Псковский областной институт повышения квалификации работников образования

БИБЛИОТЕКА

English

 

 

©cnpi 2005

 

 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ...

Форма: брейн-ринг
Цели: содействие гражданско-патриотическому воспитанию, привлечение к чтению литературы по истории России, помощь учебному процессу.
Возраст: учащиеся 9, 11 классов.
Количество участников: от одного класса до параллели.
Место проведения: библиотека, актовый зал, кабинет истории, школьный музей.
Оборудование: - музыкальная аппаратура,
- бумага, ручки,
- книжная выставка.
Этапы подготовки и проведения
а) подготовительный этап:
• организационная работа: выбор читательской аудитории, подбор состава жюри, реклама мероприятия;
• организация книжной выставки;
• проведение обзоров литературы;
• выбор музыкальных фрагментов.
б) проведение мероприятия

• вступительное слово учителя;
• проведение игры;
• поощрение победителей, подведение итогов.
в) заключительный этап: анализ мероприятия с учителями.
Советы по проведению: Вопросы зрителям задаются, когда команды отвечают на вопросы письменно или просят дополнительное время на подготовку.
Вопросы рассчитаны на 3 команды.
При подготовке данного мероприятия можно провести обзоры литературы в классах.
Игру проводит библиотекарь или учитель.
Условия игры: за каждый правильный ответ команда получает 2 очка, если ответ неполный - 1 очко. После каждого раунда жюри подводит итоги. В перерывах между раундами можно поставить музыку, например, "Митьковские песни", "Песни Великой Отечественной войны", или поиграть в игру со зрителями.
Если команда не ответила на вопрос, отвечать могут команды - соперники. Если и те не отвечают на вопрос - право ответа предоставляется зрителям.

Литература:
1. Быков В.В. Альпийская баллада. Сотников. М.: Знание, 1979
2. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие. Л.: Лениздат, 1980.
3. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М.: Дет.лит., 1973.
4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В трех томах. М.: Изд-во АПН, 1983.
5. История Второй мировой войны: 1939 - 1945. Т.1-12.М.: Политиздат, 1973-1982.
6. Канун и начало войны: Документы и материалы. Л.:Лениздат,1991.
7. Никитин С. Падучая звезда. Воробьев К. Убиты под Москвой. Кондратьев В. Сашка. Повести. М.: Дет.лит.,1989.
8. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М.: Сов. Россия, 1990.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

I раунд. Ответьте на вопросы:
А. 1.Что такое:
"Тайфун"? (План наступления на Москву гитлеровских войск)

"Цитадель"? (План наступления гитлеровских войск на Курской дуге)

"Багратион "? (План по освобождению Белоруссии)

2.Назовите сроки и события:

Тегеран (ноябрь 1943)

Ялта (февраль 1945)

Потсдам (апрель 1945)

3.Чем известны следующие имена?

Рузвельт (32 президент США)

Черчилль (премьер-министр Великобритании)

Трумэн (33 президент США)

Б.1.Что такое Хатынь? (деревня в Белоруссии, сожженная с немцами в 1943 г. вместе с жителями)

2.Что такое Катынь? (деревня под Смоленском, где накануне войны были расстреляны в сталинских лагерях польские офицеры)

3.Что такое Любань? (поселок под Ленинградом, где провалился прорыв блокады Ленинграда и армия генерала Власова сдалась в плен)

В.1.Назовите суть секретных протоколов к советско-германским договорам 1939 года.
(Согласно этим переговорам Гитлер и Сталин делили Восточную Европу накануне 2 мировой войны)

2.Охарактеризуйте Приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16.08.41
(Не сдаваться в плен, сдавшихся - считать дезертирами, семьи их подлежат аресту)

3.Охарактеризуйте Приказ № 227 Комиссара обороны от 28.07.42
("Ни шагу назад". Заград.отряды, штрафные батальоны.)

Г.1.Что такое план "Ост"?
(План покорения народов Восточной Европы)

2.Что такое план "Барбаросса"?
(План войны гитлеровской Германии против СССР, утв. в 1940г.)

3.Охарактеризуйте взаимоотношения церкви и государства во время ВОВ.
(Государство сделало шаг навстречу церкви, открываться церкви).

Д.1.Вооруженные силы каких стран участвовали вместе с Вермахтом в боевых операциях?
(Италия, Венгрия, Болгария, Румыния)
2.Когда и где был открыт "второй фронт"?
(В июне 1944 г. в сев-зап. Франции Англией и США)

3.На каких направлениях были сосредоточены основные группы немецких армий в начале войны? Назовите эти группы.
(Группа армий "Север" - Ленинград, Псков, Прибалтика;
"Центр" - на Москву;
"Юг" - через Украину на Крым и Донбасс.)

Е. Назовите сроки:

1.Битвы под Москвой (октябрь-декабрь 1941г.)

2.Битвы на Курской дуге (июль - сентябрь 1943 г.)

3.Сталинградского сражения (июль - декабрь 1942 г.)

Ж.1.Когда Псков был оккупирован немецкими войсками? (9 июля 1941г.)

2.Когда Псков был освобожден от немецко-фашистской оккупации? (23 июля 1944г.)

3.Что такое Братский край? (Территория, которая контролировалась партизанами на границе России, Белоруссии и Латвии)

II раунд. Литературный.

А. Назовите художественные произведения о Великой Отечественной войне, которые Вы знаете. (Письменно)

Б. Назовите автора:

1.Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом
При жестоком налете.
(А. Твардовский)

2.Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью,
Куда ж теперь идти солдату?
Кому нести печаль свою?
(М. Исаковский)

3.Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины
Как шли бесконечные, злые дожди?
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав как детей от дождя их к груди...
(К. Симонов)

В. Назовите автора и название.

1."-Ну что Вы в самом деле! У меня мама - медицинский работник...
-Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?"
(Б. Васильев "А зори здесь тихие"0)

2."Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку и сразу вдруг ничего не стало видно, кроме неба, он ничего не понял. Только потом, когда вырвавшийся из рук котелок со звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью, до него дошло - ранило".
(В. Кондратьев "Сашка")

3. "Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха его взгляд следовал за кем-то под виселицей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца."
(В. Быков "Сотников")

III раунд. Музыкальный

1.Назовите песню и исполнителя:

Отрывки из песен Л. Руслановой, Л. Утесова, К. Шульженко.

2.Спойте песню на военно-патриотическую тему.

Вопросы зрителям:

1.Когда впервые в годы Великой Отечественной войны был дан Салют Победы?
(5 августа 1943 г. - освободителям Орла и Белгорода.)

2.Когда и каким событием закончилась Вторая мировая война?
(2 сентября 1945 г. подписанием Акта о безоговорочной капитуляции Японии)

3.Когда проходила Висло-Одерская операция?
(с 12 января по 3 февраля 1945 года)

4.Кто такой Александр Матросов?
(Герой ВОВ, в бою за дер. Чернушки Псковской области закрыл телом амбразуру вражеского дзота)

5.Кто такой Иван Кожедуб?
(Трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель)

6.Назовите точное время начала Великой Отечественной войны.
(Четыре часа утра)

7.Что такое "рельсовая война"?
(Крупная операция советских партизан в августе - сентябре 1943 года).

В конце жюри подводит окончательные итоги, ведущий объявляет результаты.

Подготовила В.Б. Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО

 

на главную