Источник: журнал «Вестник образования», № 5, январь 2014.

«О проекте концепции поддержки развития педагогического образования

В январе 2014 года Минобрнауки России представило на общественное обсуждение проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Как отметил на заседании Комитета по образованию Госдумы директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, документ посвящён вопросам повышения качества образования в области педагогики и эффективности работы образовательных организаций, реализующих соответствующие программы.

 В Послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года Президент РФ Владимир Путин сказал: «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Прошу подготовить комплексную программу обновления кадров для школ. Знаю, что Министерство образования этим уже занимается, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей. Нужно завершать эту работу по подготовке этой программы».
Для разработки комплексной программы в Минобрнауки России создана рабочая группа под руководством первого заместителя министра Натальи Третьяк. Она состоит из четырёх комиссий, каждая из которых отвечает за свой участок работы – апробация и внедрение профессионального стандарта педагога, обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагога, повышение социального статуса и престижа профессии педагога, модернизация педагогического образования. Таким образом, проект Концепции поддержки развития педагогического образования – это один из шагов в создании интегрированной, комплексной программы, которая будет представлена в Правительство Российской Федерации до 1 июня 2014 года.
Идея создания концепции возникла 1,5 года назад, когда были подведены итоги первого мониторинга эффективности государственных вузов. Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов поручил создание рабочей группы, чтобы разобраться в ситуации и принять необходимые решения. Звучали предложения оценивать работу педагогических вузов по особым критериям, но, с точки зрения рабочей группы, это лишь консервировало бы ситуацию. Точно так же далеко не для всех педагогических вузов и их филиалов был бы оптимальным путь присоединения к федеральным или классическим университетам. И задача была поставлена иначе: провести модернизацию образовательных программ и на основе этого повысить эффективность работы образовательных организаций. Именно этой логикой руководствовалась рабочая группа, создавая проект концепции.
По мнению одного из разработчиков проекта, академика РАО Виктора Болотова, среди идей, заложенных в документе, наиболее важны следующие:
Во­-первых, акцент на педагогическую практику, причём не в прежнем смысле, когда студенты какое­то время проводили в школе и получали зачёт. Педагогическая практика – это когда школа становится экспериментальной площадкой для будущих учителей. Они не просто приходят туда на семестр, отрываясь от учёбы, Они так или иначе там присутствуют в ходе учебного процесса и на практике осваивают то, что в вузе им дают в теории. Чтобы эту идею реализовать, у вузов, где готовят педагогов, должны быть свои базовые школы.
Во-­вторых, это возможность для одних студентов уйти с педагогических программ, а для других – наоборот, перейти на эти программы. Хорошо известно, что многие выпускники педвузов не хотят работать в школах, но, поняв это ещё во время обучения, изменить свою образовательную траекторию не могут. В то же время студенты иных направлений и специальностей иногда приходят к выводу, что педагогика – дело куда более интересное, нежели то, чем они занимаются сейчас. Нужно дать возможность и тем и другим работать по призванию.
В-­третьих, поддержка молодых учителей. Речь в проекте концепции идёт не столько о материальной, сколько о профессиональной поддержке. Сейчас они часто уходят из школы, потому что старшие коллеги не могут оказать им профессиональную помощь. Нужно создавать профессиональные сообщества молодых учителей – и реальные, и виртуальные; хорошо известны такие сообщества в разных регионах – например, в Красноярском крае. Если удастся в первые два­три года помочь молодому учителю удержаться в школе, он наверняка останется там работать и станет хорошим специалистом.
Разработчики концепции считают, что эти и другие шаги помогут поднять педагогическое образование на новый уровень.
Борис Старцев»
Проект Концепции поддержки развития педагогического образования

90 queries in 1,159 seconds.