Статья размещена с разрешения редакции независимого педагогического издания «Учительская газета» (режим доступа: http://www.ug.ru/) и автора статьи Петра Григорьевича Положевца. Опубликована в «Учительской газете» (№ 13 от 1 апреля 2014 года).

«Первые сто строк

Свершилось то, о чем я даже не мечтал, что никогда не приходило мне в голову. Но все по порядку…
В последние годы я часто бывал в Страсбурге и Брюсселе. Меня приглашали на семинары, конференции, рабочие совещания, на которых обсуждались вопросы, связанные в первую очередь с развитием гражданского образования. Европейские эксперты признают, что наша система гражданского образования — одна из самых динамично развивающихся, концептуальные подходы хорошо сбалансированны и постоянно актуализируются. Я уже не говорю про методы и технологии, которые, по данным последнего международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования, обладают высокой эффективностью. Особый интерес вызывает наша акция «Я — гражданин России». Подобная акция, которую в Европе называют проектом «Гражданин», проводится во многих странах: Польше, Болгарии, Чехии, Румынии, Испании, Словакии, Ирландии… Но наша акция отличается тем, что у нее всегда есть конкретный результат. Дети не только исследуют проблему того места, где они живут и учатся, анализируют ее, разрабатывают проект решения, но и добиваются его исполнения. Не зря Всероссийская акция «Я — гражданин России» вошла в план мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Она популярна в регионах. В ней с удовольствием принимают участие школьные команды. Учителя не считают ее дополнительной нагрузкой. Она для них хороший инструмент формирования у ребят тех качеств и компетенций, что требует новый федеральный государственный стандарт. Правда, с проведением всероссийского финала в этом году творится какая-то чехарда. Иногда кажется, что министерские чиновники не совсем понимают и сущность проекта, и его воспитательную значимость, и заложенный в нем потенциал.
Собственно, я не об акции хотел рассказать. О ней мы много раз писали на страницах «Учительской газеты» и на нашем сайте. А о том, как каждый раз на международные встречи привозил я с собой свежие номера нашей газеты, раздавал их всем участникам независимо от того, читают они по-русски или нет, рассказывал, о чем мы пишем и почему отстаиваем или критикуем ту или иную позицию. После таких встреч нечасто, но приходили письма от зарубежных коллег с просьбой разместить на своем сайте перевод нашей той или иной публикации.
И вот буквально на днях пришло официальное письмо из Брюсселя. В нем говорится, что ввиду необходимости повсеместного изучения достижений российской системы образования, касающихся создания и внедрения нового поколения стандартов, независимой системы оценки учебных достижений учащихся и развития кочующих школ, поручить национальным министерствам образования Евросоюза выделить средства всем школам на годовую подписку «Учительской газеты». Я тут же позвонил своему знакомому чиновнику, давно обитающему в Брюсселе в качестве эксперта одной международной организации, и спросил, как удалось протолкнуть подобное решение, о котором мне и не снилось, и кто это сделал. Он сказал, что речь вообще шла о том, чтобы каждый европейский учитель имел на рабочем столе «Учительскую газету», и предлагалось сделать это за счет профсоюзов, но Интернационал образования (Международный профсоюз работников образования) категорически выступил против, сказав, что учитель должен иметь выбор, и предложил создать список лучших педагогических изданий. В него опрошенные в срочном порядке эксперты внесли кроме «Учительской газеты» английскую «Time’s Education Supplement», американскую «Education Weekly», ботсванскую «Jala-Gala Rutirity» и китайскую «Аминь Же-бао». Но часть национальных учительских профсоюзов выступила против идеи выбора из списка. Они решили создавать свои профсоюзные учительские газеты. И вскоре, как сказал мой друг, шеф-редактор «Моего профсоюза» Наталья Бунякина получит приглашение от профсоюзов нескольких стран оказать им помощь. С одной стороны, меня это порадовало. Консультации, наверное, будут не безвозмездными. (Лишний евро Наташе не помешает.) С другой стороны, порадовало не очень: где искать замену Наталье? И что делать, если оказание помощи затянется? И еще мой друг сказал, хорошо, что решение об обязательном экземпляре «Учительской газеты» в каждой школе Евросоюза было принято до референдума в Крыму. После вхождения Крыма в состав России такое решение никто бы не смог протолкнуть. Что же касается автора идеи, то одни говорят, что это была Ангела Меркель, когда в обзоре увидела текст Исака Фрумина про профессиональный стандарт педагога, другие утверждают, что это Дэвид Кэмерон предложил, когда советники показали ему полную подборку публикаций «УГ» о новом британском стандарте образования.
Сегодня на редколлегии мы будем обсуждать вопрос: может быть, нам в связи с открывшимися обстоятельствами надо половину текстов печатать на английском языке, чтобы сделать газету более доступной нашим европейским подписчикам?..
Нашим региональным управленцам системы образования хочу напомнить, что с сегодняшнего дня началась подписная кампания на второе полугодие. Возьмите пример с европейских коллег. Проявите политическую волю. Пусть в каждой российской школе будет «Учительская газета». Как бы ни тешило наше самолюбие и профессиональную гордость историческое решение Евросоюза, мы все-таки считаем себя газетой российского учительства, газетой, меняющей систему образования, газетой, строящей наше непростое будущее, поэтому оставайтесь с нами.»

59 queries in 0,142 seconds.