В конце октября в нашем регионе был проведён школьный этап ВсОШ по информатике. Впервые мероприятие проходило в новом формате: оно было организовано Сириусом централизовано для всех регионов страны (почти для всех – несколько регионов проводили школьный этап самостоятельно). Подробный анализ прошедшей олимпиады проведён Кириенко Денисом Павловичем – руководителем команды разработчиков олимпиады.

  1. В целом мы приветствуем централизованную организацию и проведение олимпиады, если к разработке заданий привлекаются специалисты из регионов (как и было сделано). Одним из важных аргументов против централизованной разработки заданий для школьных и муниципальных этапов у нас всегда был аргумент «вымывания» в результате этого из регионов творческой педагогической мысли и творческой инициативы на местах. То есть на местах должны быть коллективы, которые непосредственно участвуют в разработке и проведении олимпиады – это важная составляющая развития педагогических талантов в регионах. Если таких инициативных людей будут продолжать отыскивать и привлекать к разработке и проведению олимпиады – и олимпиада, и региональные педагогические кадры только выиграют от этого. Например, Кубок Псковской области.
  2. Стоит отметить, что с 2020 в Псковской области сотрудники РЦДО ПОИПКРО, ЦОКО и преподаватели «IT-куб.Псков» разрабатывают и проводят школьные и муниципальные этапы ВсОШ по информатике. Мы стали развивать практику проведения олимпиад по информатике с использованием специализированных облачных сервисов (тестирующих систем) – а именно, с использованием Яндекс.Контест и acmp в прошлом сезоне.

Что нам не понравилось в школьном этапе на платформе Сириус:

  1. Во-первых, не нравится, что школьников распустили писать олимпиаду по домам и писать олимпиаду можно было в течение всего дня с 8 до 20 часов. Понимаем, условия пандемии, но тем не менее… В результате масштаб списываний оказался грандиозным. Например, после проведения проверки на списывание по 9-11 классам, количество школьников с результатом > = 250 баллов (половина возможных баллов на олимпиаде) сократилась на 72,5%! То есть почти в 4 раза! Огромная благодарность Д.П. Кириенко, проведшему эту проверку, без которой было непонятно, как приглашать детей на муниципальный этап: по результатам сразу было ясно, что масштаб списываний огромный и надо очень сильно увеличивать квоту муниципального этапа, чтобы все дети, которые достойны прохождения на муниципальный этап и писали олимпиаду самостоятельно, попали бы на него. К сожалению, по 7-8 классам проверки на списывание произведено не было (из-за текстовых задач – там не понятно, списал участник или нашёл ответ самостоятельно), поэтому проблема с приглашением участников на муниципальный этап остаётся. Необходимо справедливо отнестись к детям, решавшим школьный этап самостоятельно!
  2. Во-вторых, нам не нравятся текстовые задачи (задачи, которые решаются на бумаге и ответ вписывается в текстовое поле). Мы всегда об этом говорили и продолжаем говорить: не нужна вторая олимпиада по математике – уже есть ВсОШ по математике! Да, текстовые задачи в большинстве своём получаются неплохими и иногда достаточно интересными. Но не настолько неплохими и интересными, какими они получаются на олимпиаде по математике. Мы против увеличения массовости олимпиады за счёт отхода от самой составляющей предмета – от поиска алгоритма решения алгоритмической задачи. Массовость сама по себе не такой важный критерий успешности олимпиады, на наш взгляд. Контраргументом в этом вопросе является возможность привлечения детей, не умеющих программировать, но показавших высокие результаты на текстовых задачах к занятию информатикой и программированием. Но, во-первых, нам не известны действенные механизмы привлечения таких детей – им просто некуда идти и некому их привлекать, а, во-вторых, точно так же можно просто воспользоваться результатами математических олимпиад!
  3. В-третьих, нам не нравится откровенная поддержка детей, пишущих на языке Python, в ущерб традиционным принципам оформления заданий. А именно: некоторые начинающие программисты на Python не умеют считывать несколько чисел из одной строки (почему, правда – непонятно!), поэтому во всех задачах решено было сделать ввод по одному числу в строке. Но позвольте, некоторые начинающие программисты на языке C не умеют считывать и выводить 64-битные целые числа (а вот это как раз понятно почему – во всех задачах самого начального уровня вполне хватает работы с 32-битными целыми), которые требуются для решения задач – они почему-то соответствующей помощи в условиях задач не получили. Кроме того (что даже важнее) – разнесение чисел по строкам – это элемент логической компоновки входных данных, помогающих правильно понять условие и суть задачи. Входные данные по возможности должны быть человекочитаемыми – это не только особенность олимпиадных задач по информатике, но и важный элемент воспитания культуры будущего программиста, или шире – инженера или исследователя. Опять же в угоду массовости мы отступаем от качественного содержания того, что мы делаем. Мы такое не приветствуем!

И закончим на позитивной ноте:

  1. Выражаем благодарность всем школьникам Псковской области, которые, проявляя интерес к нашей науке и руководствуясь священным олимпийским принципом fair play, приняли участие в олимпиаде и честно, и самостоятельно её написали!
  2. Таким образом, мы полностью поддерживаем мысли преподавателей Краснодарской школы программирования: Владимир Сухов, ООО «ИТМ», директор Краснодарской школы программирования, кандидат физико-математических наук, VK Fellowship 2019
  3. 25 ноября, 10:00 в Псковской области единый муниципальный этап ВсОШ по информатике. Пробный тур муниципального этапа Псковской области. Стартовать пробный тур можно в любое время. Оценить свои силы могут все школьники и учителя информатики Псковской области. Продолжительность 180 минут. Не влияет на результаты муниципального этапа.

С уважением, Владимир Филиппов, доцент РЦДО ПОИПКРО, кандидат педагогических наук,
VK Fellowship 2019, сообщество «Тяжёлый кот».

Метка: ,

60 queries in 0,126 seconds.