Псковский областной институт повышения квалификации работников образования

БИБЛИОТЕКА

English

 

 

©cnpi 2005

 

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ МОЗАИКА

Форма: литературная игра
Цели: - приобщение к книге и литературе; знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной литературы для подростков

Возраст: учащиеся 7-8 классов

Количество участников: 2 команды игроков (по 5-10 чел), зрители

Место проведения: читальный зал, актовый зал, класс

Оборудование: книжная выставка, бумага, ручки для участников

Этапы подготовки и проведения:
а) подготовительный этап:
- организация книжной выставки,
- подготовка обзоров литературы,
- проведение обзоров в классах,
- организационная работа по информированию о мероприятии.
б) проведение игры
в) заключительный этап: анализ читательских формуляров участников мероприятия.

Условия игры: Каждая команда отвечает на свой вопрос. Если ответа нет, или он неправильный, право ответа предоставляется соперникам. Если команды не могут ответить на вопрос, в игре могут принять участие зрители, которые получают жетончики за правильный ответ. В разминке могут играть зрители, если команды не отвечают.

Литература:
1. Дюма А. Три мушкетера. Любое изд.
2. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. Любое изд.
3. Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе. Любое изд.
4. Краткий словарь литературоведческих терминов: Пособие для учащихся средней школы / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1978.
5. Стивенсон Л.С. Остров сокровищ. Любое изд.
6. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. СПб.: Дуэт, 1994.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Разминка. (1 балл) На вопрос отвечает команда, которая первой поднимет руку.

1. Разбойника, убивавшего людей звуком своего голоса, победил человек, едва научившийся ходить. Назовите их имена? (Соловей-разбойник и Илья Муромец)

2. Фермер вырастил на участке рекордный урожай, но не справился с уборкой и пригласил на помощь 5 работников. Это помогло. Кто были эти работники? (Бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка)

3. Назовите предмет, который Гекльберри Финн с упоением крутил на веревке над головой, развлекаясь? (Дохлую кошку)

4. Героиня какой повести жила в 9 лет на вилле «Курица» вдвоем с маленькой обезьянкой? (Пеппи Длинныйчулок)

5. Назовите «лошадиную фамилию» героя чеховского рассказа. (Овсов)

Раунд I. Назовите автора, произведение и героя. (3 балла)

А. Задание дается на листке. Время на размышление - 1,5 мин.

1. «Это был высокий сильный, грузный мужчина со смуглым лицом. Просмоленная косичка торчала над воротом его засаленного синего кафтана. Руки у него были шершавые, в каких-то рубцах, ногти черные, поломанные, а сабельный шрам на щеке - грязновато-белого цвета, со свинцовым оттенком. Помню, как он вдруг загорланил старую матросскую песню, которую потом пел так часто:
Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!»
(Стивенсон. Остров сокровищ. Сильвер)

2. «Иногда он просиживал целый день в лаборатории, иногда - в анатомичке, а порой надолго уходил гулять, причем эти прогулки, по-видимому, заводили его в самые глухие закоулки Лондона. Его энергии не было предела, когда на него нападал рабочий стих, но время от времени наступала реакция, и тогда он целыми днями лежал на диване в гостиной, не произнося ни слова и почти не шевелясь».
(Конан Дойл. Записки о Ш. Холмсе. Шерлок Холмс)

Б. Задание дается на листке. Время на размышление - 2 мин.

1. «Когда зашло солнце и работа моя была кончена, я, направляясь к своей койке, вдруг подумал, что неплохо было бы съесть яблоко. Быстро выскочил я на палубу. Вахтенные смотрели вперед по курсу, надеясь увидеть остров. Рулевой, наблюдая за наветренным углом парусов, тихонько посвистывал. Все было тихо, только вода шелестела за бортом. Оказалось, что в бочке всего одно яблоко. чтобы достать его, мне пришлось влезть в бочку».
(Стивенсон. Остров сокровищ. Джим)

