Псковский областной институт повышения квалификации работников образования

БИБЛИОТЕКА

English

 

 

©cnpi 2005

 

 

Подготовила В.В. Федорова,
зав.библиотекой СЭЛ № 21

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
(Для учащихся 6-8 классов)

Мероприятие рассчитано на учащихся среднего возраста.
Цель: содействие формированию культуры речи учащихся, привлечение внимания к русскому языку, знакомство со словарями и литературой по русскому языку.
Форма: Лингвистический калейдоскоп сочетает в себе игровые формы с обзором литературы, а также беседой о русском языке.
Оборудование: Книжная выставка «Язык - знакомый незнакомец».
Чистая бумага для выполнения заданий.
Перед началом игры учащиеся делятся на две команды, каждая из которых в ходе мероприятия получает задания.

Сценарий проведения

Библиотекарь: С раннего детства мы начинаем учить русский язык, который дан нам во владение. Взрослея, в общении друг с другом, с книгой, мы продолжаем расширять круг наших языковых познаний. Но часто ли мы задумываемся над тем, почему мы говорим так, а не иначе? Откуда берутся слова? Назовите мне несколько русских слов на букву «а»... (Дети начинают говорить все знакомые слова). Так вот, в исконно русском языке практически нет слов, начинающихся на букву «а». Их всего шесть «авось, ад, артель, ау, ах, аховый». Остальные слова - это заимствования из других языков.
Или еще пример - слова «телега, табуретка» - это тоже заимствования из других языков. Но, я думаю, что способность вбирать в себя идет не от слабости, а от силы языка. Русский язык постоянно развивается, совершенствуется, обогащается, Сколько слов знает обычный человек? Подсчитано, что Пушкин употреблял 20 тысяч слов. Эллочка - людоедка из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова обходилась 30 словами. «Орфографический словарь» под редакцией В.В. Лопатина содержит 100 тысяч слов. Ученые считают, что мы в обычной речи используем 10 -12 тысяч. Проблемы языкознания изучает наука, о которой сегодня мы с вами поговорим - лингвистика. Кто-нибудь знает, что такое лингвистика? Лингвистика - это наука о языке, языкознание.
Язык существует для того, чтобы удовлетворить потребность людей в общении друг с другом. При этом - цель любого общения в том, чтобы человек понял человека. К сожалению, часто бывает так, что люди говорят на одном языке, но не совсем понимают друг друга. Так возникают всевозможные недоразумения, а иногда и конфликты. Происходит это, главным образом, оттого, что многие так и не научились выражать свою мысль грамотно и ясно и снисходительно относятся к собственной речевой небрежности. Сейчас я приведу вам знаменитый отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», рассказанный современным молодежным языком и вы увидите, какое впечатление это производит.
«Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клевые волны свои. Ни гикнется, ни накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаещь - пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит...».
Русский народ давно подметил особенности общения, и в одной из пословиц уважительно отозвался о той серьезной работе, которую выполняет человек, общаясь с другим, и сравнил эту работу с нелегким и благородным трудом земледельца: «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает».
Очень часто, читая сочинения школьников, можно найти ошибки и в написании слов, и в построении предложений, и в употреблении лексики. Ответьте мне, какие ошибки мы можем найти в следующих фразах из школьных сочинений: Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.
Задание 1 :«Семь крестьян - правдолюбцев решили дознать: «кому живется весело, привольно на Руси» (дознаться)
«Читая поэму «Кому на Руси жить хорошо, содрогаешься сердцем над судьбой Матрены Тимофеевны» (содрогаемся от чего-либо)
«Павел, благодаря сложившихся обстоятельств был увлечен новыми идеями» (благодаря чему-либо)
Библиотекарь: А как правильно говорить свекла или свёкла, средства или средства, кто последний или кто крайний?
Для того, чтобы вас правильно понимали, старайтесь как можно чаще проверять, как вы владеете русским словом, общаясь с людьми, сможете ли вы увлечь других тем, чем интересуетесь сами. Здесь неоценимую помощь окажут вам словари и справочники. Все знают, что такое словарь. Это собрание слов, обычно в алфавитном порядке с пояснениями, толкованиями или переводом значений слов с другого языка. Существуют различные типы словарей. Готовясь к этому мероприятию, я использовала, в основном, два словаря «Словарь русского языка» Ожегова (кстати, это, пожалуй, самый популярный словарь, он выдержал 19 изданий) и «Словарь иностранных слов». Я нашла слова, которые достаточно часто встречались вам в классической русской литературе и в современном литературном языке.
