Санкт_Петербург_29_04_201428 – 29 апреля 2014 г. в Санкт-Петербурге состоялся Дискуссионный Форум «Права человека и тема Холокоста в документальном кино». Его организаторами выступили НПЦ «Холокост», Международный банковский институт, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования и Комитет по образованию г. Санкт- Петербурга. В работе Форума приняли участие ученые – исследователи, преподаватели, методисты, студенты и школьники из разных регионов России. Псковскую область на Форуме представляли сотрудники ПОИПКРО Пасман Татьяна (координатор образовательных программ Центра гражданского образования) и Васильева Марина (методист Центра инновационных образовательных технологий).

Основная проблема, обсуждавшая на дискуссионных площадках и мастер-классах Форума – содержательные и методические аспекты использования кинодокументалистики для формирования установок толерантного сознания в молодежной среде, противодействия и профилактике ксенофобии, сохранения памяти о жертвах геноцидов и терроризма. Участники представили и проанализировали российский, региональный и международный опыт включения документальных лент в учебную и воспитательную системы школ, вузов, учреждений дополнительного образования. В числе значимых проблем использования кинодокументалистики выступающие назвали следующие:

—        поиск и оценка научной достоверности фильмов, имеющихся в свободном доступе,

—        неподготовленность учащихся к восприятию документального кино,

—        перегруженность учебных программ,

—        отсутствие методического сопровождения к имеющемуся банку фильмов,

—        оснащенность аппаратурой для просмотра документальных фильмов учебных кабинетов и др.

В процессе обсуждения двух фильмов, представленных на Форуме — «Страдание памяти» и «Список Киселева» — участвовали школьники – учащиеся еврейской школы Санкт-Петербурга и студенты Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Они отметили сложность для восприятия молодежной аудиторией фильмов по правозащитной тематике и истории Холокоста и важность предварительной подготовки учащихся. В то же время ребята подчеркнули, что без подобных источников знаний изучение истории и обществознания мало что дает для развития эмпатии и гражданских качеств личности. Они, как и все участники Форума, высоко оценили активное участие в дискуссии автора фильма «Страдание памяти», профессора Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, заслуженного работника культуры России, члена Союза кинематографистов Юрия Калугина, который представил авторскую позицию, помог понять замысел и оценить использованные художественные средства.

Ярким моментом Форума стало сообщение модератора сессии Ю.А. Домбровского об установлении новой мемориальной доски на памятник жертвам Холокоста в Ростове на Дону. Именно проблемам, связанным с этим памятником, посвящен фильм Ю. Калугина.

Большие споры в аудитории вызвал вопрос о требованиях, которые необходимо предъявлять к отбору документальных фильмов, включению наиболее проблемных и трагических сцен в занятия со школьниками. Этот вопрос, на мой взгляд, требует дальнейшего изучения, обсуждения и консультаций с психологами.

Наиболее эффективным педагогическим инструментарием для работы с документальными фильмами подавляющее большинство выступающих назвали технологию развития критического мышления, разные виды дискуссий и проектную деятельность. Использование этих технологий и приемов в учебном процессе требует специальной подготовки учителей, их собственного умения вести дискуссию, глубоко разбираться в вопросах, поднятых создателями фильмов, быть гибкими во время проведения занятий. Для того, чтобы научиться всему этому, необходимо системно включать подобные формы и приемы в повышение квалификации педагогов, поводить модельные занятия на курсах и семинарах. Потребность в практическом освоении представленных докладчиками приемов высказали педагоги в ходе обсуждения докладов.

Большим плюсом Форума было то, что доклады обсуждались с разных сторон. Методологические — исторические и философские — темы (И.А. Альтмана, Б.Н. Ковалева, А.Е. Гербер, Б. Мафцира) вызывали вопросы о наиболее эффективных и эффектных формах и методах их включения в практику. Выступления по методике (Н.И. Элиасберг, Е. Поднебесных, Е. Петровой, Е. Муштавинской, И. Лапиной и др.) побуждали участников к поиску точного и глубокого исторического содержания, которое не позволит поверхностно и легковесно осваивать такие сложные вопросы как права человека и проблемы их нарушения в условиях мировых и локальных войн, кризисов, геноцидов и других современных цивилизационных конфликтов. Пасман Татьяна выступила на пленарном заедании с докладом по теме «Современные приемы и технологии использования кинодокументалистики как средства профилактики ксенофобии и интолерантности у школьников (из опыта работы с фильмами по истории Холокоста)». Обсуждение велось активно и конструктивно, публично и в кулуарах между заседаниями. Форум проводился в рамках проекта, который Научно-просветительный центр «Холокост» (Москва) реализует совместно с партнерами в различных регионах России. В число партнеров входит Центр гражданского образования ПОИПКРО. Подобные Форумы пройдут еще в трех регионах страны. Их задача – выявить позитивный опыт использования кинодокументалистики в процессе изучения тем, связанных с правами человека и историей Холокоста. По результатам будет создано методическое пособие, куда войдут методологические и методические статьи, конспекты модельных уроков и других занятий с учащимися школ, колледжей, вузов.

Приятно активное заинтересованное участие в Дискуссионном форуме доктора педагогических наук О.Е. Лебедева, ректора МБИ А. С. Харланова, Генерального консула Израиля в Санкт-Петербурге Эдди Шапира. Их выступления, суждения и комментарии помогали участниками глубже понять актуальность обсуждаемых вопросов, перспективы их решения. В этом смысле знаковым стало предложение ректора МБИ о проведении серии семинаров для студентов петербургских вузов по проблемам истории Холокоста, прав человека, противодействия ксенофобии. Эта идея может получить свое развитие, если занятия со студентами будут проводиться интерактивно межрегиональной командой с использованием обсужденного на форуме инструментария и содержания. Такой опыт командной работы в Псковской области и других регионах России (Казань, Пермь, Новосибирск и др.) есть у сотрудников Центра гражданского образования и кафедры методологии постдипломного педагогического образования ПОИПКРО

В целом первый Дискуссионный Форум прошел интересно, разнообразно, насыщенно и ярко. Большая часть представленных на нем идей будет воплощена в методическом пособии: по итогам нескольких таких встреч в разных регионах страны «родится» продукт, который поможет педагогам в их непростой работе с учащимися.

Метка: ,

93 queries in 1,094 seconds.