2. «Один из моих друзей... один из моих друзей, а не я, запомните хорошенько, - сказал он с мрачной улыбкой, - некий граф, родом из той же провинции, что и я, то есть из Берри, знатный как Дандоло или Монморанси, влюбился, когда ему было 25 лет, в шестнадцатилетнюю девушку, прелестную, как сама любовь. Сквозь свойственную ее возрасту наивность просвечивал кипучий ум, неженский ум, ум поэта. Она не просто нравилась, она - опьяняла. Жила она в маленьком местечке вместе с братом, священником».
(Дюма. Три мушкетера. Атос и миледи)

В. 1. «Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улегся спать».
(Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Чебурашка)
2. « - А кто тебя разговаривать научил?
- Да так. Где слово запомнишь, где два. А потом я одного профессора жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног».
(Успенский. Дядя Федор, пес и кот Матроскин)
Раунд II. Конкурс знатоков. (5 баллов)

А. Время на размышление - 5 мин.
Нарисуйте словесный портрет литературного героя:
1. О. Бендер
2. Д’Артаньян

Б. Время на размышление - 3 мин.
1. Перечислите крылатые выражения Остапа Бендера
2. Перечислите слова из лексикона Эллочки - Людоедки.

Раунд. III. Конкурс поэтов. (3 балла) Время - 5 мин.

Составьте строфы по рифмам: Рифмы даются на листке

1. «одинокий» «голубом» «далекой» «родном»

2. «деревня» «родной» «санках» «крутой»

3. «дорожках» «зверей» «ножках» «дверей»

4. «зеленый» «том» «ученый» «кругом»

Раунд IY. Юные литературоведы. (2 балла). Вопрос обеим командам. Отвечают, кто быстрее поднимет руку.

А. 1. Чем отличается рефрен от референдума?
2. Чем отличается эпитет от эпитафии?
3. Чем отличается аллегро от аллегории?
4. Чем отличается анаграмма от фонограммы?
5. Чем отличается гипербола от гипотенузы?

Раунд Y. Напишите сценарий. (5 баллов) Это задание команды получают в письменном виде. Время на подготовку – 15 мин.

1. Напишите сценарий боевика «Три медведя»
2. Напишите сценарий мелодрамы «Курочка ряба»
3. Напишите сценарий фильма ужасов «Три поросенка»

Пока команды пишут сценарий, ведущий проводит игру со зрителями.

Игра со зрителями. Зритель, ответивший на вопрос, получает жетон. Тот, кто набирает большее количество жетонов, получает приз.
Вопросы зрителям
1. Чем понравился д ‘Артаньяну Гримо настолько, что он взял его к себе в услужение? (Сосредоточенно плевал с моста в реку.)
1. Какие литературные герои курили трубку? (Ш. Холмс, Мегрэ, Крокодил Гена)
2. Назовите произведения, героинь которых звали Алиса. («Алиса в стране чудес», «Сто лет тому вперед», «Золотой ключик»)
3. Как звали дикаря, которого Робинзон спас от смерти? (Пятница)
4. Какой литературный герой больше всего на свете любил мед? (Винни- Пух)
5. Какой литературный герой обманул пятерых, но был обманут шестым, за что жестоко поплатился? (Колобок)
6. Из какого графства родом был кот, оставлявший после своего исчезновения улыбку. (Чешир)
7. Героем какого произведения является капитан Никто? (Капитан Немо из романа "20 тысяч лье под водой" Ж. Верна.)
8. Назовите героя детективных произведений А. Кристи, главным украшением которого были роскошные усы? (Э. Пуаро)
9. Герой какого романа упорно боролся с ветряными мельницами? («Дон-Кихот» М. Сервантеса)
10. Кто написал роман «10 негритят»? (А. Кристи)
11. Самые юные из печально известных возлюбленных? («Ромео и Джульетта» У. Шекспира)
12. Продолжите строки:
Белеет парус одинокий...

У лукоморья дуб зеленый...

Однажды в студеную зимнюю пору...

Как ныне сбирается вещий Олег...

В конце игры ведущий подводит итоги.

Подготовила В.Б. Антипова, зав. библиотекой библиотекой ПОИПКРО

на главную