Методология, теория и практика анализа современного урока в парадигме
научной школы Ю.А. Конаржевского

  1. Завершаются наши курсы по заявке администрации школы. В этой связи тема курсов определила их цели и задачи:
    • расширить методологические и теоретические знания, касающиеся такой важной профессиональной функции, как «педагогический анализ современного урока»;
    • эти знания перевести в обновленные первичные умения анализировать еще не состоявшийся урок на этапе его моделирования, затем реализации и самоанализа, и анализа наставниками;
    • после прохождения курсов ПК определить перспективу в реализации аналитической функции как профессиональной компетенции в дальнейшей урочной деятельности учителя с учетом интеграции классической дидактики (научная школа Ю.А.Конаржевского) в современные образовательные процессы.
  2. Методологический блок наших курсов был реализован в увертюре (профессиональная метафора), которая являлась вступлением, определяющим логику и стилистику целей, задач, содержания, методов, технологий всего процесса повышения квалификации на наших курсах. Наши очные-онлайн лекции и вводный практикум, информационные материалы, дополняющие и углубляющие их, данные для самостоятельной работы (но к ним мы обращались неоднократно и в других блоках курсов, особенно — в практическом) позволили нам органично соединить (интегрировать) классическую (по Конаржевскому) и современную (по ФГОС) дидактику. В итоге мы получили методологическую модель, которая определила именно повышение квалификации в заказанной (заявленной) проблеме. На уровне итоговой рефлексии совместной деятельности это выразилось в интеграции системно-деятельностного подхода (классическая дидактика в лице Конаржевского) с дидактикой ФГОС, содержащей ситуационный, компетентностный, комплексный подход.

    Так ситуационный подход позволяет в условиях цифровизации и иногда излишней алгоритмизации и схематизации не потерять человека в лице и учителя и ребенка в их изменчивости (люди как реки — Толстой), порою непредсказуемости в иных ситуациях, в их непохожести на других (каждый человек – космос, личность и индивидуальность). Реализация этого подхода требует нового обращения к психологии личности (ребенка, учителя), к психологии деятельности (учебной, например), к психологии отношений и общения в образовательном процессе. И не просто обращения к психологии, а интеграции ее в дидактику современного урока и урочной деятельности.

    Так компетентностный подход позволяет не потерять такую важную функцию и составляющую образовательного процесса, — как социализация ученика. В итоге чего он становится способным оптимально актуализировать приобретенные знания в школе в своей жизни, в выбранной профессии. Компетентностный подход в соединении с системно-деятельностным гармонично замыкает цепочку: учебная информация – знания-умения и навыки- компетенции. Делает процесс образования целостным, продуктивным.

    Комплексный подход позволяет объединить в единое целое все звенья классической и современной (ФГОСовской) дидактики, снижает риски чрезмерной формализации образовательного процесса, сохраняет культурную преемственность педагогических смыслов, ценностей, идеалов, взглядов, эволюционно объединяет традиции и новации в педагогике. Не секрет, что революции опасны в образовании, в культуре. Это чаще всего ведет к расчеловечеванию человека, делает его Иваном родства не помнящим, не уважающим тех открытий, завоеваний, которые для него и Будущего сделали предки. А самое главное — комплексный подход позволяет на новом, более высоком, незаформализованном уровне реализовать рефлексивную функцию на всех этапах урока: на этапе моделирования урока (прогностическая рефлексия), на этапе реализации урочного процесса (ситуативная рефлексия), на этапе завершения урока (итоговая рефлексия).
  3. Теоретический блок позволил нам обновить теоретические знания по проблемам урока, урочной деятельности, в особенности аналитической функции и компетентности учителя в его урочной деятельности. Эти знания мы с вами получили в лекциях, лабораторных занятиях, в информационных материалах, сопровождавших каждый модуль курсов. Эти теоретические знания были расширены за счет обращения к таким новым профессиональным разделам педагогики и дидактики, как артпедагогика и психодидактика. Но результативность работы коллектива с этими новыми разделами позволила сделать вывод: эту работу можно продолжить, что позволит выйти на новый качественный уровень профессиональной урочной деятельности, в частности – аналитической функции и компетенции. Это перспектива для коллектива, который и на данном этапе своего коллективного развития показывает достойное качество урочной деятельности.
  4. Этот вывод мы сделали после реализации практического блока курсов ПК, в котором были даны рядом учителей открытые уроки с дальнейшим их самоанализом и анализом.

    • Колотов Владимир Сергеевич – урок информатики 6 класс
    • – урок физики 8 класс
    • Комлева Елена Владимировна – урок математики 6 класс
    • Сергеева Оксана Владимировна – урок русского языка 5 класс
    • Солнцева Екатерина Александровна – урок русского языка 3 класс
    • Насонова Татьяна Геннадьевна – урок русского языка 3 класс
    • Коршунов Артур Александрович – урок физкультуры 9 класс (ретроспективный просмотр)
    • Назырова (Киреева) Зульфия – биология (конспект урока и его анализ в формате технологической карты)
    • Дацук Екатерина Сергеевна – урок математики 9 класс (конспект урока и его анализ в формате технологической карты).

    Все эти учителя продемонстрировали высокий уровень профессионализма: знание и умение реализовать в урочной деятельности модель классического урока в его разных типах (урок новых знаний, урок-исследование, и др.)

С точки зрения реализации последовательности этапов классической урочной деятельности и учебно-воспитательных моментов, входящих в каждый этап, все эти учителя продемонстрировали высокий уровень профессионализма. Достойный уровень профессионализма продемонстрировали эти учителя по такой важной позиции как формирование культуры предметного мышления: лингвистического, биологического, математического, физического.

Остается только пожелать коллективу школы творчества, которое не боится самовыражения, самореализации как учителя, так ученика в урочной деятельности и общении, не боится ломать привычные профессиональные стереотипы и шаблоны; не боится, там, где это уместно и оправдано, вносить свое, индивидуальное, свои маленькие наработки и открытия; не боится идти на эксперимент, на прорыв.

Хорошо, когда школа и коллектив работает в единой методологии, теории, концепции (система ценностей, смыслов, идеалов и научных подходов), но опасно, когда в уроках учителей проявляется единообразие: все уроки «как под копирку».

Благодарность.

Клуб Конаржевцев.

60 queries in 0,130 seconds.