Задание 2. Подберите смысловое объяснение словам. Например, балбес - какими качествами, по-вашему наделен человек при такой нелестной характеристике? Или анчоус - что это, по-вашему: экзотический соус или мелкая морская рыба? Сейчас я дам каждой команде задания, на которые вы должны ответить.
Слова для задания 2: аббревиатура, ажиотаж, мульти-, выжига, галиматья, каверза, какофония, козырять, белошвейка, импровизация, абракадабра.
Библиотекарь:Существует великое множество словарей. Если нас интересует, что означает то или иное слово, мы обращаемся к толковому словарю. Здесь помимо объяснений значений слова, мы найдем сведения о его правописании, а также происхождении. Если у нас возникают трудности с ударением и произношением, мы обращаемся к орфоэпическому словарю. Понять значение того или иного фразеологического выражения нам поможет фразеологический словарь. Кроме того, существуют словарь синонимов, словарь пословиц и поговорок, этимологический словарь и другие. Научитесь пользоваться словарями, и они будут для вас верными помощниками. Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке».
(По ходу рассказа библиотекарь показывает словари, о которых говорит)
А теперь я хочу убедить вас в том, что лингвисты достаточно остроумный народ. Есть такой веселый словарь - энтимологический. В нем более 1000 слов. При желании вы и сами можете пополнить этот словарь.
Артишок - нервное потрясение у артиллеристов.
Банкетка - завсегдатайка вечеринок
Баранка - овца
Безграмотный - окончивший школу без похвальной грамоты
Бездарь - человек, которому ничего не подарили на день рождения
Ветрянка - легкомысленная девушка
Волнушка - мелодрама
Горбуша - верблюд
Дерюга - зубной врач
Дурман - глупый человек
Закладка - ябеда, доносчица
Лишайник - студент без стипендии
папье-маше - родители
Пешка - учительница пения
Если вас заинтересует этот словарь, вы можете обратиться к книге Б.Ю. Нормана «Язык - знакомый незнакомец». Минск, 1987.
Чтобы помочь нам узнать, насколько хорошо мы знаем русский язык, существует достаточно много различных увлекательных заданий, языковых игр, лингвистических задач. Давайте попробуем сегодня проверить, достаточно ли мы сильны в русском языке.
Я поставлю перед вами несколько совсем простых вопросов, а вы уж решайте сами, легко ли вам было на них отвечать.
Задание 3: Существует несложная по своим условиям игра «навуходоносор». Из букв, составляющих какое-то длинное слово (например, «навуходоносор») надо составить как можно больше различных существительных. Каждая команда пишет на листочке свои варианты. Кто придумает больше слов - тот выиграл.
Задание 4: Я предлагаю вам сказку Людмилы Петрушевской. Переведите ее на русский язык.
"Пуськи бятые
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
И волит:
-Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
-Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
-Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
-Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявы! Пуськи бятые!"
Задание 5 :Для разных условий общения пригоден свой, особый стиль речи. Русский язык блистает многообразием стилей - это и официально-документальный стиль, и публицистический стиль, и научный стиль, и художественный стиль. Задание заключается в следующем - вы должны сделать «перевод» на «другой стиль», т.е. сохранив смысл, необходимо заменить слова на другие. Ничего, если при этом потеряются рифмы. Используйте официально-документальный стиль (канцеляризмы), публицистический.
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.

Жюри подсчитывает очки и подводит итоги. После поздравления победителей библиотекарь еще раз приглашает всех почаще приходить в библиотеку.

Использованная литература:
1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.
2. Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове. М.: Знание, 1978.
3. Норман Б.Ю. Язык - знакомый незнакомец. Минск, 1987.
4. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.: Просвещение, 1982.
5. Шмаков С.А. Игры- шутки, игры - минутки. М.: 1993.

на главную