2015 год в России объявлен Годом литературы. Центр инновационных образовательных технологий приглашает к сотрудничеству учителей-филологов, преподавателей русского языка и литературы  учреждений образования Псковской области по проблемам филологического образования.

Доктор филологических наук, профессор Андрей Борисович Перзеке предлагает провести в районах серию лекций по изучению программных произведений  русской литературы в общеобразовательных и профильных  классах.

В ходе семинаров предполагается рассмотрение современных подходов в обучении литературе,  необходимое учителю осмысление и построение учебного материала для успешного проведения уроков по избранным темам действующей программы в свете Федеральных государственных образовательных стандартов. Автор исходит из того, что представления учителя должны соответствовать современных тенденциям и научным подходам к преподаванию литературы и выступать основой для оптимального формирования содержания и способов проведения конкретных уроков в соответствии с новыми требованиями.

По вопросам организации и проведению семинаров можно обращаться по тел. 8(8112)66-34-27; 8(8112)66-34-33

e-mail: mariss1@yandex.ru (Марина Викторовна Васильева, методист по русскому языку и литературе) и perzeke@rambler.ru (Андрей Борисович Перзеке)

Темы:

  1. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»: её особое место в творчестве поэта, основные идеи, главные принципы изучения на уроке.
  2. Моделирование уроков литературы по произведениям А.С. Пушкина «Полтава», «Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка».
  3. Обновление школьного анализа произведений А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке».
  4. Особенности анализа произведений М. Ю. Лермонтова в школе.
  5. О современном преподавании в школе романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  6. Системный и сравнительно-сопоставительный анализ на уроках литературы рассказов А. П. Чехова «Ионыч» и «Дама с собачкой».
  7. Современные подходы к изучению поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
  8. Подходы к изучению на уроках поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина» и поэмы Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай».
  9. Лирический цикл М. Цветаевой «Лебединый стан» и принципы ознакомления с ним учащихся.
  10. Пути школьного анализа поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»: историзм и автобиографизм, лиро-эпическая жанровая суть, поэтическое мастерство, Библейские мотивы, мотив памяти и памятника.
  11. Моделирование урока по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
  12. Основные подходы к изучению на уроке и дома текста романа М. А. Булгакова «Белая гвардия».
  13. Поэзия и судьба Владимира Маяковского в современной школьной интерпретации, формирования материала для урока.
  14. Основные подходы к изучению в школе романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», анализ стихотворений «Гамлет» и «Зимняя ночь».
  15. Творчество М. А. Шолохова в современном школьном изучении, использование учителем различных видов анализа.
  16. Своеобразие интерпретации и изложения учебного материала по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича.

     Теория литературы на уроках в соответствии с ФГОС.

  1. Вечные темы в литературе и пути их осмысления учащимися на уроках.
  2. Оптимизация понятийных категорий «художественного мира» и «картины мира писателя» на уроках литературы для успешного выполнения государственного стандарта.
  3. Оперативное и универсальное использование на уроках литературы категории «творческая индивидуальность писателя».

                        Темы лекций по программе для 5 — 6 классов

/М.Ю. Перзеке, кандидат филологических наук/

ФГОС по литературе подразумевает изучение в 5-х – 6-х классах мифов народов мира как особого явления древней культуры, устного народного творчества и его жанров, включая жанр народной сказки, а также литературной сказки в творчестве русских писателей XIX века. Лекции предлагают необходимое учителю содержание учебного материала для успешного проведения уроков по избранным программным темам в свете государственных стандартов обучения.

  1. Пути изучения мифа на уроке литературы в 5 классе.
  2. Принципы формирования учебного материала по устному народному творчеству и его жанрам в 5 классе.
  3. Особенности преподавания в 5 классе русских волшебных народных сказок. Современный школьный анализ сказки «Царевна-лягушка».
  4. Сказки народов мира и основные способы их изучения в соответствии с программой на уроках в 5 классе.
  5. Русские былины как фольклорный жанр и своеобразие построения их анализа на уроках в 6 классе.
  6. Принципы изучения русской литературной сказки в творчестве А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Антония Погорельского, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского. Особенности сказочного смысла и пути его анализа на уроках.

 

 

 

Метка: , ,

101 queries in 1,538 seconds.