире.

Совместное открытие конференций состоялось в Зале Ученого Совета РГГУ 25 января. В нем принимали участие первый проректор РГГУ, директор Историко-архивного института профессор Александр Безбородов, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов, народный артист России, руководитель Международного культурного центра им. Соломона Михоэлса Михаил Глуз, сопредседатель Центра «Холокост», профессор РГГУ Илья Альтман.

В этот же день начинающим исследователям представилась возможность заглянуть в «мастерскую» известного израильского кинодокументалиста Бориса Мафцира, который показал фрагменты своего нового документального фильма «Холокост. Восточный фронт», посвященного мемориализации и исторической памяти о Холокосте в современной России. Выбранный режиссером формат дискуссионного заседания позволил участникам задать интересующие вопросы, высказать свое впечатление о фильме, порассуждать о роли документального кино в сохранении памяти о Холокосте и возможности его использования в просветительских целях. После просмотра свои интересные комментарии дали Евгений Стельмаченко (Тамбов) и Алина Гилёва (г. Северодвинск).

Конференция   проходила в различных залах: Российском государственном гуманитарном университете  (РГГУ), Музее Холокоста в Мемориальной синагоге  на Поклонной Горе и – впервые! – в одном из залов заседаний Государственной Думы. На ней были представлены доклады  школьников 8-11 классов из 16 регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга,  Владимира, Вологды, Орла, Тамбова, Томска,  Республики Крым ( г. Джанкой), Архангельской (г. Северодвинск), Брянской (г. Речица),  Калужской (г. Перемышль), Ленинградской (г. Синявино), Тверской ( г. Бежецк), Псковской (г. Невель),  Саратовской (г. Пугачёв) и Челябинской (г. Миасс) областей.  Большинство докладчиков стали победителями или призерами региональных отборочных туров; некоторые из них уже  выступали со  своими докладами перед сверстниками областных конференциях по истории Великой Отечественной  войны.

Каждый день работы конференции был насыщен как информативно, так и эмоционально.

Заседанием первой секции конференции школьников «Поисковая, проектная и исследовательская работа учащихся по истории Холокоста: результаты работы с разнотипными комплексами источников», проходившей в РГГУ, руководила Пасман Т.Б.

27 января участники конференции посетили здание Государственной Думы Российской Федерации, где была развернута документальная выставка «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение». После экскурсии по выставке, на высшем уровне проведенной Ильей Альтманом, участники конференции расположились в одном из залов заседаний в здании Думы, где состоялась совместная со студентами секция «Уничтожение и спасение евреев в годы Холокоста». Модераторами данной секции стали И.А. Альтман и Т.Б. Пасман. Первой среди докладчиков была представительница Псковской области – Пузыня Екатерина с выступлением по теме «В “Список Шиндлеров”. Исследование влияния Холокоста на историю моей семьи».

Во второй половине дня состоялось подведение результатов XV Международного конкурса работ о Холокосте, ставшее приятным сюрпризом невельчанки Пузыни Е., которая вошла в число победительниц конкурса, заняв 3-е место.

Бурную дискуссию 28 января вызвал просмотр и обсуждение фильма «Аллеи Буниных» с режиссером Григорием Илугдиным. Школьники и студенты отметили, что фильм смотрится на одном дыхании, запоминается и вызывает желание вернуться к нему и посмотреть еще раз.  Фильм можно использовать на уроках литературы и истории в старших классах, во внеурочной деятельности не только при изучении творчества и жизненного пути И. Бунина, но и  на уроках, посвященных судьбам русской эмиграции.

Никого не оставил равнодушным спектакль Московского Педагогического Театра Подростков «Право на жизнь», представленный на Поклонной  горе, а также мемориальный вечер в «Геликон–опере», где двое школьников —  Семина Елена (Москва) и Анисеева Наталья (г. Перемышль)  получили дипломы победителей конкурса в номинациях  «Работы школьников»  и «Творческие работы». С каждым днем  росла активность на секциях участников конференции и их  научных руководителей.   Учащиеся демонстрировали умение работать с документами, периодической печатью, анализировать научные тексты, использовать интервью в качестве исторического источника.

Все школьники с честью выдерживали формат конференции. Что было не очень просто, т.к., в целом, работа с каждым докладом продолжалась около 30 минут: 10 – 12  минут —  выступление, затем ответы на вопросы и обсуждение. Значит, все это время докладчик находился в центре внимания всех участников работы секции.

Важную роль в повышении дискуссионной активности школьников сыграл тренинг, проведенный сотрудниками Центра «Холокост» Марией Гилевой и Светланой Антоновой  в первый день конференции. Он позволил не только лучше познакомиться всем участникам конференции, но и выявить проблемное поле понимания вопросов, связанных с историей Холокоста, геноцидами XX века. Далее эти вопросы обсуждались не только в ходе работы секций, но и за рамками заседаний. Активными участниками тренинга стали не только школьники, но и научные руководители. Для них было полезно увидеть пробелы в знаниях ребят, направленность их интересов. Кроме того, тренинг позволил установить в группе деловой настрой и взаимопонимание, что важно для эффективной совместной работы, преодоления скованности в ходе дискуссий, позитивного отношения к критическим замечаниям участников.

Доклады на секциях были объединены общей тематикой, обозначенной в программе, что делало заседания целостными, создавало условия для эффективного  обсуждения участниками не только выступлений, но и более широких проблем истории Холокоста.

Модераторы секций – научные руководители  и организаторы региональных конференций —  не только отмечали высокий уровень ряда работ, но старались давать советы по их доработке для будущей публикации, предлагать новые повороты темы для продолжения исследований.

Среди предложений по совершенствованию исследовательских работ и выступлений наиболее часто звучали следующие:

  • более точно и конкретно формулировать тему исследования и доклада, соотносить ее с целью, задачами, объектом, предметом исследования и выводами;
  • критично относится к использованным источникам и литературе (подвергать анализу и перепроверке), расширять их круг, правильно оформлять ссылки;
  • представлять в содержании работ лабораторию исследования (каким образом находили источники, как обрабатывали, кто и какую помощь оказывал);
  • активно включать в работы региональный материал (интервью с участниками событий);
  • четко соотносить текст устного выступления с подготовленным иллюстративным материалом и техническими возможностями различных аудиторий (избегать повторов, учитывать проблемы использования техники).

При подготовке доклада наставникам и школьникам следует помнить о том, что  во время устного выступления на конференции не надо полностью  пересказывать содержание работы, а необходимо сделать акцент на цели, задачах, методах исследования и выводах. Обязательно нужно указывать источники, которыми пользовались при написании работы (если таковых много, то можно перечислить группы источников).

Интересным является и то, с какими проблемами или трудностями столкнулся автор при написании работы, как их решал.

Дискуссии по докладам показали, что не все школьники готовы к участию в них: некоторые не умеют точно и лаконично формулировать вопросы и отвечать на них, не различают вопросы и суждения. Для ряда участников проблема включения в обсуждение докладов была вызвана тем, что они не были знакомы с общими исследованиями по истории Холокоста, не владели понятийным аппаратом (на школьном уровне).

В целом, конференция прошла на высоком уровне, была прекрасно организована и стала событием в жизни каждого ее участника.

Татьяна Пасман, координатор образовательных программ Центра гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования, г. Псков

Мария Гилева, сотрудник НПЦ «Холокост»,

Светлана Тиханкина, кпн, зам. директора школы №20 г. Вологда

Наталья Хлистунова, кпн, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №295, г. Санкт-Петербург

Метка: , , ,

72 queries in 1,091 seconds.